Судья Астраханского областного суда Сорокина О.А.,
при секретаре: Бабушкиной Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Зуй Виктора Ивановича на решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 27 июля 2015 года по делу о привлечении Зуй Виктора Ивановича к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением специалиста по административному производству отдела дознания и административной практики Пограничного управления Федеральной Службы Безопасности России по Республике Калмыкия и Астраханской области от 15 июня 2015 года капитан т\х " "данные изъяты" Зуй В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Зуй В.И. назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 27 июля 2015 года постановление о привлечении Зуй В.И. к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а жалоба Зуй В.И. - без удовлетворения.
В жалобе капитан т\х "данные изъяты" Зуй В.И. ставит вопрос об отмене решения суда и прекращении производства по делу. По мнению Зуй В.И., судом допущено неправильное толкование норм материального права, приведшее к выводу об отсутствии у капитана судна правовых оснований к остановке суда при следовании через государственную границу. Остановка суда вызвана объективными причинами: отсутствием плавучей навигационной обстановки вследствие изменения глубин, вызванных ветровыми сгонно-нагонными явлениями. Как утверждает заявитель, при наличии указанных объективных причин в случае неостановки судна могла возникнуть чрезвычайная, аварийная ситуация. Зуй В.И. подверг критике выводы суда и административного органа о наличии у него возможности запланировать время перехода таким образом, чтобы исключить остановку судна. Зуй В.И. указывает, что он не нарушил требований законодательства о Государственной границе РФ, так как остановка судна носила вынужденный характер.
На заседание суда не явился Зуй В.И., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте слушания по делу. С учетом надлежащего извещения сторон, руководствуясь частью 2 статьи 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд второй инстанции постановил рассмотреть жалобу в отсутствие Зуй В.И.
Выслушав представителя Зуй В.И. по доверенности Сайганова А.А., поддержавшего доводы жалобы, представителя пограничного управления ФСБ России по республике Калмыкия и Астраханской области Алтаякова Р.Д., возражавшего против удовлетворения доводов жалобы, исследовав материалы дела, суд второй инстанции приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Зуй В.И., являясь капитаном теплохода "данные изъяты", следуя по Волго-Каспийскому морскому судоходному каналу, принял решение о постановке судна на якорь без разрешения пограничных органов об остановке судна. По факту правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении капитана теплохода "данные изъяты" Зуй В.И. ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении. Постановлением специалиста по административному производству отдела дознания и административной практики Пограничного управления Федеральной Службы Безопасности России по Республике Калмыкия и Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ капитан т\х " "данные изъяты"" Зуй В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Зуй В.И. назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей. Зуй В.И. обратился в суд с жалобой на постановление от 15 июня 2015 года. Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 27 июля 2015 года постановление о привлечении Зуй В.И. к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставлено без изменения, а жалоба Зуй В.И. - без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении жалобы, районный суд пришел к выводу о наличии в действиях капитана теплохода " "данные изъяты" Зуй В.И. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 Кодекса.
Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей процессуального закона, являются конкретные правила режима Государственной границы РФ. Объективной стороной данного правонарушения является нарушение лицами и транспортными средствами порядка их следования от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через границу и в обратном направлении.
Пунктом "в" части 7 статьи 9 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" российским судам при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно запрещаются (кроме случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами РФ) остановка без соответствующего на то разрешения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов в пределах их компетенции, либо с их разрешения, но с нарушением условий такого разрешения.
Международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами РФ остановка судна при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно без разрешения пограничных органов не разрешена.
Доводы Зуй В.И. о наличии у него права на остановку судна при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно с разрешения системы управления движения судов, предоставленного Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним, а потому отсутствия в его действиях нарушения пункта "в" части 7 статьи 9 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации", состоят в противоречии с нормами материального права.
Пункт "в" части 7 статьи 9 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" предусматривает возможность остановки судна при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно без разрешения пограничных органов, если это прямо предусмотрено международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с пунктом "а" статьи 2 Федерального закона "О международных договорах РФ" международным договором Российской Федерации является международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. К существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт РФ, относятся: издание акта в установленном порядке управомоченным органом государственной власти РФ или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Обязательные Постановления по морским торговым портам Астрахань и Оля, утвержденные начальником ФГУ "Администрация морских портов Астрахань и Оля", с Правилами плавания в зоне действия портовой системы управления движением судов портов Астрахань и Оля не являются международными договорами РФ, а также не относятся к законам и иным нормативным правовым актам РФ.
Доводы Зуй В.И. о наличии оснований для остановки судна при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно без разрешения пограничных органов со ссылкой Кодекс торгового мореплавания также состоят в противоречии с нормами материального права, основаны на неверном его толковании. Кодекс торгового мореплавания в статье 99 предоставляет лоцману право в целях безопасности плавания судна только приостановить лоцманскую проводку, не разрешая капитану судна остановку судна без разрешения пограничных органов.
Более того, в статье 9 Закона РФ "О Государственной границе РФ" приведен исчерпывающий перечень оснований для остановки судна при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно без разрешения пограничных органов. К таким основаниям относятся: чрезвычайные обстоятельства - несчастный случай, авария или стихийное бедствие, угрожающее безопасности судна, сильный шторм, ледоход или ледовые условия, угрожающие безопасности судна, буксировка поврежденного судна, доставка спасенных людей, оказание срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажирам. В указанной норме права речь идет о состоянии крайней необходимости. Только в этих случаях капитан судна обязан немедленно сообщить об этом администрации ближайшего российского морского порта, которые оповещают о таком пересечении Государственной границы пограничные органы.
Обстоятельства, на которые Зуй В.И. указывает, как на основания остановки судна (отсутствие плавучей навигационной обстановки вследствие изменения глубин, вызванных ветровыми сгонно-нагонными явлениями) не относятся в силу приведенных норм права к чрезвычайным обстоятельствам, с которыми закон связывает возможность остановки судна без разрешения пограничных органов.
Как следует из материалов дела, судно, находясь в территориальных водах, следуя от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу, прервало курс движения, то есть нарушило положения указанных норм. Каких-либо доказательств, свидетельствующих, что нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, капитаном судна не представлено.
Доводы жалобы о том, что остановка судна произведена во избежание возникновения чрезвычайной ситуации , что свидетельствует об отсутствии события правонарушения, аналогичны доводам, высказанным в суде первой инстанции и получившим надлежащую правовую оценку в судебном решении. Материалами дела установлено, что судно "данные изъяты" осуществляло движение по Волго-Каспийскому морскому судоходному каналу, при этом осуществив остановку на "данные изъяты". Волго-Каспийского морского судоходного канала без соответствующего разрешения пограничных органов.
Правильно оценив представленные сторонами доказательства, районный суд пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для привлечения капитана теплохода " "данные изъяты" Зуй В.И. к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении.
Постановление о привлечении капитана теплохода "данные изъяты" Зуй В.И. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено уполномоченным на то должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса. Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является обоснованным и минимальным. Иные доводы, приведенные в жалобе, не исключают совершение рассматриваемого правонарушения и подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм процессуального и материального права.
Принимая во внимание, что обстоятельства совершения капитаном теплохода " "данные изъяты"" Зуй В.И. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и иные доводы жалобы являлись предметом судебного рассмотрения, суд второй инстанции приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 27 июля 2015 года оставить без изменения, а жалобу Зуй Виктора Ивановича - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.