Заместитель председателя Сахалинского областного суда Усольцева И.В., рассмотрев жалобу Г.А.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 Долинского района от 17 апреля 2015 года и решение судьи Долинского городского суда от 27 мая 2015 года по делу о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Долинского района от 17 апреля 2015 года директор ЗАО " "данные изъяты"" Г.А.В. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
Решением судьи Долинского городского суда от 27 мая 2015 года названное постановление изменено.
На вышеуказанные вступившие в силу судебные постановления Г.А.В. подана жалоба, в которой он просит их отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку составление актов сверок с контрагентами не предусмотрено действующим законодательством и учетной политикой. Кроме того, непредставление актов сверок не препятствует осуществлению налогового контроля, поскольку данные акты были представлены контрагентами, и в материалах проверки имелось достаточное количество первичных документов на основании которых можно было осуществить проверку.
Дело истребовано в судебном участке N 4 Долинского района и поступило в Сахалинский областной суд 24 июля 2015 года.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
В соответствии с частями 1, 3 статья 93 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
Из материалов деле следует, что ДД.ММ.ГГГГ главным государственным налоговым инспектором МРИ ФНС N 5 по Сахалинской области Г.Н.К. для осуществления налоговой проверки на основании статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес ЗАО " "данные изъяты"" направлено требование N о представлении необходимых документов (всего 86 наименований) в течение 10 дней со дня вручения требования.
В установленный законом срок истребуемые документы были представлены Г.А.В. не в полном объеме: не представлены калькуляции цены скального грунта, реализованного сторонним организациям за ДД.ММ.ГГГГ в количестве "данные изъяты" штук; раздельный учет по бухгалтерским счетам по добытому и приобретенному скальному грунту за ДД.ММ.ГГГГ в количестве "данные изъяты" штук; акты сверки взаимных расчетов с организациями в количестве "данные изъяты" штук, что подтверждается актом N выездной налоговой проверки ЗАО " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. "данные изъяты").
По факту представления сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в неполном объеме, главным государственным налоговым инспектором Межрайонной ИФНС России N 5 по Сахалинской области Г.Н.К. в отношении директора ЗАО " "данные изъяты"" Г.А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Признав Г.А.В. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного часть. 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья исходил из того, что на основании статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей право налогового органа вне рамок проведения налоговых проверок истребовать у участников сделки документы (информацию) относительно конкретной сделки, требования налогового органа о представлении ЗАО " "данные изъяты"" соответствующих документов являются законными и обоснованными.
Решением N о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного начальником Межрайонной ИФНС России N 5 по Сахалинской области по факту проведенной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нарушение налогового законодательства, выразившееся в непредставлении документов по требованию N от ДД.ММ.ГГГГ заключается в непредставлении по требованию налогового органа актов сверки взаимных расчетов с организациями в количестве "данные изъяты" штук. Требование о представлении калькуляции цены скального грунта, реализованного сторонним организациям за ДД.ММ.ГГГГ и раздельного учета по бухгалтерским счетам по добытому и приобретенному скальному грунту за ДД.ММ.ГГГГ является неправомерным.
Решением судьи Долинского городского суда от 27 мая 2015 года постановление мирового судьи судебного участка N 4 Сахалинской области от 17 апреля 2015 года изменено путем исключения указания на непредставление Г.А.В. калькуляции цены скального грунта, реализованного сторонним организациям за ДД.ММ.ГГГГ и раздельного учета по бухгалтерским счетам по добытому и приобретенному скальному грунту за "данные изъяты". В остальной части постановление оставлено без изменения. При этом судья указал, что отсутствие у ЗАО " "данные изъяты"" актов сверок взаимных расчетов не является основанием для освобождения Г.А.В. от административной ответственности.
Между тем при рассмотрении дела судьями не учтено следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 31 Налогового Кодекса Российской Федерации Налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Из системного анализа приведенных выше норм следует, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в соответствующие органы только необходимых для исчисления и уплаты налогов документов, обязанность представления которых возложена на налогоплательщика нормами налогового законодательства.
В ходе производства по данному делу об административном правонарушении вопросы о том, необходимы ли истребованные у ЗАО " "данные изъяты"" акты сверки взаимных расчетов с организациями для исчисления и уплаты налогов, а также о том возложена ли на налогоплательщика нормами налогового законодательства обязанность представлять данные документы, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исследованы не были.
При этом, акт сверки взаиморасчетов, отражая состояние взаимных расчетов между сторонами, не является документом бухгалтерского и налогового учета, не отнесен ни Федеральным законом от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", ни постановлениями Госкомстата Российской Федерации к числу первичных бухгалтерских документов. Обязанность составлять акты сверок законодательством не предусмотрена.
Также, судами обеих инстанций не учтено то обстоятельство, что в соответствии с требованием N от ДД.ММ.ГГГГ необходимые документы истребованы налоговым органом в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах ссылка мирового судьи и судьи Долинского городского суда в судебных актах на статью 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации как на основания правомерности требования налогового органа о предоставлении документов, является необоснованной.
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в жалобы, протеста, при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление, решение по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 4 Долинского района от 17 апреля 2015 года и решение судьи Долинского городского суда от 27 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Г.А.В. не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление и решение по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Сахалинского областного суда
ПОСТАНОВИЛА:
постановление мирового судьи судебного участка N 4 Долинского района от 17 апреля 2015 года и решение судьи Долинского городского суда от 27 мая 2015 года по делу о привлечении Г.А.В. к административной ответственности по части 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Заместитель председателя
Сахалинскогообластногосуда И.В.Усольцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.