Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 18 августа 2015 г. по делу N 33-301/2015
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Иванчикова Д.А.,
судей: Вагапова Р.К.,
Николаева И.В.,
при секретаре Платоновой Е.С. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу представителя должностного лица - начальника Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ПВИ ВВ МВД России или военный институт) Макарова А.Н. на решение Пермского гарнизонного военного суда от 5 июня 2015 года, которым удовлетворено заявление бывшего военнослужащего ПВИ ВВ МВД России Марченко А.В., об оспаривании действий начальника названного учреждения, связанных с отказом в передаче рапорта Марченко А.В. от 31 января 2013 года о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и представленных к нему документов на рассмотрение жилищной комиссии указанного военного института.
Заслушав доклад судьи Иванчикова Д.А., окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Марченко проходил военную службу по контракту в ПВИ ВВ МВД России, где на семью из 5 человек заявителю было предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью (площадь) кв. метров. ДД.ММ.ГГГГ умерла супруга заявителя. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ родились внуки заявителя, которые вместе с дочерями зарегистрированы и проживают с ним в указанном жилом помещении и ведут общее хозяйство.
Перед предстоящем увольнением с военной службы Марченко был обеспечен общей площадью жилого помещения менее учетной нормы, установленной постановлением Пермской городской Думы от 30 мая 2006 года N 103 в размере 12 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения, в связи с чем он 31 января 2013 года обратился к начальнику военного института с рапортом. В удовлетворении указанного рапорта решением жилищной комиссии от 26 февраля 2013 года было отказано, в связи с непредоставлением документов, подтверждающих право заявителя и членов его семьи находиться на учете нуждающихся в жилых помещениях. Данное решение жилищной комиссии заявителем было оспорено в судебном порядке. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного военного суда от 15 октября 2013 года на жилищную комиссию военного института была возложена обязанность повторно рассмотреть рапорт заявителя. 2 декабря 2013 года решением данной комиссии в удовлетворении рапорта заявителя было вновь отказано.
Решение жилищной комиссии от 2 декабря 2013 года заявитель также оспорил в судебном порядке и решением Пермского гарнизонного военного суда от 5 марта 2014 года требования Марченко были удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного суда от 20 мая 2014 года решение военного суда от 5 марта 2014 года отменено и принято по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
12 февраля 2015 года Марченко обратился к начальнику военного института с заявлением о повторном рассмотрении его рапорта от 31 января 2013 года, поскольку им были предоставлены документы, на отсутствие которых указала жилищная комиссия при вынесении решения от 2 декабря 2013 года, но в удовлетворении заявления Марченко было отказано.
Считая свои права нарушенными Марченко, с учетом уточненных требований, обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника военного института, связанные с отказом в передаче его рапорта от 31 января 2013 года о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и представленных к нему документов на рассмотрение жилищной комиссии военного института и обязать указанное должностное лицо передать его рапорт от 31 января 2013 года о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и представленные к нему документы на рассмотрение жилищной комиссии военного института.
Пермский гарнизонный военный суд решением от 5 июня 2015 года удовлетворил заявление Марченко.
Не согласившись с таким решением, представитель должностного лица, чьи действия были оспорены, подал апелляционную жалобу, в которой в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильным применением норм материального права, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей жалобы представитель должностного лица Макаров А.Н., ссылаясь на часть 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункт 2.1 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД России от 12 февраля 2010 года N 75 "Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России", а также на определение Верховного Суда Российской Федерации от 1 октября 2014 года, которым апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного военного суда от 20 мая 2014 года оставлено без изменения, приходит к выводу, что действия начальника военного института, связанные с отказом в передаче рапорта о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий на рассмотрение жилищной комиссии военного института являются законными и обоснованными.
Далее в жалобе указывается на отсутствие оснований для повторного рассмотрения рапорта заявителя Марченко от 31 января 2013 года, а также на то, что он уволен с военной службы, исключен из списков личного состава военного института и после 22 апреля 2013 года не имеет статус военнослужащего, более того на момент увольнения с военной службы нуждающимся в жилых помещениях заявитель признан не был.
В заключение жалобы представитель должностного лица обращает внимание на то, что документы, предусмотренные жилищным законодательством для рассмотрения вопроса о постановке в качестве нуждающегося в жилых помещениях, в военный институт поступили 26 марта 2014 года, то есть, после того, как жилищной комиссией военного института уже был рассмотрен рапорт заявителя от 31 января 2013 года.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Вопреки утверждениям, изложенным в апелляционной жалобе, выводы суда по делу основаны на правильной оценке исследованных фактических данных и верном толковании и применении норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, выделения жилых помещений военнослужащим внутренних войск и членам их семей установлен Инструкцией об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД России N 75 от 12 февраля 2010 года.
