Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 21 мая 2015 г. по делу N 33А-912/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
ФИО10,
судей:
ФИО11 ФИО9,
при секретаре ФИО8, с участием заявителя ФИО1 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому бывшему военнослужащему квартирно-эксплуатационного управления "адрес" квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации старшему прапорщику запаса ФИО2 отказано в удовлетворении заявления об оспаривании решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи ФИО9, объяснения заявителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, в период прохождения военной службы, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 на состав семьи 4 человека от военного ведомства был обеспечен трехкомнатной квартирой, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 64 кв.м. В 2003 году ФИО2 расторг брак с супругой, в 2005 году жилое помещение с согласия заявителя было приватизировано его бывшей женой и дочерьми, ДД.ММ.ГГГГ он снялся с регистрационного учета по вышеуказанному адресу, а с ДД.ММ.ГГГГ в связи с переводом к новому месту службы зарегистрировался в "адрес". В 2009 году решением суда ФИО2 было отказано в выделении в пользование отдельной комнаты в ранее предоставленной квартире в "адрес". В последующем, в 2010 году ФИО2 был уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями с оставлением в списках нуждающихся в получении жилья.
Обнаружив отсутствие о себе сведений в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, ФИО2 в феврале 2014 года обратился в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации с просьбой о принятии его на жилищный учет для чего представил необходимые документы. Решением руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО2 отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилья для постоянного проживания.
Полагая свои права нарушенными, ФИО2 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, в связи с чем обязать названный Департамент принять его учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, с внесением соответствующих сведений в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления ФИО2 отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы он указывает, что при принятии решения не было учтено то, что на момент признания его нуждающимся в жилом помещении, как бесквартирного, действовал приказ министра обороны РФ N, отмененный лишь N, который не предусматривал возможность исключения из списков нуждающихся ранее признавших нуждающимися в жилом помещении.
Далее отмечает, что свое жилищное положение он не ухудшал, так как переезд к новому месту службы был осуществлен по приказу министра обороны РФ, а ранее полученная квартира где находится на расстоянии 2500 км от нового места службы.
Настаивает, что он незаконно снят с жилищного учета ДД.ММ.ГГГГ, так как он находился на учете на улучшение жилищных условий по недостающей площади.
В заключение автор жалобы указывает, что решение Департамента об отказе в принятии на жилищный учет нарушает его право на жилье и получение денежных средств для приобретение жилья.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Вопреки утверждению в жалобе, судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статьям 15 и 23 Закона реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет органов военного управления жилья для постоянного проживания в период военной службы с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства. Кроме того, при увольнении с военной службы военнослужащий должен быть признан нуждающимся в обеспечении жильем для постоянного проживания.
Порядок и основания признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, включения их в списки очередников на получение таковых, обеспечения жильем и снятия с жилищного учета регламентирован Жилищным кодексом РФ, вышеприведенным законом и другими нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч. 1, 2 и 3 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Согласно материалам дела решением руководителя ДЖО от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО2 отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилья для постоянного проживания.
Основанием к принятию такого решения послужил тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель от военного ведомства был обеспечен жилым помещением в городе "адрес" "адрес", общей площадью 64 кв.м., в связи с чем был снят с учета нуждающихся в жилье, на котором состоял для обеспечения жильем.
Из материалов дела также усматривается, что в трехкомнатной "адрес", расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 64 кв.м., находящейся с 2005 года в общей долевой собственности бывшей жены заявителя - ФИО5, дочери - ФИО6 и дочери - ФИО7 в настоящее время остались проживать и зарегистрированы лишь указанные лица, а заявитель ДД.ММ.ГГГГ добровольно снялся с регистрационного учета по адресу этого жилья и только ДД.ММ.ГГГГ после перевода к новому месту службы зарегистрировался в "адрес".
При таких обстоятельствах, поскольку ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в связи с прохождением военной службы был обеспечен жилым помещением для постоянного проживания, расположенным по адресу: "адрес", общей площадью 64 кв.м., в последующем расторг брак, в 2005 году согласился на приватизацию ранее предоставленного жилого помещения его бывшей женой и дочерьми, а ДД.ММ.ГГГГ снялся с регистрационного учета по адресу названного жилья, то есть фактически утратил возможность сдать его жилищным органам Министерства обороны РФ, то решение гарнизонного военного суда о законности и правомерно действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе заявителю в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, суд обоснованно признал правильными.
Приходя к такому выводу, суд первой инстанции правильно учитывал, что в соответствии с приведенными выше положениями ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих на безвозмездное обеспечение жилой площадью за счет министерств и ведомств, в которых они проходят военную службу подлежит реализации ими лишь один раз, а ФИО2 реализовал это свое право путем получения по установленным нормам жилого помещения расположенного по адресу: "адрес".
Вопреки мнению автора жалобы, сведения о том, что после получения жилья в "адрес" он остался на жилищном учете для обеспечения еще каким-либо жильем и о принятии его установленным порядком на жилищный учет в Глав КЭУ суду представлено не были.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными и повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Верно:
Судья Московского
окружного военного суда ФИО9
Секретарь судебного заседания ФИО8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.