Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Пестовой Н.В.,
судей Галенко В.А., Бузыновской Е.А.,
с участием прокурора Максименко Е.В.,
при секретаре Гладких Ю.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Зенкова Ю. П. на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 02 апреля 2015 года по гражданскому делу по иску Зенкова Ю. П. к управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю, отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Советско-Гаванскому району о признании приказа об увольнении и увольнения незаконными, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, зачета в срок службы периода временной нетрудоспособности, признании отказа в предоставлении отпуска незаконным, возложении обязанности предоставить отпуск, произвести расчет выслуги лет на пенсию, признать решение об отказе в продлении контракта незаконным и возложении обязанности продлить контракт, компенсации морального вреда, взыскании материальной помощи за 2015 год и недоплаченной компенсации за отпуск.
Заслушав доклад судьи Галенко В.А., пояснения представителя истца Медведева Е.А., представителей ответчика Литовченко Н.Ф. и Голикова А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зенков Ю.П. обратился в суд с вышеуказанным иском к УМВД России по Хабаровскому краю, ссылаясь на то, что приказом УМВД России по Хабаровскому краю он был уволен из органов внутренних дел с 12 января 2015 года. Считает увольнение незаконным, так как он уволен в период его временной нетрудоспособности. Процедура увольнения была нарушена. Работодатель, до увольнения, обязан был учесть результаты аттестации и военно-врачебной комиссии и при его отказе от дальнейшего прохождения службы принять решение об увольнении. Такие действия работодателем не были произведены. Он был освидетельствован ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, срок реализации заключения истек ДД.ММ.ГГГГ. Кадровый аппарат УМВД России по Хабаровскому краю был обязан выдать ему повторное направление для прохождения ВВК, однако этого сделано не было. В течение 2014 года он "данные изъяты" и, возможно, при прохождении ВВК у него выявилась бы иная степень годности к службе и иная статья увольнения. Была допущена дискриминация труда по возрастному признаку, так как другие сотрудники в возрасте "данные изъяты", были оставлены на службе. Ему было отказано в предоставлении отпуска за 2015 год в количестве 45 календарных дней, выплачена компенсация за неиспользованный отпуск, которую он не просил. Кроме того, ему была предоставлена денежная компенсация за основной отпуск за 2015 год в количестве 45 дней, без учета 10 календарных дней, не выплачена материальная помощь в размере "данные изъяты". Период службы в качестве "данные изъяты" с 27 марта 1995 года по 27 июня 1995 года в льготном исчислении не включен в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел.
Просил, с учетом неоднократных дополнений, уточнений и увеличений требований, признать приказ врио начальника УМВД России по Хабаровскому краю от 12 января 2015 года N и увольнение с 12 января 2015 года незаконным, восстановить его в должности, находящейся в распоряжении УМВД России по Хабаровскому краю - "данные изъяты" ОМВД России по Советско-Гаванскому району, взыскать компенсацию за время вынужденного прогула по день восстановления на службе, зачесть в срок службы в органах внутренних дел РФ период временной нетрудоспособности с 10 по 19 января 2015 года, признать отказ в предоставлении отпуска за 2015 год с последующим увольнением из органов внутренних дел в количестве 55 календарных даней основной, 15 календарных дней за выслугу лет за 2015 год, 9 календарных дней (за ненормированных рабочий день) за 2015 год, 30 дней по личным обстоятельствам, 10 дней на дорогу с выездом в "адрес" незаконным, отменить решение УМВД России по Хабаровскому краю об отказе в предоставлении ему указанных отпусков за 2015 год, обязать начальника УМВД России по Хабаровскому краю предоставить ему отпуска за 2015 год с последующим увольнением из органов внутренних дел в количестве 55 календарных дней основной, 15 календарных дней за выслугу лет за 2015 год, 9 календарных дней (за ненормированный рабочий день) за 2015 год, 30 дней по личным обстоятельствам, 10 дней на дорогу с выездом в "адрес", обязать ответчика выполнить перерасчет выслуги лет на пенсию в части перерасчета периода службы в качестве "данные изъяты" с 27 марта 1995 года по 27 июня 1995 года в льготном исчислении, а именно за работу в качестве "данные изъяты" засчитать в выслугу лет на льготных условиях - один месяц работы за полтора месяца, признать решение об отказе в продлении контракта незаконным и обязать ответчика продлить контракт на 1 год, взыскать денежную компенсацию морального вреда "данные изъяты", обязать ответчика выплатить материальную помощь за 2015 год в сумме "данные изъяты".
Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 27 февраля 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОМВД России по Советско-Гаванскому району.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 02 апреля 2015 года в удовлетворении исковых требований Зенкову Ю.П. отказано.
В апелляционной жалобе Зенков Ю.П. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность. Указывает, что работодатель, увольняя его в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе в ОВД, оставив на службе другого сотрудника в возрасте "данные изъяты", допустил дискриминацию труда по возрастному признаку в нарушении требования ст. 3 ТК РФ, нарушил принцип равенства прав, а также его конституционные права на труд. При увольнении работодателем был нарушен порядок и процедура увольнения, поскольку действующим законодательством не допускается увольнение в период временной нетрудоспособности сотрудника. Работодатель, не продлевая ему контракт на службу, должен был обосновать отказ в продлении. Также указывает, что поскольку он в течение 2014 года во время отпуска более 4-х месяцев имел освобождение от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью, на основании ч. 3 ст. 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" ответчик обязан был направить его для прохождения ВВК для решения вопроса о его годности к дальнейшему прохождению службы либо о продолжении лечения. Этого ответчик не сделал, в связи с чем была нарушена процедура увольнения. Также суд необоснованно отказал в удовлетворении требований о признании отказа в предоставлении отпуска за 2015 год незаконным, а также отказал в компенсации недополученной суммы за 10 дней отпуска. Отказывая обязать ответчика выплатить ему материальную помощь, суд сослался на то, что данная выплата носит заявительный характер, однако кадровый аппарат не разъяснил ему такое право, вследствие чего, он не подал данный рапорт. Кроме того, указывает, что на основании постановления Конституционного Суда РФ N 2П от 29 января 2004 года, он имеет право на перерасчет выслуги лет на пенсию в части периода службы в качестве "данные изъяты" с 27 марта 1995 года по 29 июня 1995 года.
В возражениях на апелляционную жалобу УМВД России по Хабаровскому краю просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Служба в органах внутренних дел Российской Федерации является особым видом государственной службы. Порядок прохождения службы урегулирован специальными нормативными правовыми актами: Федеральными законами от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
Специфика службы в органах внутренних дел Российской Федерации предусматривает особый правовой статус сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Определяя правовое положение сотрудников органов внутренних дел, порядок поступления на службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила, в частности, предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Предусмотренные специальные требования, обусловлены задачами, принципами организации и функционирования службы в органах внутренних дел Российской Федерации, спецификой их профессиональной деятельности, не могут рассматриваться, как нарушающее гарантированное Конституцией Российской Федерации право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" контракт прекращается, а сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации может быть уволен со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе, установленного статьей 88 указанного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 88 данного Федерального закона предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел Российской Федерации для сотрудника, имеющего специальное звание подполковник внутренней службы, - 50 лет. По достижении сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел Российской Федерации контракт прекращается и сотрудник увольняется со службы в органах внутренних дел Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 82), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 3 статьи 88 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ с сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации, достигшим предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, имеющим положительную последнюю аттестацию и соответствующим требованиям по состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии, с его согласия и по его рапорту может ежегодно заключаться новый контракт, но не более чем в течение пяти лет после достижения предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Зенков Ю.П. проходил службу в органах внутренних дел с 1995 года, с 02 июля 2011 года в должности "данные изъяты" ОМВД России по Советско-Гаванскому району.
15 июля 2013 года Зенков Ю.П. был уведомлен о предстоящем 11 января 2014 года увольнении п.2 ч.1 ст.82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, установленного ст.88 настоящего Федерального закона).
Приказом ОМВД России по Советско-Гаванскому району от 06 января 2014 года N Зенкову Ю.П. предоставлены дополнительные дни отдыха с 09 января 2014 года по 15 марта 2014 года, дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2013 года с 16 марта 2014 года по 24 марта 2014 года, дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел за 2013 и 2014 г.г. с 25 марта 2014 года по 13 апреля 2014 года, отпуск за 2014 года с 14 апреля 2014 года по 18 июня 2014 года.
Приказом УМВД России по Хабаровскому от 14 февраля 2014 года N Зенков Ю.П. зачислен с 14 февраля 2014 года в распоряжением УМВД России по Хабаровскому краю.
25 февраля 2014 года Зенков Ю.П. ознакомлен с представлением к увольнению из органов внутренних дел.
