Судья Самарского областного суда Тукмаков П.А., рассмотрев в судебном заседании административное дело по жалобе директора общества с ограниченной ответственностью "ЯРмарка" ФИО3-Х. на постановление Красноярского районного суда Самарской области от 25 июня 2015 года, которым
юридическое лицо ООО "ЯРмарка" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Красноярского районного суда Самарской области от 25 июня 2015 года юридическое лицо- общество с ограниченной ответственностью "ЯРмарка" (далее ООО "ЯРмарка" или Общество) признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Директор ООО "ЯРмарка" ФИО3-Х. обратился в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления суда, ссылаясь его незаконность и необоснованность. Кроме того, полагает, что суд не принял во внимание характер вмененного правонарушения, степень его общественной опасности, в связи с чем считает размер назначенного штрафа не соответствующим принципам справедливости, и соразмерности.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав доводы директора ООО "ЯРмарка" ФИО3-Х. и представителя ФИО4 в поддержание жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст.58 Конституции России, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
На основании части 1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Согласно ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ( в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом определяется самим фактом совершения действий или бездействия.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства.
Судом установлено, что ООО "Ярмарка" является лицом, в результате осуществления деятельности которого образуются отходы, и правильно указано, что оно обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством, и является надлежащим субъектом вмененного ему административного правонарушения.
Как усматривается из представленных материалов, ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными отходами ООО "ЯРмарка" по адресу: Яр, "адрес", установлены нарушения обязательных требований в области охраны окружающей среды: ч. 1 ст. 26 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ; СанПиН 2. 1. 7. 1322-03 и др., а именно: -территория и помещения арендуемые ООО "Ярмарка" по адресу: "адрес" Яр, "адрес"-86, в том числе земельный участок, расположенный с восточной стороны, огороженный металлическим забором с воротами, загрязнены разнородными отходами (металлическими, пластмассовыми, ртутьсодержащими трубками и др.); в разных помещениях здания в доступных местах без соблюдения правил хранения находятся отработанные и новые люминесцентные лампы и ртутьсодержащие трубки; отсутствуют свидетельства об обучении сотрудников, допущенных к обращению с опасными отходами производства (приказ N от 18.12.2014); не представлен порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами ООО "ЯРмарка"; в подтверждение исполнения заключенного между ООО "ЯРмарка" и ООО НПФ "Полигон" договора N ОЛ15-31 от ДД.ММ.ГГГГ на прием и захоронение твердых бытовых отходов, не представлены талоны; не представлены договоры на вывоз жидких бытовых отходов и на утилизацию ртутных ламп, ртутно-кварцевых, люминесцентных ламп.
Факт совершения ООО "ЯРмарка" вмененного правонарушения подтверждается представленным материалом: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ г., договором аренды недвижимого имущества N 1/ЯР, заключенным между ООО "ЯРмарка" и ФИО5М. от ДД.ММ.ГГГГ г., актом приема- передачи нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ г., выпиской из ЕГРЮЛ, справкой ведущего специалиста по охране окружающей среды администрации муниципального района Красноярский о результатах проверки ООО "ЯРмарка" и фототаблицейс места проведения проверки, объяснениями представителя юридического лица, а также показаниями директора и представителя юридического лица в судебном заседании, которые подтвердили факт выявления указанных в постановлении недостатков.
Представленным в деле доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с правилами ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные доказательства обоснованно признаны относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела и принятия по нему судебного постановления. При этом каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
Таким образом, ООО "ЯРмарка" при осуществлении хозяйственной деятельности не предприняло необходимых мер по организации производственного контроля за соблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований законодательства, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.8.2 КоАП Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, нарушившее требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доводы, на которые представитель директор ООО "ЯРмарка" ФИО3-Х. ссылается в жалобе, в том числе и в части допущенных, по его мнению, грубых процессуальных нарушений при проведении проверки направлены на переоценку доказательств, ранее исследованных и оцененных в рамках производства по делу судом первой инстанции, поэтому не могут повлечь отмену решения судьи. Новых доводов, которые могли бы повлиять на законность оспариваемого постановления и решения, жалоба не содержит.
Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.2 КоАП, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного Обществом административного правонарушения.
В силу ч.3 ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, финансовое положение и принятые ООО "ЯРмарка" меры к устранению выявленных нарушений, а также положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, считаю возможным снизить назначенное привлекаемому к ответственности лицу наказание в виде административного штрафа до 50 000 рублей.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление Красноярского районного суда Самарской области от 25 июня 2015 года, которым юридическое лицо ООО "ЯРмарка" - признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП, изменить:
- снизить размер административного штрафа до 50000(Пятидесяти тысяч) рублей, в остальной части постановление суда оставить без изменения.
Жалобу директора ООО "ЯРмарка" ФИО3-Х. - удовлетворить частично.
Судья Самарского областного суда Тукмаков П.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.