Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего Поздняковой О.Ю.
судей Мороз И.Г., Унтевской Е.Л.
при секретаре Солоха А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 августа 2015 года гражданское дело по заявлению Майданской П. С. к Краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре", Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании незаконным уведомления об отказе предоставление дополнительной единовременной материальной помощи, по апелляционной жалобе Майданской П. С. на решение Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 мая 2015 года,
заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю.,
УСТАНОВИЛА:
Майданская П.С. обратилась в суд с заявлением о признании уведомления об отказе в предоставлении дополнительной материальной помощи на основании Порядка, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 30 июля 2014 года N, как женщине, родившей ребенка в 300 дневный срок после объявления чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в летний период 2013 года. В обоснование требований указала, что 27 марта 2015 года она обратилась с таким заявлением в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольск-на-Амуре", считая, что имеет право на получение данной помощи, поскольку ДД.ММ.ГГГГ родила ребенка, решением суда от 18 апреля 2014 года было установлено, что в момент ЧС она проживала в доме ФИО1, являющейся собственником жилого помещения, попавшего в зону затопления, и была признана членом ее семьи. Просила возложить на заинтересованное лицо обязанность назначить и выплатить ей дополнительную единовременную материальную помощь, предусмотренную Постановлением Правительства Хабаровского края N от 30 июля 2014 года.
Решением Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 20 мая 2015 года в удовлетворении заявления отказано. Отказывая в удовлетворении требований суд исходил, из того что, решением суда от 24.12.2014 года в удовлетворении требований Майданской П.С. о признании права на получение меры поддержки в виде выплаты единовременной материальной помощи было отказано, поскольку самостоятельного права на получение мер социальной поддержки в соответствии с приложениями N 15-18 к Программе по причине наличия у нее в собственности иного жилого помещения, она не имеет.
В апелляционной жалобе Майданская П.С. просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что уведомлением от 08 июля 2014 года проживающие в утраченном жилом доме члены ее семьи: ее муж ФИО2 и ее сын ФИО3 были включены в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на получение меры поддержки в виде предоставления жилого помещения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, своих представителей в суд не направили, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании статей 327, 167 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие сторон.
В силу части 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
В силу ч.1 ст.254, ст.255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Отказывая в удовлетворении заявления Майданской П.С., суд первой инстанции исходил из того, что собственником пострадавшего в результате ЧС дома N по "адрес", является ФИО1, которой было отказано в предоставлении меры социальной поддержки, поскольку у нее имеется иное жилое помещение пригодное для постоянного проживания. Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 18 августа 2014 года Майданской П.С. отказано в предоставлении меры поддержки в форме выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья, поскольку у Майданской П.С. и ее дочери ФИО4 имеется в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания. Ни заявитель, ни члены ее семьи право на получение мер социальной поддержки в соответствии с приложением N 15-18 к Программе не имеют, следовательно, не отвечают условиям пункта 2 Порядка. Тогда как ответ на обращение заявителя, данный директором КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре", дан в соответствии с законом в пределах полномочий соответствующего должностного лица, и которым права Майданской П.С. нарушены не были.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты называемых "социально не защищенных" категорий граждан, перечисленных в ч.2 ст.7 Конституции РФ, в том числе в области материнства и детства.
Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в редакции закона от 28.12.2013 г.).
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 года N 569-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края" с 12 часов 00 минут 09.08.2013 года на территории Хабаровского края введен режим чрезвычайной ситуации в связи с крупномасштабным наводнением.
Пунктом 6.2.9 Государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 года N 205-пр (пункт введен постановлением от 21.10.2013 года N 347-пр), предусмотрена реализация мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, в форме предоставления пострадавшим гражданам, жилых помещений; выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья; выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений. Мероприятия Программы реализуются в соответствии с Порядком, изложенным в приложениях N 15 - 18 к Программе.
Постановлением Правительством Хабаровского края от 30.07.2014 N 247-пр утвержден "Порядок оказания дополнительной единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории Хабаровского края в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождавшихся паводками".
Как следует из п.1 Порядка, целью данного решения являлась необходимость оказания дополнительной единовременной материальной помощи женщинам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории Хабаровского края в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождавшихся паводками, и имеющим детей (ребенка), родившихся в период чрезвычайной ситуации, но не позднее 300 дней со дня введения режима чрезвычайной ситуации.
