Судья Астраханского областного суда Сорокина О.А.,
при секретаре: Бабушкиной Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО "Медицинский центр Альтернатива" по доверенности Чугошкина И.Г. на постановление Енотаевского районного суда Астраханской области от 24 июля 2015 года по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Медицинский центр Альтернатива" по статье 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Енотаевского районного суда Астраханской области от 24 июля 2015 года ООО "Медицинский центр Альтернатива" подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В жалобе представитель ООО "Медицинский центр Альтернатива" по доверенности Чугошкин И.Г. просит отменить состоявшееся по делу судебное решение, ссылаясь на отсутствие у прокурора законного требования для проведения проверки, а также отсутствие у специалистов, привлеченных прокурором для проверки, документов, подтверждающих их служебные полномочия.
Суд второй инстанции, выслушав объяснения представителя ООО "Медицинский центр Альтернатива" по доверенности Чугошкина И.Г., поддержавшего доводы жалобы, представителя прокуратуры Бурхетьеву Е.М., возражавшую против удовлетворения доводов жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которому прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1). Прокурор в целях реализации возложенных на него названным Федеральным законом полномочий осуществляет свою деятельность (статья 10). В силу положений статьи 6 Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц, в том числе коммерческих организаций, представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Законность и обоснованность действий и (или) бездействия прокурора могут быть обжалованы, в том числе в порядке гражданского судопроизводства (глава 25 Гражданского процессуального кодекса РФ). На это прямо указывает Конституционный Суд РФ в своем Определении от 21 апреля 2011 года N 449-О-О.
Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Енотаевского района Астраханской области по жалобе ФИО5 проводилась проверка соблюдения законодательства о здравоохранении, оказании медицинской помощи и осуществления медицинской деятельности в ООО "Медицинский центр Альтернатива". Прокурорская проверка проводилась с участием профильных специалистов министерства здравоохранения Астраханской области, территориального фонда обязательного медицинского страхования и страховых медицинских компаний. По требованию прокурора к участию в проверке привлечены: специалисты министерства здравоохранения Астраханской области ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9; специлист территориального фонда обязательного медицинского страхования Астраханской области ФИО10; специалисты Астраханского филиала ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" ФИО11, ФИО12; ФИО13, являющаяся специалистом филиала ЗАО "МАКС-М". В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ на требования прокурора о представлении для проверки прокурору и прибывшей с ним бригаде профильных специалистов медицинских карт амбулаторных больных, проходивших обследование и лечение в центре, общество не допустило к проверке специалистов ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО13 и ФИО11, ссылаясь на отсутствие у них документов, подтверждающих их служебные полномочия. Данные специалисты вынуждены покинуть здание медицинского центра. В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ООО "Медицинский центр Альтернатива" по факту умышленного невыполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Привлечение к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. По смыслу данной правовой нормы, по делам этой категории необходимо установить: вытекали ли требования прокурора по представлению документов из его полномочий, установленных законом, и являлось ли их неисполнение, умышленным.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Основанием для проверки исполнения законов в силу указанной правовой нормы может быть также любая информация о фактах нарушения закона, требующая принятия мер прокурором. При этом, каких-либо требований к проведению и оформлению результатов прокурорского надзора действующее законодательство не содержит.
В данном случае, проверка соблюдения законодательства о здравоохранении, оказании медицинской помощи и осуществления медицинской деятельности в ООО "Медицинский центр Альтернатива" проводилась прокурором на основании информации о фактах нарушениях закона, требующей принятия мер прокурором, содержащейся в жалобе физического лица. Соответственно, прокурор обладал полномочиями на проведение проверки и, требуя ДД.ММ.ГГГГ предоставления всей бригаде проверяющих для проверки медицинские карты амбулаторных больных, проходивших обследование и лечение в центре, действовал в рамках предоставленной ему компетенции. Эти требования прокурора не противоречат и Федеральному закону "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральному закону "О персональных данных". Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" устанавливает, что предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина допускается по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением прокурорского надзора (пункт 3 части 4 статьи 13 Федерального закона). Форма такого запроса законом не предусмотрена, а в совокупности с нормами Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" данный запрос может быть как в письменной, так и в устной форме. Пунктом 7.1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О персональных данных" предусмотрено, что обработка полученных в установленных законодательством Российской Федерации случаях персональных данных осуществляется органами прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора. Совокупность приведенных норм устанавливает право прокурора во время исполнения им должностных обязанностей, в целях осуществления надзора за исполнением законов, запрашивать, в данном случае, в коммерческих организациях, необходимую для осуществления этого прокурорского надзора документацию, в том числе содержащую сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами. Объем запрашиваемой документации определяется исключительно прокурором. Также исключительно прокурором определяется и состав бригады проверяющих, он проверяет их полномочия и несет ответственность за их действия в ходе прокурорской проверки. Включенные в состав прокурорской проверки профильные специалисты подтверждают свои полномочия исключительно прокурору. Проверяемая организация, при допуске специалистов прокурором к проверке, обязана предоставить истребуемую прокурором для проверки документацию всем специалистам, включенным в состав бригады проверяющих. Соответственно, отказ медицинского центра в допуске части специалистов для проведения прокурорской проверки ДД.ММ.ГГГГ является незаконным вмешательством в деятельность прокурора в рамках его компетенции. Требование прокурора допустить к проверке всех специалистов, включенных им в бригаду проверяющих, имело место, данный факт не отрицается, и ДД.ММ.ГГГГ данное требование прокурора обществом не исполнено, часть специалистов до проверки не допущена. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность. Доказательств невозможности исполнения требований прокурора, не представлено. Доводы о том, что представление медицинских карт связано с заботой общества о сохранении врачебной и иной личной тайны, в них содержащихся, поскольку характер проводимой прокурором проверки, по мнению общества, не обеспечивал ее сохранности, не основаны на законе. Требования прокурора соответствовали Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральному закону "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральному закону "О персональных данных" и после представления таких сведений прокурору ответственность за сохранение врачебной и иной личной тайны, ставших ему известными в ходе проверки, несет прокурор. Соответственно, объективных данных, позволяющих медицинскому центру не исполнять требования прокурора, вытекающие из его полномочий, не имелось.
Собранным и исследованным доказательствам по указанному административному материалу дана надлежащая оценка. Суд не усмотрел оснований для освобождения общества от административной ответственности в силу малозначительности совершенного административного правонарушения. Квалификация действий юридического лица по статье 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях правильная. Наказание назначено справедливо, в соответствии с санкцией статьи 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Нарушений норм процессуального и административного законодательства, влекущих отмену состоявшегося судебного решения, не допущено.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
постановление Енотаевского районного суда Астраханской области от 24 июля 2015 года оставить без изменения, а жалобу ООО "Медицинский центр Альтернатива"- без удовлетворения.
Мотивированное решение изготовлено 28 августа 2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.