Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 14 августа 2015 г. по делу N 33-284/2015
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Безбородова С.П.,
судей: Сафонова К.С.,
Яицкого Р.А.,
при секретаре Платоновой Е.С. рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя начальника 4 отдела (г. Оренбург) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Крюковой С.М. на решение Уфимского гарнизонного военного суда от 4 июня 2015 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего N военного представительства Министерства обороны Российской Федерации Жука Г.Г. об оспаривании действий начальника 4 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных со снятием его с учета нуждающихся в получении жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Безбородова С.П., изложившего обстоятельства дела, содержание судебного решения, доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Жук Г.Г. проходит военную службу по контракту в должности (должность) N военного представительства Министерства обороны Российской Федерации (далее - N ВП МО РФ).
Решением объединенной жилищной комиссии Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации от 10 мая 2006 года N Жук Г.Г. признан нуждающимся в получении жилого помещения и включен в соответствующие списки с составом семьи 3 человека.
Решением начальника 4 отдела (г. Оренбург) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 4 отдел ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации) от 31 марта 2015 года N заявитель снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с незаконным решением жилищной комиссии о признании его таковым в мае 2006 года.
Считая свои права нарушенными, Жук Г.Г. обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать решение начальника 4 отдела ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации от 31 марта 2015 года N незаконным и обязать должностное лицо восстановить его в списках нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Уфимского гарнизонного военного суда от 4 июня 2015 года заявление Жука Г.Г. удовлетворено в полном объёме.
Выражая несогласие с решением, представитель начальника 4 отдела ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации Крюкова С.М. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование жалобы представитель должностного лица, ссылаясь на ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", положения ч. 3 ст. 49 ЖК Российской Федерации, анализируя положения п.п. 25, 27, 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, действующей на момент принятия решения жилищной комиссией Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации от 10 мая 2006 года N 39-2006, согласно которому Жук Г.Г. был признан нуждающимся в получении жилого помещения без предоставления им справки о сдаче ранее предоставленного жилого помещения, делает вывод о том, что заявитель, распорядившись полученным ранее от Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением, не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма.
При этом, как полагает Крюкова С.М., суд первой инстанции вынес решение без учёта требований действующего законодательства, определяющего принцип однократности обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, и без учёта разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в 1991 году заявителю по месту прохождения военной службы на состав семьи 3 человека было предоставлено жилое помещение для постоянного проживания общей площадью 27 кв. метров, жилой 12,4 кв. метра, расположенное по адресу: "адрес".
В марте 2000 года брак между Жуком Г.Г. и Ж.А.С ... был расторгнут, а в июле 2005 года Жук Г.Г. заключил брак с Ж.Е.А..
В 2001 году заявитель обратился в Светлогорский городской суд Калининградской области с иском об изменении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", и выделении его доли. Решением названного суда от 24 декабря 2001 года в удовлетворении требований ему было отказано.
21 октября 2003 года он снялся с регистрационного учёта в данной квартире с целью встать на жилищный учёт по новому месту службы в N ВП МО РФ.
Решением объединенной жилищной комиссии Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации от 10 мая 2006 года N Жук Г.Г. признан нуждающимся в получении жилого помещения и включен в списки очередников с составом семьи 3 человека.
Решением начальника 4 отдела ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации от 31 марта 2015 года N заявитель снят с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации, то есть в связи с незаконным принятием объединенной жилищной комиссией Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации решения от 10 мая 2006 года N о признании его таковым.
Между тем данное решение начальника 4 отдела ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации, как обоснованно указал суд первой инстанции, не основано на положениях действующего законодательства.
Так, согласно пунктам 1 и 14 ст. 15, а также п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" реализация права на обеспечение жильем военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, к каковым относится заявитель, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, жилого помещения для постоянного проживания в период военной службы с передачей этого помещения при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильём по новому месту военной службы или избранному при увольнении с военной службы постоянному месту жительства.
Приведённые правовые нормы позволяют сделать вывод, что закон возлагает на военнослужащего обязанность сдать выделенное ему в связи с прохождением военной службы жилое помещение для получения им другого жилого помещения.
Обязанность сдачи ранее предоставленного жилья вытекает и из п. 5 ст. 15 этого же Федерального закона, в соответствии с которым в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
В силу вышеприведенных правовых норм, если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то такой военнослужащий не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 27 постановления от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В соответствии с п. 41 действовавшей до 8 ноября 2010 года Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, по просьбе военнослужащего, переведенного к новому месту военной службы, удерживающего по предыдущему месту военной службы жилое помещение, состоящее на учете в КЭЧ района, в котором остаются проживать имеющие право на часть жилого помещения совершеннолетние члены семьи, а также иные лица, проживающие совместно с ним, с письменного их согласия, по решению командующих войсками военных округов, флотами (флотилией) им может быть предоставлено другое жилое помещение в части, причитающейся от общей площади жилого помещения.
Пунктом 44 указанной Инструкции было предусмотрено, что обмен жилых помещений, занимаемых военнослужащими в домах государственного, муниципального жилищного фонда, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством с уведомлением о нем начальников КЭЧ районов и командиров воинских частей, в которых проходят военную службу военнослужащие, обменивающие жилые помещения.
Согласно ч. 1 ст. 72 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи, в том числе временно отсутствующих членов его семьи, вправе осуществить обмен занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю.
Частью 3 данной статьи предусмотрена возможность принудительного обмена занимаемого жилого помещения в судебном порядке.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Жук Г.Г. в связи с расторжением брака, а так же в результате добровольного прекращения пользования указанным жилым помещением не предпринял исчерпывающих мер к получению причитающейся ему доли ранее поученного жилья и сдаче его в установленном порядке.
В то же время согласно ч. 1 ст. 51 ЖК Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учётной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, размер жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" (общей площадью 27 кв. м., жилой 12,4 кв. м), на одного члена семьи заявителя составлял менее учетной нормы жилой площади для постановки на учёт, установленной решением малого Совета Калининградского областного Совета народных депутатов от 21 апреля 1993 года, которая со 2 июня 1993 года была изменена с 6 до 8 кв. метров.
При таких данных Жук Г.Г. не подлежал снятию с учета нуждающихся в жилом помещении по основаниям, приведенным в решении начальника 4 отдела ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации от 31 марта 2015 года N 4/9, поскольку после предоставления ему ранее указанного выше жилого помещения он был вправе состоять на учёте лиц, нуждающихся в получении жилых помещений, к правильному выводу о чём пришёл суд первой инстанции.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оснований для отмены решение гарнизонного военного суда не имеется. Приведённые в апелляционной жалобе доводы не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого судом решения, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, Приволжский окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Уфимского гарнизонного военного суда от 4 июня 2015 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего N военного представительства Министерства обороны Российской Федерации Жука Г.Г. об оспаривании действий начальника 4 отдела (г. Оренбург) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных со снятием его с учета нуждающихся в получении жилых помещений, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя начальника 4 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Крюковой С.М. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда С.П. Безбородов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.