Приказом УМВД России по Хабаровскому краю от 07 марта 2014 года N продлено время нахождения в распоряжении УМВД России по Хабаровскому краю Зенкову Ю.П. с 14 апреля 2014 года по 26 июня 2014 года, расторгнут контракт и Зенков Ю.П. уволен со службы в органах внутренних дел по п.2 ч.1 ст.82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 26 июня 2014 года. Выслуга лет на день увольнения составляет: в календарном исчислении 21 год 08 месяцев 01 день, в льготном исчислении 30 лет 11 месяцев 26 дней, для выплаты единовременного пособия 21 год 08 месяцев 01 день.
Приказами УМВД России по Хабаровскому краю от 30 июня 2014 года N, от 14 августа 2014 года N, от 25 сентября 2014 года N, от 08 ноября 2014 года N, от 26 ноября 2014 года N, от 16 декабря 2014 года N, от 12 января 2014 года N неоднократно продлялось время нахождения Зенкова Ю.П. в распоряжении УМВ России по Хабаровскому краю, а также были внесены соответствующие изменения в п.3 приказа УМВД России по Хабаровскому краю от 07 марта 2014 года N в части указания даты увольнения, которая были изменена на 12 января 2015 года, а также выслуги лет на день увольнения, которая составила: в календарном исчислении 22 год 02 месяца 20 дней, в льготном исчислении 31 год 11 месяцев 25 дней.
31 декабря 2014 года истец был уведомлен о дате увольнения 12 января 2015 года.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, установив, что ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнилось "данные изъяты", а продление контракта более чем на 5 лет после достижения предельного возраста пребывания на службе "данные изъяты" не предусмотрено, пришел к выводу о том, что с ним обоснованно прекращен контракт и он уволен со службы в органах внутренних дел, порядок увольнения истца не нарушен, поскольку увольнение в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел не является увольнением по инициативе работодателя, которое не допускается в период временной нетрудоспособности.
Судебная коллегия находит приведенные выводы основанными на правильном толковании и применении положений действующего законодательства.
Основанием для увольнения является сам факт достижения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации определенного возраста, в связи с чем необходимость прекращения контракта при достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе не зависит от воли сторон, а предусмотрена непосредственно в законе.
Временная нетрудоспособность истца, имевшая место ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не могла повлиять на издание приказа об увольнении или продление контракта, поскольку положения пункта 12 статьи 89 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, в котором указано на недопустимость увольнения сотрудника органов внутренних дел в период его временной нетрудоспособности, в данном случае применению не подлежат.
При таких обстоятельствах оснований для признания увольнения незаконным, восстановлении истца на службе, взыскании оплаты за время вынужденного прогула, предоставлении отпуска, не имелось.
Доводы истца о нарушении права на прохождение ВВК, на предоставление отпуска в год увольнения, не могут свидетельствовать о незаконности произведенного увольнения и обоснованно не были приняты судом первой инстанции во внимание.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований истца о выплате ему компенсации за отпуск в размере "данные изъяты", суд руководствовался ч.11 ст.3 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст.57 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пришел к правильному выводу о том, что выходные и нерабочие праздничные дни (но не более 10 дней), приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не могут учитываться при расчете выплачиваемой сотруднику органов внутренних дел при увольнении со службы денежной компенсации за неиспользованный в год увольнения основанной отпуск.
Правомерно судом первой инстанции отказано в удовлетворении требований истца о взыскании материальной помощи и перерасчете выслуги лет, дающей право на назначении пенсии.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к такому выводу, приведены в обжалуемом решении и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Оценка и выводы суда первой инстанции относительно имеющихся доказательств и установленных по делу обстоятельств соответствуют требованиям действующего законодательства при его правильном применении.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они являлись предметом судебного разбирательства, судом первой инстанции исследовались, и в решении им дана надлежащая правовая оценка. Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, представленным сторонами доказательствам и доводам сторон в решении дана надлежащая оценка. Доказательств, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не приведено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 02 апреля 2015 года по гражданскому делу по иску Зенкова Ю. П. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю, Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Советско-Гаванскому району о признании приказа об увольнении и увольнения незаконными, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, зачета в срок службы периода временной нетрудоспособности, признании отказа в предоставлении отпуска незаконным, возложении обязанности предоставить отпуск, произвести расчет выслуги лет на пенсию, признать решение об отказе в продлении контракта незаконным и возложении обязанности продлить контракт, компенсации морального вреда, взыскании материальной помощи за 2015 год и недоплаченной компенсации за отпуск - оставить без изменения, апелляционную жалобу Зенкова Ю. П. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий Н.В. Пестова
Судьи В.А. Галенко
Е.А. Бузыновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.