Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
Председательствующего судьи : Чемякиной И.А.
судей: Мороз И.Г., Поздняковой О.Ю.
при секретаре: Солоха А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 августа 2015 года гражданское дело по исковому заявлению Дубовикова А.В. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения N 02-08/0008580 от 09 апреля 2015 года об исключении из участников подпрограммы "Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков" программы "Жилище" на 2011 - 2015 года и реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, возложении обязанности устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению заявителем и членам его семьи права на получение государственного жилищного сертификата,
по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Востокрегионжилье" Сафарова Р.А. на решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 11 июня 2015 года.
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дубовиков А.В. обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что он проживает в закрытом военном городке "адрес".
13 ноября 2005 года он был поставлен на учет и включен в состав участников подпрограммы как лицо, подлежащее переселению из закрытого военного городка - основание п.п. "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий Граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы Жилище на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. N 153, с составом семьи 4 человека. После этого командованием войсковой части 20117 он был включен в список граждан изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат.
В 2010 году войсковой частью 20117 он был включен в список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в 2011 году по войсковой части 20117, в раздел 2 Граждане - участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков. В 2011 году документы о постановке его на учет и включении в состав участников подпрограммы как подлежащий переселению из закрытого военного городка из войсковой части 20117 были переданы в Федеральное Государственное учреждение "Восточное региональное управление Жилищного обеспечения"" Министерства обороны Российской Федерации.
В апреле 2015 года он получил сообщение из ФГУ "Востокрегионжилье" МО РФ N 02-08/0008580 от 09 апреля 2015 года, в котором сообщалось, что по состоянию на 09 апреля 2015 года он не является участником федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и не состоит в едином реестре граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, по линии Министерства обороны Российской Федерации. Его исключили из участников подпрограммы "Граждане - участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков" и реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков. Считает, что указанное решение нарушается его право, на получение ГЖС для приобретения жилого помещения в связи с отселением из закрытого военного городка.
Просил признать незаконным решение заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N 02-08/0008580 от 09.04.2015 года об исключили его из участников подпрограммы как "Граждане - участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков" и реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков; обязать начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации отменить решение N 02-08/0008580 от 09.04.2015 года об исключили его из участников подпрограммы как "Граждане - участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков" и реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков; обязать начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации включить его в участники подпрограммы как "Граждане - участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков" и реестр граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков; обязать начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению заявителя право на получение государственного жилищного сертификата путем формирования сводного списка граждан - получателей государственных жилищных сертификатов по Министерству обороны на заявителя на 2015 год, направления его установленным порядком на утверждение заместителю Министра обороны Российской Федерации, которому подчинен уполномоченный орган.
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 11 июня 2015 года исковые требования Дубовикова А.В. удовлетворены. Судом постановлено:
"Признать незаконными решение заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N 02- 08/0008580 от 9 апреля 2015 года об исключении Дубовикова Александра Валентиновича и членов его семьи из участников подпрограммы "Граждан, подлежащие переселению из закрытых военных городков" программы "Жилище" на 2011-2015 года и реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков.
Обязать начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации отменить решение от 9 апреля 2015 года об исключении Дубовикова Александра Валентиновича и членов его семьи из участников подпрограммы "Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков" программы "Жилище" на 2011-2015 года и реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков.
Обязать начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению заявителем и членов его семьи право на получение государственного жилищного сертификата".
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Востокрегионжилье" Сафаров Р.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом в рамках подпрограммы, имеют в частности, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Перечень категорий граждан, предусмотренный пунктом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий Граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы Жилище является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Следовательно, проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов и связаны со спецификой данных населенных пунктов и необходимости переселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством. Основанием, дающим право истцу Дубовикову А.В. на получение социальной выплаты путем выдачи государственного жилищного сертификата, являлось наличие у территории места проживания статуса закрытого военного городка. Целью предоставления социальной выплаты по указанному основанию является необходимость отселения из указанных населенных пунктов лиц, утративших связь с военным ведомством, что определяется спецификой данных населенных пунктов. Ссылка истца в исковом заявлении на то, что участником программы ГЖС он был признан до исключения "адрес" из перечня закрытых городков, правового значения не имеет, поскольку наличие условий и оснований должно иметь место не только в момент включения в список участников программы, но и в период реализации этого права. С момента утраты военным городком статуса закрытого военного городка, отпало условие, при наличии которого у Дубовикова А.В. имелось право на получение социальной выплаты в виде государственного жилищного сертификата для переселения.
