Президиум Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Веретенникова Н.Н.,
членов президиума Сосновского А.В., Барабанова С.Г.,
Мироновой Л.Ю., Нем В.А., Пилипчук С.В.,
с участием заместителя прокурора Хабаровского края Когай С.Н.,
представителя администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края Ворониной Т.А., действовавшей на основании доверенности от 10.03.2015 N,
при секретаре Чирковой А.Г.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 27 января 2015 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 15 апреля 2015 года по гражданскому делу по иску Советско-Гаванского городского прокурора, ФИО1 к администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Выслушав доклад члена президиума Хабаровского краевого суда Мироновой Л.Ю., объяснения представителя администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края Ворониной Т.А., заключение заместителя прокурора Хабаровского края Когай С.Н., изучив материалы гражданского дела, президиум Хабаровского краевого суда,
УСТАНОВИЛ:
Советско-Гаванский городской прокурор в интересах ФИО1 обратился в суд к администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края с иском о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди, ссылаясь на то, что ФИО1 болен "данные изъяты", жилья не имеет, состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 27 января 2015 года, оставленным в силе апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 15 апреля 2015 года, заявление Советско-Гаванского городского прокурора удовлетворено. На администрацию городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность предоставить ФИО1 вне очереди по договору социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям "адрес", в виде отдельной квартиры в размере не менее 18 кв.м. общей площади жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В кассационной жалобе администрация городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, полагая, что судами, разрешившими дело, были допущены существенные нарушения норм материального права. Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 24 декабря 2013 года N30-П, заявитель указывает на то, что внеочередное предоставление жилых помещений гражданам, страдающим "данные изъяты", относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в качестве расходного обязательства Российской Федерации (пункты 5 и 6 статьи 12 Жилищного кодекса РФ, статья 84 Бюджетного кодекса РФ). Указанные полномочия и необходимые для их реализации финансовые средства администрации муниципального образования не передавались, в связи с чем заявитель считает неправомерным вывод судов о возложении на администрацию муниципального образования обязанности по обеспечению гражданина ФИО1 жилым помещением во внеочередном порядке. Заявитель также полагает, что основания для обеспечения гр. ФИО1 жилым помещением во внеочередном порядке отсутствуют, ссылаясь на то, что ФИО1 был поставлен на учет как нуждающийся в предоставления жилья на состав семьи 3 человека, включая жену ФИО2 и дочь ФИО3, в 2002 году; в 2004 году брак расторгнут; в 2013 году ФИО2 с дочерью сняты с учета по письменному заявлению; заболевание выявлено у ФИО1 в 2014 году; на момент обращения в суд ФИО1 совместно ни с кем не проживает, регистрации не имеет.
Определением судьи Хабаровского краевого суда Мироновой Л.Ю. от 07 августа 2015 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения по существу в судебном заседании президиума Хабаровского краевого суда.
В соответствии с частью 2 статьи 385 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие истца ФИО1, уведомленного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края Воронина Т.А поддержала кассационную жалобу, просила отменить состоявшиеся по делу судебные постановления.
Заместитель прокурора Хабаровского края Когай С.Н. полагал, что имеются основания для удовлетворения кассационной жалобы заявителя и отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, так как судами допущена ошибка в применении норм права при возложении на муниципальное образование обязанности предоставить гражданину ФИО1 жилое помещение из муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке. Таким образом, нарушены законные интересы других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы жалобы, заключение прокурора, президиум Хабаровского краевого суда не находит оснований для отмены принятых по делу решения Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 27 января 2015 года, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 15 апреля 2015 года.
В соответствии со статьёй 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения вступивших в силу судебных постановлений являются существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения при разрешении настоящего дела судами допущены не были.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О и др.).
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Охрана здоровья граждан, как следует из конкретизирующей приведенные предписания Конституции Российской Федерации статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", включает систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Во исполнение предписания, предусмотренного частью 2 статьи 43 названного Федерального закона, Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, к числу которых относится туберкулез.
Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" устанавливаются меры социальной поддержки лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом. В частности, закон предусматривает предоставление вне очереди отдельных жилых помещений больным заразными формами туберкулеза (т.е. активными его формами, при которых происходит выделение микобактерий туберкулеза), проживающим в квартирах, в которых невозможно выделить такому больному отдельную комнату, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза (статья 1, пункт 5 статьи 14). Введение такой меры социальной поддержки обусловлено в первую очередь целью предупредить распространение туберкулеза среди тех, кто не имеет возможности за счет собственных средств оперативно обеспечить снижение опасности заражения (членов семьи больного, соседей по квартире или общежитию), и одновременно - обеспечить право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41 Конституции Российской Федерации), а также право указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище, на его предоставление из государственных, муниципальных и других жилищных фондов (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Федеральным Законом от 2 мая 2015 года N124-ФЗ пункт 5 статьи 14 Федерального закона от 18 июня 2001 года N77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" изложен в новой редакции, согласно которой больным заразными формами туберкулеза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации к числу нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относятся лица, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". Гражданам, страдающим указанными в данном постановлении заболеваниями, в частности активными формами туберкулеза, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами при разрешении настоящего дела, ФИО1 был поставлен на учет для обеспечения жильем в порядке очередности в 2002 году.
В 2014 году выявлено, что ФИО1 страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.
