Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Лавровой С.Е.,
судей областного суда: Степина А.Б., Сорокиной О.А.,
при секретаре: Бабушкиной Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокиной О.А. дело по апелляционной жалобе представителя управления по образованию и науке администрации г. Астрахани по доверенности Ивлевой А.В. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 16 июня 2015 года по иску прокурора Кировского района г. Астрахани к управлению образования и науки администрации г. Астрахани, МБОУ г. Астрахани "СОШ N 40", администрации г. Астрахани о понуждении к оборудованию здания образовательного учреждения системой видеонаблюдения,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кировского района г. Астрахани, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к управлению образования и науки администрации г. Астрахани, МБОУ г. Астрахани "СОШ N 40" и администрации г. Астрахани о понуждении к оборудованию здания образовательного учреждения системой видеонаблюдения. Иск мотивирован тем, что в образовательном учреждении - МБОУ г. Астрахани "СОШ N 40" отсутствует система видеонаблюдения. При этом, МБОУ г. Астрахани "СОШ N 40" является школьным образовательным учреждением города с массовым пребыванием граждан. Отсутствие системы видеонаблюдения способствует проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создавать угрозу жизни и здоровью учащихся и работников. Непринятие мер по обеспечению безопасности детей и сотрудников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого является массовая гибель людей, уничтожение имущества. По этим основаниям, прокурор просил обязать администрацию г. Астрахани в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить согласно разработанной смете денежные средства на оборудование школы системой видеонаблюдения и обязать МБОУ г. Астрахани "СОШ N 40" до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать школу системой видеонаблюдения.
В судебном заседании прокурор Иванова М.Н. поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель управления образования и науки администрации г. Астрахани по доверенности Ивлева А.В. иск не признала.
Представитель МБОУ "СОШ N 40" Акмаева Е.В. признала иск в части, указав, что в случае финансирования школы на установку системы видеонаблюдения данная система будет установлена.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 16 июня 2015 года иск прокурора удовлетворен. На администрацию г. Астрахани возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить, согласно разработанной смете, денежные средства на оборудование школы системой видеонаблюдения. На МБОУ г. Астрахани "СОШ N 40" возложена обязанность до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать школу системой видеонаблюдения.
В апелляционной жалобе представитель управления образования и науки администрации г. Астрахани по доверенности Ивлева А.В. ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права. В жалобе представитель управления указывает, что требования части 13 статьи 30 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в части установки системы видеонаблюдения в образовательных учреждениях, в данном случае, не полежат применению. Здание школы введено в эксплуатацию после вступления в силу указанных требований. За соблюдение общественного порядка в здании и на территории школы отвечают сторожа-вахтеры, а также работники охранного агентства "Паритет". Для обеспечения безопасности обучающихся установлен специальный пропускной режим, имеется пост охраны, установлена кнопка быстрого реагирования и система "Стрелец-мониторинг". Школой утвержден антидиверсионный паспорт. Оснащение школы средствами защиты - системой видеонаблюдения не требуется. В федеральном законодательстве, законах субъектов и актах органов местного самоуправления обязательных предписаний относительно оснащения общеобразовательных учреждений системами видеонаблюдения не имеется. Кроме того, бюджет на очередной финансовый год уже сформирован, требования прокурора, связанные с финансированием данных мероприятий, являются вмешательством в бюджетный процесс.
З аслушав докладчика, выслушав объяснения представителей управления образования и науки администрации г. Астрахани, МБОУ г. Астрахани "СОШ N 40" и администрации г. Астрахани Ивлевой А.В., Купряшевой Л.А. и Мартыновой В.Р., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Дюйсембеевой Э.М., возражавшей против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, дополнительно представленные доказательства, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда по указанным в ней доводам.
При разрешении спора суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и закон, подлежащий применению, на основании которого верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.
Как следует из материалов дела, МБОУ г. Астрахани "СОШ N 40" является общеобразовательным учреждением. В здании школы система видеонаблюдения отсутствует. В ДД.ММ.ГГГГ школой составлена смета на установку системы видеонаблюдения. После составления сметы школа обратилась в управление образования и науки администрации г. Астрахани с заявкой на выделение денежных средств для установки системы видеонаблюдения. На 2015 год денежные средства на указанные мероприятия из бюджета МО "Город Астрахань" не выделены, финансирование этих мероприятий не произведено, система видеонаблюдения в школе не установлена.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения. В силу статьи 1, пункта 4 статьи 3 названного Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий способствующих совершению террористических актов.
В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации относится, в том числе оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями. Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества принят Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с частями 1,2 и 4 статьи 6 указанного Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в перечень которых включаются стандарты и своды правил, содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений. Эти национальные стандарты и свободы правил являются обязательными для применения.
Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521.
К таким сводам правил, в том числе относится СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" (пункт 66 Постановления Правительства Российской Федерации N 1521 от 26 декабря 2014 года).
В Разделе 1 СП 118.13330.2012 указано, что требования настоящего свода правил распространяются на помещения общественного назначения, независимо от периода ввода их в эксплуатацию, если эти учреждения поименованы в приложении "В" свода правил. Согласно приложению "В" свода правил здания и помещения учебно-воспитательного назначения, в том числе общеобразовательные организации (пункт 1.1.2), отнесены к перечню основных групп зданий и сооружений общественного назначения, на которые распространяются требования настоящего свода правил независимо от периода ввода их в эксплуатацию. В соответствии с пунктом 6.48 СП 118.13330.2012 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или в ситуационные центры "Службы 112".
Совокупность приведенных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что системы видеонаблюдения подлежат установке в зданиях общеобразовательных учреждений независимо от периода ввода их в эксплуатацию. Данные требования являются обязательными для применения.
Кроме того, в силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В силу статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" решение вопросов в сфере обеспечения содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Поскольку осуществление деятельности МБОУ г. Астрахани "СОШ N 40" в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства и данное обстоятельство может повлечь неблагоприятные последствия, суд обоснованно удовлетворил иск прокурора.
Наличие у школы антидиверсионного паспорта не подтверждает исполнение образовательным учреждением всех требований действующего законодательства в указанной сфере. Указанный паспорт является информационно-справочным документом, отражающим текущее положение дел в области защиты людей и объектов от угроз различного характера (решение Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26 августа 2009 года N 6). Отсутствие денежных средств, либо иные вопросы по исполнению данной обязанности, не должны влиять на права несовершеннолетних, обучающихся в данном образовательном учреждении. В этой связи, доводы апелляционной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 16 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу управления образования и науки администрации г. Астрахани- без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.