Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Филатовой Г.В.
судей Сивохина Д.А. (докладчик) и Шуковой Н.М.,
при секретаре Шарапове М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Панина Д.В. и Паниной Н.А. на решение Советского районного суда г.Самара от 18 июня 2015 года, которым постановлено:
" Панину Д.В., Паниной Д.А., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Паниной В.Д., Паниной М.Д. к Администрации г.о.Самара, Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании незаконным отказа Администрации г.о.Самара - распоряжения первого заместителя Главы Администрации г.о.Самара от 16.01.2015 г. N 21 о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года, обязании Администрации г.о. Самара принять на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года, с момента подачи заявления о принятии на учет - отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения Панина Д.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Панин Д.В. и Панина Н.А., действующие также как законные представители Паниной В.Д. и Паниной М.Д., обратились в суд в заявлением о признании незаконным распоряжения первого заместителя Главы администрации г.о.Самара от 16 января 2015 года N21 в части отказа признания семьи Панина Д.В. с составом 4 человека нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
В обоснование заявленных требований указали, что их семья в составе 4 человек проживает по адресу: "адрес" и нуждается в улучшении жилищных условий, так как обеспеченность общей площадью жилого помещения с учетом проживающей в квартире матери Панина Д.В. на члена семьи составляет менее 11 кв.м.
Причиной отказа улучшить жилищные условия семьи послужило признание действий по намеренному ухудшению жилищных условий, выразившихся в регистрации Паниной Н.А. по регистрации 26 сентября 2014 года в квартире "адрес".
Ссылаясь на то, что регистрацию Паниной Н.А. нельзя расценивать как намеренное ухудшение жилищных условий, заявители просили с учетом уточнений признать незаконным распоряжение первого заместителя Главы администрации г.о.Самара от 16 января 2015 года N21 в части отказа признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, восстановить свое нарушенное право путем обязания администрации г.о.Самара принять его семью с составом 4 человека на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года, с момента подачи заявления о принятии на учет, то есть с 12 ноября 2014 года.
Судом постановлено указанное выше решение (л.д.80-82).
В апелляционной жалобе Панины просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме (л.д.86-88).
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Такое заявление подлежит удовлетворению при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
Такой совокупности необходимых условий по данному делу не имеется.
В отличие от общего правила распределения обязанностей по доказыванию в гражданском процессе по делам, возникающим из публичных правоотношений, обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия), решений и обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного акта, факта его законности возложена на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лица, чьи действия (бездействие), решения выступают предметом судебной проверки ч. 1 ст. 249 ГПК РФ.
Если в судебном разбирательстве орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственный или муниципальный служащий выполнят возложенное на них бремя доказывания и судом будет установлено, что оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствует закону, а также то, что права либо свободы заявителя не были нарушены оспариваемым действием (бездействием), решением, суд отказывает в удовлетворении заявления (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Согласно ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно положению статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ приведенных норм, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Пунктом 3 части 1 статьи 54 Кодекса установлено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Основными принципами реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы являются: добровольность участия в подпрограмме молодых семей; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы; возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках подпрограммы из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов на улучшение жилищных условий только 1 раз.
Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила).
Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - социальная выплата, строительство индивидуального жилого дома), а также использования таких выплат (п. 1).
В соответствии с названными Правилами правом формированием списков участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, списков претендентов на получение социальных выплат, выдачи свидетельств на получение социальных выплат наделен орган местного самоуправления. Списки молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, после их формирования направляется в орган исполнительной власти субъекта РФ (п. п. 4,17,20,21).
В силу п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая определенным условиям, в том числе признания нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствие с п. 7 Правил.
Согласно пункту 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено, что Панин Д.В. зарегистрирован в квартире, общей площадью 45.50 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", совместно с матерью - Паниной Н.В., дочерями Паниной, М.Д., Паниной В.Д. и супругой Паниной Н.А.
Панина Н.А. зарегистрирована в указанном жилом помещении с 26 сентября 2014 года. При этом в соответствии со свидетельством о заключении брака брак между Паниным Д.В. и Паниной Н.А. (до брака Вахрамеевой Н.А.) заключен 20 января 2012 года.
Согласно справке, выданной 11 ноября 2014 года МУП "Быт-сервис", в период с 16 января 2001 года по 19 августа 2014 года Панина Н.А., с составом семьи 3 человека, в том числе мать - Вахрамеева Л.Н, брат - Вахрамеев Ю.А., брат - Вахрамеев Е.А., была зарегистрирована в частном доме, расположенном по адресу: "адрес", общей площадью 156,9 кв.м., то есть была обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы, и не нуждалась в улучшении жилищных условий.
До регистрации Паниной Н.А. в квартире по адресу: "адрес", на Панина Д.В. и двух его дочерей приходилось общей площади жилого помещения более учетной нормы, в улучшении жилищных условий они не нуждались.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что регистрация Паниной Н.А. по адресу: "адрес" совершена с целью ухудшения жилищных условий и приобретения членами семьи Паниных права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Учитывая, что со дня регистрации Паниной Н.А. в указанной квартире прошло менее 5 лет, Панину Д.В. с составом семьи 4 человека правомерно было отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий целях участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Судебная коллегия соглашается с данными вывода суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом сделан неверный вывод о намеренном ухудшении Паниными своих жилищных условий не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
По смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях являются допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.
Действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими - в результате которых возникла нуждаемость.
До регистрации Паниной Н.А. в квартире, расположенной по адресу: "адрес", семья Панина Д.В. не относилась к нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что на каждого члена семьи приходилось жилой площади более учетной нормы и только после регистрации супруги. возникла возможность признания его нуждающимся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что действия Паниной Н.А. свидетельствуют об ухудшении жилищных условий незадолго до подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основаниями для отмены решения суда.
При оценке доводов апелляционной жалобы судебная коллегия также исходит из того, что действие подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы в настоящее время окончено, сводный список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на получение социальной выплаты в 2015 году сформирован и изменению не подлежит.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Самара от 18 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Панина Д.В. и Паниной Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.