Судья Пензенского областного суда Крючкова Н.П., при секретаре Никулиной Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда дело по жалобе Государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области "данные изъяты" на решение судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 15 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении ООО Предприятие "Мастер ТЭН",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области "данные изъяты" от 25 февраля 2015 года ООО Предприятие "Мастер ТЭН" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, директор ООО Предприятия "Мастер ТЭН" Сергеева Н.А. обратилась 18.03.2015 г. в Ленинский районный суд г. Пензы с жалобой на вышеуказанное постановление, считая его незаконным и необоснованным, просила отменить обжалуемое постановление, прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Ленинского районного суда от 15.05.2015 г. жалоба директора ООО Предприятие "Мастер ТЭН" Сергеевой Н.А. удовлетворена. Постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области "данные изъяты" от 25 февраля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ООО Предприятие "Мастер ТЭН" отменено. На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ООО Предприятие "Мастер ТЭН" прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с данным решением, государственный инспектор труда (по охране труда) в Пензенской области "данные изъяты". 19.06.2015 г., обратилась в Пензенский областной суд с жалобой, датированной 17.06.2015 г., в которой просила постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области "данные изъяты" от 25.02.2015 г. оставить без изменения; решение судьи Ленинского районного суда от 15.05.2015 г. отменить.
В жалобе её податель указывает, что судом неправильно применены нормы Федерального закона от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" Аттестация рабочих мест грузчика и экспедитора ранее не проводилась, в связи с чем вывод суда об отсутствии потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на данном рабочем месте не соответствуют обстоятельствам дела.
В возражениях, поданных в Пензенский областной суд 06.08.2015 г., представителем директора ООО Предприятие "Мастер ТЭН" по доверенности Масловой Е.Н., представитель просил в удовлетворении жалобы отказать, решение судьи от 15.05.2015 г. оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Государственной инспекции труда в Пензенской области государственный инспектор труда (по охране труда) в Пензенской области по доверенности Беспалова Е.М. доводы жалобы поддержала, просила жалобу удовлетворить, решение судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 15.05.2015 г. отменить.
Директор ООО Предприятия "Мастер ТЭН" Сергеева Н.А., её представитель по доверенности Маслова Е.Н. доводы жалобы не признали, просили в удовлетворении жалобы отказать, решение судьи Ленинского районного суда от 15.05.2015 г. оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, считаю решение судьи законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Частью 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
- создание и функционирование системы управления охраной труда;
- применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
- предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
- расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
- беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;
- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- ознакомление работников с требованиями охраны труда;
- разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
- наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
Пунктами 1, 4, 6 ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" N426-ФЗ от 28.12.2013 г. предусмотрено, что работодатель обязан:
1) обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;
4) ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
6) реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.
Судья районного суда, проверяя законность обжалуемого постановления, установил и обоснованно исходил из того, что, признавая ООО Предприятие "Мастер ТЭН" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области "данные изъяты" исходила из того, что на основании распоряжения "данные изъяты" от 09.02.2015 г. заместителя руководителя Государственной инспекции труда (по охране труда) в Пензенской области "данные изъяты" государственным инспектором труда (по охране труда) "данные изъяты" "данные изъяты". была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО Предприятие "Мастер ТЭН" по адресу: "данные изъяты"
Из акта плановой выездной проверки от 25 февраля 2015 года следует, что в ходе проверки было выявлено допущенные ООО Предприятие "Мастер ТЭН" непроведение специальной оценки условий труда на рабочих местах, а именно: в нарушение ст. 212 ТК РФ, п. п. 1, 4, 6 ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" N426-ФЗ от 28.12.2013 г. в ООО Предприятие "Мастер ТЭН" не проведена специальная оценка условий труда на рабочих местах грузчика и экспедитора.
Однако материалами дела установлено, что при привлечении ООО Предприятие "Мастер ТЭН" к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ административным органом были нарушены требования КоАП РФ, неправильно применены нормы права, в связи с чем ООО Предприятие "Мастер ТЭН" необоснованно привлечено к административной ответственности.
С данными выводами судьи соглашаюсь по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" N426-ФЗ от 28.12.2013 г. специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Частью 6 ст. 10 данного Федерального закона предусмотрено, что идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:
1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
На основании ч. 6 ст. 27 названного Федерального закона в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.
Доказательств того, что рабочие места грузчика и экспедитора относятся к рабочим местам, указанным в ч. 6 ст. 10 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" N426-ФЗ от 28.12.2013 г., в материалах дела не имеется.
Следовательно, ООО Предприятие "Мастер ТЭН" в соответствии с ч. 6 ст. 27 названного Федерального закона вправе проводить специальную оценку условий труда поэтапно и завершить ее не позднее чем 31 декабря 2018 года.
Таким образом, в действиях ООО Предприятие "Мастер ТЭН" не усматривается нарушений требований ст. 212 ТК РФ, п. п. 1, 4, 6 ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" N426-ФЗ от 28.12.2013 г., что указывает на отсутствие в действиях ООО Предприятие "Мастер ТЭН" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, жалоба директора ООО Предприятие "Мастер ТЭН" Сергеевой Н.А. обоснованно судьей удовлетворена, обжалуемое постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области "данные изъяты" от 25 февраля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ООО Предприятие "Мастер ТЭН" отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Доводы жалобы, не принимаю во внимание, поскольку они основаны на неверном толковании норм законодательства.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении, являющихся правовыми основаниями к отмене судебного решения, по делу не допущено.
С вышеуказанными выводами судьи соглашаюсь, считаю их правильными и обоснованными, решение подлежащим оставлению без изменения, а жалоба Государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области "данные изъяты". - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 15 мая 2015 г. оставить без изменения, жалобу Государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области "данные изъяты". - без удовлетворения.
Судья -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.