Согласно пункту 18 Инструкции, в целях соблюдения законности при распределении жилья и использовании жилой площади, всестороннего и объективного рассмотрения вопросов по улучшению жилищных условий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечения социальных гарантий в области прав на жилище в каждой воинской части создается жилищная комиссия, на которую возлагается контроль за ведением учета личного состава подчиненных воинских частей, нуждающегося в улучшении жилищных условий, и распределение поступающей жилой площади.
В соответствии с п. 19 Инструкции для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт с резолюцией непосредственного начальника, составленного в произвольной форме по рекомендуемому образцу.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусматриваются статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не предоставлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.
Кроме того, согласно п. 2.1 Инструкции, действие таковой распространяется на военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, признанных в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке нуждающимися в жилых помещениях, на граждан, уволенных с военной службы по основаниям, дающим право на обеспечение жилыми помещениями от внутренних войск МВД России, признанных в период прохождения военной службы по контракту нуждающимися в жилых помещениях, и членов их семей.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Марченко проходил военную службу по контракту в ПВИ ВВ МВД РФ и как военнослужащий, уволенный с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, с 22 апреля 2013 года был исключен из списков личного состава военного института. Во время прохождения военной службы в военном институте заявителю было предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью (площадь) кв. метра.
В связи с изменением состава семьи и обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, 31 января 2013 года Марченко обратился к начальнику военного института с рапортом о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, но решением жилищной комиссии, изложенном в протоколе N от 26 февраля 2013 года, в удовлетворении данного рапорта Марченко отказано.
2 декабря 2013 года жилищной комиссией был вновь рассмотрен рапорт заявителя Марченко от 31 января 2013 года и принято аналогичное решение об отказе в его удовлетворении, в связи с непредставлением документов, предусмотренных ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Это решение жилищной комиссии заявителем также оспорено в судебном порядке и решением Пермского гарнизонного военного суда от 5 марта 2014 года требования Марченко о признании незаконными действия начальника ПВИ ВВ МВД России связанные с отказом в передаче его рапорта от 31 января 2013 года о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и представленных к нему документов на рассмотрение жилищной комиссии указанного военного института, были удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного суда от 20 мая 2014 года решение военного суда от 5 марта 2014 года в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильным применением норм материального права отменено и принято по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Как следует из заявления Марченко от 12 марта 2014 года, заявителем были предоставлены начальнику военного института документы, на отсутствие которых указала жилищная комиссия в оспариваемом заявителем решении от 2 декабря 2013 года.
Кроме того, в результате проведенной военной прокуратурой проверке были выявлены нарушения при принятии жилищной комиссией оспариваемых заявителем решений.
Для повторного рассмотрения рапорта от 31 января 2013 года Марченко обратился к начальнику военного института с заявлением от 12 февраля 2015 года и приложенными к нему документами, в том числе те, которые подтверждают наследование части жилого помещения принадлежащего умершей супруги заявителя.
Согласно ответу начальника военного института N от 16 марта 2015 года, в связи с утратой после 22 апреля 2013 года статуса военнослужащего, заявителю было отказано в передаче на рассмотрение жилищной комиссии военного института рапорта заявителя от 31 января 2013 года о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и заявлений, поступивших от заявителя после 22 апреля 2013 года.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в силу п. 4 Положения о жилищной комиссии военного института, утвержденного приказом начальника ПВИ ВВ МВД РФ N от 9 апреля 2012 года, начальник военного института был обязан передать на рассмотрение жилищной комиссии военного института заявления, поступившие от Марченко после 22 апреля 2013 года, которые были поданы с целью разрешения по существу рапорта от 31 января 2013 года о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, поданного в период прохождения военной службы, так как начальник военного института не наделен полномочиями разрешать вопросы, относящиеся к компетенции жилищной комиссии. Следовательно, рапорт Марченко должен быть рассмотрен жилищной комиссией.
Таким образом, принимая во внимание изложенное, не согласиться с решением суда первой инстанции у окружного военного суда оснований не имеется.
Приведённые же в апелляционной жалобе доводы представителя должностного лица по изложенным выше мотивам не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого судом решения.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 327, 327-1, п.1 статьи 328, 329 ГПК РФ, Приволжский окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Пермского гарнизонного военного суда от 5 июня 2015 года по гражданскому делу по заявлению бывшего военнослужащего федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" Марченко А.В., об оспаривании действий начальника названного учреждения, связанных с отказом в передаче рапорта Марченко А.В. от 31 января 2013 года о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и представленных к нему документов на рассмотрение жилищной комиссии указанного военного института оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица Макарова А.Н. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда
Д.А. Иванчиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.