Пунктом 2 Порядка установлено, что право на получение материальной помощи имеют как граждане, указанные в пункте 1 настоящего Порядка: имеющие право на получение мер социальной поддержки в соответствии с приложениями N15-18 к государственной программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. N 205-пр; так и граждане, постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном (поврежденном) жилом помещении, не имеющие самостоятельного права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Программой в связи с наличием другого жилья, пригодного для проживания, в случае если члены их семьи имеют право на получение мер социальной поддержки в соответствии с приложениями N 15-18 к Программе.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что жилой дом N по "адрес", принадлежащий на праве собственности ФИО1, где Майданская П.С., в том числе и на момент введения чрезвычайной ситуации, проживала, попал в зону затопления, и заключением межведомственной комиссии N от 08 ноября 2013 года признан не пригодным для проживания и не подлежим восстановлению.
Из представленного заявителем уведомления от 08 июля 2014 года следует, что, проживающим в данном доме ФИО1, ФИО4, ФИО5, Майданской П.С., ФИО6 в предоставлении меры поддержки в форме предоставления жилого помещения, отказано ввиду наличия у них другого жилого помещения, между тем ФИО3, ФИО2 включены в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение меры поддержки в форме предоставления жилого помещения, (л.д. 57).
ФИО2 - является мужем Майданской П.С., ФИО3 - является сыном Майданской П.С., что подтверждается свидетельством о заключении брака N от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о рождении N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55-56).
Согласно свидетельству о рождении N, Майданская П.С. является матерью ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ, т.е. родившейся в период ЧС до истечения 300 дней со дня введения режима ЧС.
Принимая во внимание, указанные обстоятельства, а также то, что члены семьи Майданской П.С., а именно ее муж и сын, имеют право на получение мер социальной поддержки в соответствии с приложениями N 15-18 к Программе, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявтель Майданская П.С. имеет право на получение материальной помощи на родившегося в период ЧС ребенка, выплачиваемой на основании Постановления Правительства Хабаровского края от 30.07.2014 N.
Вывод суда первой инстанции о том, что отказом КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре" не нарушены права Майданской П.С., судебная коллегия считает не состоятельными, основанными на неверном толковании действующего законодательства, поскольку нарушено право заявителя на получение материальной помощи как женщине, пострадавшей от чрезвычайной ситуации и родившей ребенка в период ЧС до истечения 300 дней со дня введения режима ЧС.
Суд фактически связывает возникновение права Майданской П.С., на получение дополнительной материальной помощи, от прав на получение мер социальной поддержки в соответствии с приложениями N 15-18 к Программе собственника жилого помещения ФИО1, не учитывая права на такие меры поддержки иных членов семьи Майданской П.С., а именно ее мужа и сына. Тогда как последние в соответствии с уведомлением N от 08.07.2014 года включены в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате ЧС, на получение меры поддержки в виде предоставления жилого помещения.
Решение Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 24.12.2014 года в данном случае не может иметь преюдициальное значение, поскольку обстоятельства возникновения у Майданской П.С. права на получение дополнительной материальной помощи ввиду рождения у нее ребенка, во взаимосвязи с правом на получение мер поддержки в соответствии с приложениями N 15-18 к Программе не только собственника ФИО1, но и всех членов ее семьи, в том числе мужа и сына, предметом рассмотрения не являлись.
При таких обстоятельствах, решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных Майданской П.С. требований о признании незаконным ответа КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре" N от 09 апреля 2015 года об отказе в предоставлении ей дополнительной единовременной материальной помощи.
В силу положений части 1 статьи 258 ГПК РФ судебная коллегия, признавая заявление обоснованным, считает необходимым возложить на КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре" обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Майданской П.С по вопросу назначения и выплаты ей дополнительной единовременной материальной помощи, выплачиваемой на основании Постановления Правительства Хабаровского края от 30.07.2014 N 247-пр.
Руководствуясь статьями 329-330 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского каря от 20 мая 2015 года по делу по заявлению Майданской П. С. о признании незаконным ответа КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре" N от 09 апреля 2015 года об отказе в назначении дополнительной единовременной материальной помощи отменить и принять новое решение.
Признать решение КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре" N от 09 апреля 2015 года об отказе в назначении дополнительной единовременной материальной помощи незаконным.
Возложить на КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре", Министерство социальной защиты населения Хабаровского края обязанность устранить допущенное нарушение прав Майданской П.С. по вопросу назначения и выплаты ей дополнительной единовременной материальной помощи, выплачиваемой на основании Постановления Правительства Хабаровского края от 30.07.2014 N.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий Позднякова О.Ю.
Судьи Мороз И.Г.
Унтевская Е.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.