Согласно выписке из протокола заседания врачебной комиссии КГБУЗ "данные изъяты" от 02.06.2014 истец нуждается в отдельном жилом помещении.
Постановлением администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края N 559 от 08.08.2014 ФИО1 включен в список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди, составом семьи один человек.
С учетом установленных обстоятельств дела судами сделан правильный вывод о том, что ФИО1 подлежит обеспечению жилым помещением вне очереди как лицо, страдающее "данные изъяты", предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.
Данные, опровергающие вывод судов о наличии у ФИО1 указанного заболевания, заявителем кассационной жалобы не приводятся, в связи с чем довод кассационной жалобы об отсутствии у ФИО1 права на получения жилого помещения вне очереди, признается судом несостоятельным. Отсутствие у ФИО1 регистрации по месту жительства, а также членов семьи, совместно с ним проживающих, основаниями к ограничению его права на получение жилого помещения не является, на что правомерно указано судом апелляционной инстанции.
Иные доводы кассационной жалобы заявителя также не могут быть признаны достаточными основаниями для отмены вступивших в силу постановлений, которыми обеспечена судебная защита гарантированных Конституцией Российской Федерации (ст.ст. 40,41) прав гражданина на жилище и охрану здоровья.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 30-П пункт 5 статьи 14 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой в силу своей нормативной неопределенности он не позволяет точно, ясно и недвусмысленно установить принадлежность конкретному уровню публичной власти полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза.
При этом Конституционный Суд указал, что определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, а также порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации относится соответственно к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 12 и пункт 5 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилые помещения из муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям, а также иным категориям граждан - в случае наделения органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Во всех остальных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Этим не исключается передача федеральным законом указанного полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления с выделением им необходимых для этого материальных и финансовых средств. При этом субъекты Российской Федерации, а также органы местного самоуправления не лишены возможности участвовать в осуществлении данного полномочия за счет собственных средств.
Федеральному законодателю предписано исходя из требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в том числе в настоящем Постановлении, определить порядок осуществления полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), и выделения необходимых для этого материальных и финансовых средств.
В Определении от 15.01.2015 N 2-О-Р о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 30-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что полномочие по внеочередному предоставлению указанным в данном законоположении гражданам отдельных жилых помещений является полномочием органов государственной власти Российской Федерации в качестве расходного обязательства Российской Федерации (пункты 5 и 6 статья 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации); этим не исключается, в частности, передача федеральным законом полномочия, предусмотренного пунктом 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления с выделением им необходимых для этого материальных и финансовых средств; субъекты Российской Федерации, а также органы местного самоуправления не лишены возможности участвовать в осуществлении данного полномочия за счет собственных средств.
Во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 30-П, федеральным законодателем внесены изменения в статью 14 Федерального закона от 18 июня 2001 года N77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" и пункт 5 данной статьи изложен в новой редакции, предусматривающей, что больным заразными формами туберкулеза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Обсуждая вопрос об обязанности органа местного самоуправления по обеспечению истца жилым помещением, судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда указала, что истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с выявленным у него заболеванием после 01 января 2005 года, с момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ в отношении указанной категории граждан действует общий порядок, специальное правовое регулирование, предусматривающее обеспечение граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, жилыми помещениями во внеочередном порядке из государственного жилищного фонда отсутствует, в связи с чем в силу положений ч. 3 ст. 49 и п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Президиум Хабаровского краевого суда признает приведенные выводы суда апелляционной инстанции обоснованными, учитывает имеющиеся в деле сведения о том, что администрацией муниципального образования принимались меры по предоставлению ФИО1 жилого помещения. Так, из приобщенного к материалам дела ответа Главы администрации городского поселения "город Советская Гавань" от 27.11.2014 N на запрос прокурора следует, что администрацией города было предложено для заселения ФИО1 жилое помещение по "адрес", от предоставления которого он отказался, так как оно непригодно для проживания при наличии у него тяжелого заболевания; сообщается также о том, что при выявлении подходящего жилого помещения оно будет предложено ФИО1 (л.д.7). Приведенные данные свидетельствуют о том, что ответчиком - администрацией муниципального образования признается возможность участвовать в осуществлении полномочия по обеспечению жильем нуждающегося гражданина, больного "данные изъяты", за счет собственных средств.
При таком положении оснований для отмены вступивших в силу судебных постановлений, принятых по данному делу, суд кассационной инстанции не находит.
Ссылка заявителя на судебную практику по схожим спорам не может быть принята во внимание, поскольку юридический прецедент не является официальным источником права в Российской Федерации, а представляет собой применение нормы права с учетом конкретных обстоятельств дела.
Отмена или изменение в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления может привести к нарушению принципа правовой определенности, который требует, чтобы принятое судами окончательное решение не могло быть оспорено без достаточных оснований.
Однако в кассационной жалобе заявителем не приведены такие исключительные обстоятельства, которые могли бы быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений, достаточных для отступления от принципа правовой определенности и стабильности судебных актов. В кассационной жалобе заявителя не содержится указания на допущенные судами фундаментальные нарушения норм материального или процессуального права, которые позволяют отменить вступившие в законную силу судебные постановления и нарушить принцип правовой определенности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 388, пунктом 1 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Хабаровского краевого суда
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края оставить без удовлетворения, решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 27 января 2015 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 15 апреля 2015 года - без изменения.
Постановление президиума Хабаровского краевого суда вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий Н.Н. Веретенников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.