Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Пестовой Н.В.,
судей Галенко В.А., Бузыновской Е.А.,
при секретаре Гусевской Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вдовина А.И. к индивидуальному предпринимателю Сенченко П.П. о признании нарушенными права пассажира, по апелляционной жалобе Вдовина А.И. на решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 14 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи Галенко В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вдовин А.И. обратился в суд с иском к ИП Сенченко П.П. о признании нарушенными права пассажира, указав, что 17 января 2015 года в 15-48ч. на остановке "Гостиница Восход" он сел в автобус маршрута N с государственным номером N, принадлежащий ответчику. В автобусе было размещено объявление о льготном проезда для участников Великой Отечественной войны и инвалидов 1 и 2 группы. Кондуктор отказалась провозить его по единому социальному билету как инвалида второй группы, пояснив, что ей указали не возить Вдовина А.И. бесплатно, и потребовала оплатить проезд или выйти из автобуса. Просит признать, что ответчик нарушил его права как пассажира и инвалида.
Определением суда от 25 марта 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты населения Хабаровского края.
Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 14 мая 2015 года в удовлетворении исковых требований Вдовину А.И. отказано.
В апелляционной жалобе Вдовин А.И. просит отменить решение суда ссылаясь на его незаконность. Указывает, что суд не дал оценки изложенным в его иске обстоятельствам относительно наличия в автобусе объявления о предоставлении льгот по проезду и издания ответчиком приказа 28 июня 1998 года о предоставлении льгот по проезду.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия оснований к отмене или изменению судебного постановления не усматривает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.
Согласно статье 789 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Подпунктами 12, 24 пункта 2, пунктами 3.1 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что решение вопросов организации социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, социальной поддержки ветеранов труда, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 17 мая 2005 года N122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского" с 01 июля 2005 года установлен порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан, которые установлены федеральным и краевым законодательством.
Пунктом 2 указанного Постановления предусмотрено предоставление бесплатного проезда на городском транспорте при предъявлении единого социального проездного билета и документа удостоверяющего личность (пенсионного удостоверения с фотографией либо паспорта) мужчинам старше 60 лет, женщинам старше 55 лет, не имеющим права на меры социальной поддержки по другим основаниям.
Обеспечение перевозки льготных категорий граждан по социальному проездному билету на транспорте общего пользования и в пригородном сообщении возложено на Министерство промышленности и транспорта края совместно с главами городских округов и муниципальных районов края (пункт 8.3 Постановления).На Министерство социальной защиты населения Хабаровского края возложена обязанность обеспечить возмещение транспортным предприятиям расходов, связанных с перевозкой льготных категорий граждан, только в соответствии с заключенными договорами (пункты 7.3, 7.5 Постановления).
В соответствии с пунктом 16 раздела I Перечня, утвержденного Постановлением Губернатора Хабаровского края от 17 мая 2005 года N122, инвалиды всех групп, отнесены к категории граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета.
Согласно части 3 подраздела 1 раздела 2 Порядка реализации на территории Хабаровского края краевого законодательства о мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 15 апреля 2010 года N 98-пр, бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования, автомобильном транспорте пригородного внутримуниципального и межмуниципального сообщения предоставляется отдельным категориям граждан при предъявлении единого социального проездного билета и удостоверения единого образца, установленного для каждой льготной категории граждан, в частности инвалиды предъявляют пенсионное удостоверение с отметкой о группе инвалидности и сроке ее установления; инвалиды, не имеющие пенсионного удостоверения, - справку федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы об установлении группы инвалидности и паспорт.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Вдовин А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом 2 группы с ДД.ММ.ГГГГ, бессрочно, в январе 2015 года он имел единый социальный проездной билет Хабаровского края.
Индивидуальный предприниматель Сенченко П.П., осуществляющий перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, в городском сообщении по маршрутам в г.Комсомольске-на-Амуре на платной основе, осуществляет перевозки пассажиров по маршруту N.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, исходил из того, что возмещение расходов по перевозке граждан льготных категорий, в том числе и по единому социальному проездному билету на транспорте общего пользования осуществляется центрами социальной поддержки населения путем перечисления денежных средств на расчетные счета транспортных предприятий, выполняющих перевозки в этих муниципальных образованиях. Возмещение расходов индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров по единому социальному билету этим постановлением не предусмотрено.
Системное толкование положений статей 789, 790 Гражданского кодекса РФ и постановления Губернатора Хабаровского края от 17 мая 2005 года N 122 позволяет сделать вывод, что эти правовые нормы не предусматривают безусловную обязанность перевозчика осуществлять бесплатно перевозку в общественном городском транспорте пассажиров инвалидов всех групп, такая обязанность возникает у перевозчика только в том случае, если понесенные перевозчиком в связи с этим расходы возмещаются из краевого бюджета на основании заключенного с перевозчиком договора.
Установив, что закон не возлагает обязанность на ответчика осуществлять бесплатно перевозку пассажиров, заключать договоры с центрами социальной поддержки населения с целью обеспечения льготных перевозок граждан, деятельность по перевозке льготных категорий граждан по единому социальному билету в г.Комсомольске-на-Амуре осуществляют муниципальные предприятия, суд при разрешении спора правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами и с решением суда первой инстанции, как соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона и не находит оснований к отмене решения суда, поскольку при рассмотрении данного гражданского дела судом дана надлежащая оценка объяснениям сторон и собранным по делу доказательствам. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о наличии на момент отказа в проезде объявления о предоставлении льгот по проезду, в том числе инвалидам 1 и 2 группы, не может повлечь отмену постановленного решения, так как указанное объявление, как следует из материалов дела, было размещено в автобусе на основании изданного ИП Сенченко П.П. приказа от 28 июня 1998 года N 3, который на момент возникновения спорных правоотношений был отменен приказом от 01 января 2015 года N 289-А, что нашло свое подтверждение в ходе проведенной Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю по обращению Вдовина А.И. проверкой.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены судом первой инстанции, и оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения в апелляционном порядке, по существу они направлены на иную оценку доказательств, что не может являться основанием к отмене состоявшегося решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 14 мая 2015 года по гражданскому делу по иску Вдовина А.И. к индивидуальному предпринимателю Сенченко П.П. о признании нарушенными права пассажира - оставить без изменения, апелляционную жалобу Вдовина А.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий Н.В. Пестова
Судьи В.А. Галенко
Е.А. Бузыновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.