Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Насоновой В.Н.,
судей Левковой Г.И. Споршевой С.В.,
при секретаре Кондрашиной Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Рязанской области на решение Советского районного суда г. Рязани от 25 июня 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования
Лобанова Н.И. к Военному комиссариату Рязанской области о понуждении выплаты денежной компенсации удовлетворить частично.
Признать за
Лобановым Н.И. право на получение мер социальной поддержки, установленных п.1 ч.2 ст.19 Закона РФ от 15.05.1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Обязать Военный комиссариат Рязанской области назначить и выплачивать
Лобанову Н.И. с 01.01.2015 года ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п.1 ч.2 ст.19 Закона РФ от 15.05.1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с последующей индексацией, предусмотренной законом.
Взыскать с Военного комиссариата Рязанской области в пользу
Лобанова Н.И. судебные расходы в сумме
"
...
" рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований
Лобанову Н.И. - отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Левковой Г.И., объяснения представителя Военного комиссариата Рязанской области по доверенности Соболевой В.В., возражения против доводов жалобы Лобанова Н. И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лобанов Н.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Рязанской области о понуждении выплаты денежной компенсации.
В обоснование требований указал, что является пенсионером по линии Министерства обороны РФ. В период с 25.08.1975 г. по 24.03.1997 г. был зарегистрирован и проживал
"
адрес1
", с 01.04.1997 г. по 03.09.2002 г. -
"
адрес2
", с 09.09.2010 г. по настоящее время проживает
"
адрес1
". Поскольку
"
адрес1
" относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом, истец полагает, что у него с 09.09.2010 г. имеется право на меры социальной поддержки, предоставляемые Законом РФ от 15.05.1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Однако на заявление истца в адрес ответчика с просьбой произведения ему выплат согласно указанному закону он получил отказ со ссылкой на то, что он не проживал постоянно в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Лобанов Н.И. просил суд признать за ним право на получение мер социальной поддержки, установленные п.п.1, 2, 4 ч.2 ст.19 Закона РФ от 15.05.1991 г. N1244-1, в виде ежемесячной денежной компенсации как проживающему в зоне с льготным социально-экономическим статусом, как работающему в такой зоне, а также оплату ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска как работающему в зоне с льготным социально-экономическим статусом, обязать ответчика назначить и выплачивать ему с 09.09.2010 г. вышеназванные меры социальной поддержки и взыскать расходы по оплате юридической помощи в сумме
"
...
" рублей.
По решению суда исковые требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе Военный комиссариат Рязанской области просит постановленное судом решение отменить, постановить новое решение об отказе Лобанову Н. И. в удовлетворении требований. Исходит из того, что истцом не был доказан факт постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем, на него не распространяется право на выплаты, указанные в Законе "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Истцом Лобановым Н. И. решение суда не обжалуется.
В заседании суда апелляционной инстанции истец просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Рязанской области - без удовлетворения.
Представитель Военного комиссариата Рязанской области в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить по ее доводам.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Обращаясь в суд с иском о предоставлении мер социальной поддержки, установленных п.п.1, 2, 4 ч.2 ст.19 Закона РФ от 15.05.1991 г. N1244-1, истец указал, что с 25.08.1975 г. по 24.03.1997 г. был зарегистрирован и проживал
"
адрес1
", с 01.04.1997 г. по 03.09.2002 г. -
"
адрес2
", с 09.09.2010 г. по настоящее время проживает
"
адрес1
". Данный населенный пункт распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N 237-р был включен в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения (в настоящее время - утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582 Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС), и отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Как лицо, постоянно проживающее на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом (соответствующее удостоверение выдано ему администрацией Рязанской области 19 октября 1993 года на основании действовавшего на тот период законодательства), Лобанов Н. И. обратился в Военный комиссариат Рязанской области с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части второй статьи 19 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в чем ему было отказано со ссылкой на то, что факт его проживания на данной территории на 2 декабря 1995 года не подтвержден.
Удовлетворяя частично требования Лобанова Н.И., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что согласно действующему законодательству Лобанов Н.И. относится к категории граждан, которые имеют право на получение льгот и денежных выплат в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Данный вывод судебная коллегия находит правильным и обоснованным в силу следующего.
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантирует гражданам Российской Федерации, оказавшимся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавшим участие в ликвидации ее последствий, возмещение вреда, причиненного вследствие этой катастрофы их здоровью и имуществу, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (статьи 1, 3 и 13).
Определяя условия проживания населения на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, названный Закон Российской Федерации в качестве основного показателя, обусловливающего необходимость проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда, использует уровень дозы облучения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в зависимости от радиационной обстановки и с учетом других факторов подразделяет эти территории на следующие зоны: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение и зона проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 1 статьи 6 и часть вторая статьи 7); при этом, в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом помимо осуществления комплекса контрмер, включающего медицинские мероприятия по радиационной и радиоэкологической защите, предусматривается создание хозяйственно-экологической структуры, обеспечивающей улучшение качества жизни населения выше среднего уровня и компенсирующей отрицательное воздействие психоэмоциональной нагрузки, связанной с чернобыльской катастрофой и применением контрмер (статья 11), а для граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории этой зоны, - система мер социальной поддержки (пункты 5, 7, 10 и 11 части первой статьи 18 и статья 19). Такое основание предоставления отдельных мер социальной поддержки гражданам, проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, как постоянное проживание (работа) на этой территории, первоначально не предусматривалось, - оно было введено Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно п. 8 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ от 15.05.1991 г. N1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу п.п.1, 2, 4 ч.2 ст.19 Закона РФ от 15.05.1991 г. N1244-1 гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, гарантируются:
1) ежемесячная денежная компенсация в размере 20 рублей при условии постоянного проживания до 02.12.1995 г.;
2) ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации в размере 80 руб. при условии постоянного проживания (работы) до 02.12.1995 г.;
4) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в зоне продолжительностью семь календарных дней без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда при условии постоянного проживания (работы) до 02.12.1995 г.;
Исходя из норм действующего законодательства, и установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Лобанов Н.И. относится к категории граждан, которые имеют право на получение льгот и денежных выплат в соответствии с нормами данного Закона РФ, поскольку до 02.12.1995 г. постоянно проживал в зоне с льготным социально-экономическим статусом, с 09.09.2010 г., вернувшись на постоянное проживание в п. Лесной, вновь приобрел право на получение соответствующих льгот: ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п.1 ч.2 ст. 19 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Доводы апелляционной жалобы о том, что не был доказан факт постоянного проживания Лобанова Н.И. в зоне с льготным социально-экономическим статусом и на него не распространяется право на выплаты, указанные в Законе "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права. Данный довод был предметом рассмотрения в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая правовая оценка. Непрерывное проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, как до 1995 г., так и после, вплоть до момента обращения за компенсациями, не является обязательным условием назначения соответствующей выплаты. Данная позиция согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 24 октября 2012 г. N 23-П, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, а потому не могут быть удовлетворены.
Судебная коллегия полагает, что при принятии решения судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Рязани от 25 июня 2015 года в обжалованной части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Военного комиссариата Рязанской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.