Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 14 августа 2015 г. по делу N 33-281/2015
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Безбородова С.П.,
судей: Яицкого Р.А.,
Сафонова К.С.,
при секретаре Печенкиной Е.Ю.,
с участием представителя должностного лица Некуш К.Б. рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя должностного лица Гордеева А.В. на решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 28 мая 2015 года о частичном удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N Тюрина П.В. об оспаривании действий (решения) заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье"), связанных с предоставлением субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, расчет которой произведен без применения повышенного поправочного коэффициента.
Заслушав доклад судьи Сафонова К.С., изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, а также объяснения представителя должностного лица Некуш К.Б., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Приволжский окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Тюрин проходил военную службу по контракту в должности (должность) войсковой части N. На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 4 февраля 2013 года N Тюрин освобожден от занимаемой воинской должности в связи с организационно-штатными мероприятиями (ОШМ) и зачислен в распоряжение командира войсковой части N, где согласно приказу Командующего войсками Центрального военного округа от 09 апреля 2013 года проходит военную службу по настоящее время за штатом. Намереваясь уволиться с военной службы в связи с ОШМ, заявитель обратился в ФГКУ "Центррегионжилье" с просьбой о выделении ему субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, полагая, что при ее расчете должен быть применен повышенный поправочный коэффициент - 2,375, а также учтено право на дополнительную площадь жилого помещения как (должность) воинской части, что предусмотрено ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Решением заместителя начальника ФГКУ "Центррегионжилье" от 13 мая 2015 года N была удовлетворена просьба Тюрина о предоставлении ему жилищной субсидии, однако ее размер был рассчитан без применения названного повышенного коэффициента, а также без учета права на дополнительную площадь жилого помещения.
Считая свои права нарушенными, Тюрин обратился в Оренбургский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором оспорил вышеприведенное решение и просил признать его незаконным в части, ограничивающей его в праве на дополнительную площадь жилого помещения и применение повышенного коэффициента, а также обязать заместителя начальника ФГКУ "Центррегионжилье" это решение в указанной его части отменить и принять решение о предоставлении жилищной субсидии с учетом права на дополнительную площадь жилого помещения и с применением поправочного коэффициент - 2,375.
Рассмотрев заявление Тюрина, Оренбургский гарнизонный военный суд решением от 28 мая 2015 года требования заявителя удовлетворил частично, признав оспариваемое заявителем решение незаконным в части применения в расчете субсидии поправочного коэффициент - 2,25 и обязал названное должностное лицо это решение в соответствующей его части отменить и произвести расчет жилищной субсидии с применением поправочного коэффициент - 2,375. В удовлетворении остальной части требований заявителю было отказано.
Не согласившись с решением гарнизонного военного суда в части удовлетворения требований Тюрина, представитель должностного лица Гордеев А.В. подал апелляционную жалобу, в которой, выражая мнение о неправильном применении судом норм материального права, просит его в соответствующей части отменить и принять по делу новое решение о полном отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование жалобы представитель должностного лица, приводя собственный анализ норм законодательства, регулирующих вопросы реализации военнослужащими права на жилищное обеспечение за счет средств федерального бюджета федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в частности требований п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 76, полагает, что поправочный коэффициент (2,375) при расчете размера жилищной субсидии военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет менее 20 лет, применим лишь в случаях и после фактического увольнения таких военнослужащих. В связи с этим автор апелляционной жалобы считает, что, поскольку Тюрин на момент расчета жилищной субсидии с военной службы уволен не был, а общая продолжительность его военной службы составляет менее 20 лет, то оснований для применения в отношении него оговариваемого поправочного коэффициента не имелось.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, Приволжский окружной военный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 327.1. ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Вопреки мнению представителя должностного лица, чьи действия (решение) оспариваются, решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 28 мая 2015 года является законным и обоснованным, соответствующим требованиям ст. 195 - 198 ГПК Российской Федерации. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом на основе анализа и оценки совокупности представленных сторонами доказательств, достаточных для правильного разрешения заявленных требований. При этом существенных нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Согласно абзацу 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абзацем 3 названной части ст. 15 этого Федерального закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Как установлено пунктом 16 той же статьи Федерального закона, при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 76 утверждены Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
Согласно этим Правилам размер субсидии рассчитывается в зависимости от установленного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, состава семьи военнослужащего и продолжительности его военной службы. Пунктом 7 Правил установлены фиксированные размеры применяемых в расчетах субсидии поправочных коэффициентов в зависимости от общей продолжительности военной службы лиц, претендующих на ее получение.
При этом согласно п. 9 Правил в отношении военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 до 20 лет, размер поправочного коэффициента увеличивается до 2,375 в случае отнесения таковых к лицам, указанным в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", то есть к военнослужащим, уволенным или увольняемым с военной службы по одному из льготных оснований - по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
По делу установлено и не оспаривается в апелляционной жалобе, что Тюрин проходит военную службу по контракту, первый контракт заключен им до 1 января 1998 года, приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 февраля 2013 года N он освобожден от занимаемой воинской должности в связи с ОШМ и зачислен в распоряжение командира войсковой части 32755, в настоящее время он подлежит увольнению с военной службы по пп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в связи с ОШМ, что в частности подтверждается справкой командира войсковой части N от 15 мая 2015 года N 575, а общая продолжительность его военной службы на момент расчета жилищной субсидии составляла около 19 лет.
Таким образом, отнесение Тюрина к категории военнослужащих, увольняемых с военной службы по льготному основанию, по состоянию на день принятия заместителем начальника ФГКУ "Центррегионжилье" оспариваемого решения было очевидным, к правильному выводу о чем пришел суд первой инстанции.
Довод же апелляционной жалобы является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании закона.
По мнению суда апелляционной инстанции, обоснованное отнесение военнослужащего к категории увольняемых с военной службы до принятия окончательного решения об увольнении (оформления представления и издания соответствующего приказа) является достаточным основанием для применения при расчете субсидии в отношении такого военнослужащего поправочного коэффициента, установленного п. 9 Правил. Данный вывод согласуется с требованиями п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. То есть данная норма закона исключает возможность принятия какого-либо решения об увольнении указанных выше военнослужащих до их обеспечения жильем, что само по себе обязывает командование к обеспечению таковых жилыми помещениями или оговариваемой субсидией еще до их увольнения с военной службы.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости применения при расчете предоставляемой Тюрину субсидии поправочного коэффициента 2,375, предусмотренного п. 9 Правил, и, соответственно, о незаконности решения жилищного органа в этой части.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции и констатирует его законность и обоснованность, а доводы апелляционной жалобы находит несостоятельными и не способными поставить под сомнение законность принятого решения.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 28 мая 2015 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части N Тюрина П.В. об оспаривании действий (решения) заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с предоставлением субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, расчет которой произведен без применения повышенного поправочного коэффициента, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица Гордеева А.В. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда К.С. Сафонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.