Дубовиков А.В. перестал отвечать установленным законодательством условиям для получения мер социальной поддержки на переселение по категории "Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков", следовательно, был исключен из состава участников ФЦП "Жилище" на 2011 - 2015 годы по данной категории.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Дубовиков А.В. просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное, указывая, что судом первой инстанции были исследованы все обстоятельства дела, дана ненадлежащая оценка представленным доказательствам, сделаны правильные выводы; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи, с чем не могут повлечь его отмену.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Дубовикова А.В., представителя ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения дела, в порядке частей 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что право истца на получение государственного жилищного сертификата как гражданина, подлежащего переселению из закрытого военного городка, возникло с момента постановки на учет 13 ноября 2005 года, в тот же период времени у государства в лице ее государственных органов возникла обязанность по предоставлению Дубовикову А.В. государственного жилищного сертификата, которую ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации до момента исключения военного городка из перечня закрытых не исполнило, несмотря на требования закона.
Из материалов дела следует, Дубовиков А.В. зарегистрирован и проживает в служебной квартире по "адрес" с 1997 года, которое было ему предоставлено Бочинской КЭЧ района Министерства обороны РФ по ордеру N от 11 сентября 1997 года на состав семьи три человека.
В 2010 году Дубовиков А.В. был включен в список граждан, изъявивших получить государственный жилищный сертификат в 2011 году по войсковой части 20117, как граждане - участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2012 N 487-р, которым внесены изменения в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, военный городок N с местом дислокации "адрес", где проживает Дубовиков А.В., исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р.
Письмом от 09.04.2015 года N 02-08/0008580 ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Дубовикову А.В. сообщено, что военный городок N "адрес" исключен из перечня закрытых военных городков.
С момента утраты военным городком статуса закрытого отпало условие, при наличии которого у истца имелось право на получение субсидии в виде ГЖС для переселения, так как он перестал отвечать установленным законодательством условиям для предоставления ему мер социальной поддержки на переселение по категории - граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а, следовательно, она подлежит исключению из состава участников федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы по данной категории. Решение его жилищного вопроса возможно на общих основаниях через органы местного самоуправления.
Правом на получение ГЖС истец до настоящего времени не воспользовался.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30.09.1997 N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с пунктом 4 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2004 N 522, которые действовали на момент возникновения спорных правоотношений, право на получение государственного жилищного сертификата имели признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Аналогичное положение содержится в подпункте "б" пункта 5 действующих в настоящее время Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 (с последующими изменениями и дополнениями), изданных в исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В силу пункта 6 Правил в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.
Из анализа приведенных положений следует, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им ГСЖ, связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
Принимая во внимание, что военный городок N с местом дислокации "адрес", где проживает Дубовиков А.В. в 2012 году в установленном законом порядке был исключен из перечня закрытых военных городов в связи изменением статуса населенного пункта, то условие, послужившие основанием для постановки истца на учет, с целью получения жилищного сертификата, как лица проживающего в закрытом военном городке отпало, соответственно, предусмотренное подпунктом "б" пункта 5 Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной подпрограммы условие отсутствует, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может признать решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 11 июня 2015 года по гражданскому делу по заявлению Дубовикова А.В. о признании незаконным и отмене решения заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N 02-08/0008580 от 09 апреля 2015 года об исключении из участников подпрограммы "Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков" программы "Жилище" на 2011 - 2015 года и реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, возложении обязанности устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению заявителем и членам его семьи права на получение государственного жилищного сертификата - отменить, апелляционную жалобу представителя ФГКУ "Востокрегионжилье" Сафарова Р.А. - удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Дубовикова А.В. о признании незаконным и отмене решения заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N 02-08/0008580 от 09 апреля 2015 года об исключении из участников подпрограммы "Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков" программы "Жилище" на 2011 - 2015 года и реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, возложении обязанности устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению заявителем и членам его семьи права на получение государственного жилищного сертификата - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий И.А. Чемякина
Судьи: И.Г. Мороз
О.Ю. Позднякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.