Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе: председательствующего судьи Ворончихина В.В.,
судей Ждановой Е.А., Едигаревой Т.А.
при секретаре Халявиной В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 05 августа 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Ленинского районного суда г. Кирова от 30 апреля 2015 года, которым постановлено: иск прокурора Уржумского района Кировской области в интересах Леушина Е.А. удовлетворить. Обязать ГУ - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обеспечить Леушина Е.А., проживающего по адресу: "адрес", техническим средством реабилитации: предоставить ему "данные изъяты" в соответствии с условиями индивидуальной программы реабилитации за период с "дата" по "дата" в количестве 214 шт., с "дата" по "дата" в количестве 114 штук.
С ГУ - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в бюджет МО "Город Киров" взыскана госпошлина в размере "данные изъяты"
Заслушав доклад судьи Ворончихина В.В., объяснения представителя ГУ Кировское региональное отделение ФСС РФ Епанешниковой Е.И, поддержавшей доводы жалобы, объяснения прокурора Блиновой А.В. полагавшей об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Уржумского района Кировской области в интересах Леушина Е.А. обратился в суд с иском к ГУ Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обеспечении техническими средствами реабилитации "данные изъяты" (с учетом уточненных исковых требований) в количестве 214 штук за период с "дата" по "дата" и в количестве 114 штук за период с "дата" по "дата" в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указал, что Леушин Е.А. является инвалидом "данные изъяты" группы, согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от "дата" нуждается в технических средствах реабилитации в т. ч. - "данные изъяты" Согласно ИПР потребность Леушина Е.А. "данные изъяты" составляла 2 штуки в сутки, с января 2015 г. - штуки в сутки. Установлено, что инвалид был обеспечен "данные изъяты" не в полном объеме, а "дата". по "дата" "данные изъяты" Леушину Е.А. не выдавались. Неисполнение уполномоченными органами своих обязанностей по обеспечению Леушина Е.А. в полном объеме техническими средствами реабилитации не позволяет инвалиду пройти необходимую комплексную реабилитацию.
Судом постановлено приведенное выше решение.
ГУ Кировское региональное отделение ФСС РФ с решением суда не согласно, обратилось с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы представитель заявителя указывает, что суд не принял во внимание доводы ответчика о том, что действующим законодательством обеспечение инвалидов техническим средствами реабилитации поставлено в зависимость от наличия денежных средств в федеральном бюджете, а также доводы о недостаточности финансирования из федерального бюджета на указанные цели. Указано также на то, что "данные изъяты" являются средствами реабилитации разового использования, предусмотрены для ежедневного обеспечения личной гигиены инвалида. Возможность выдачи расходных средств реабилитации ( "данные изъяты" за прошлый период действующим законодательством не предусмотрена. Обеспечение техническими средствами реабилитации граждан, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания, должно также осуществляться данными учреждениями за счет средств субъекта Российской Федерации.
Проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к пересмотру решения суда.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N2347-р, в качестве технического средства реабилитации включены абсорбирующее белье и "данные изъяты" (пункт 22).
Согласно п.4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240, заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организации, в которые выдано направление) (п.5).
Из материалов дела следует, что Леушин Е.А., "дата" года рождения, является инвалидом "данные изъяты" группы.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида, определена необходимость в обеспечении Леушина Е.А. техническими средствами реабилитации: в т. ч. "данные изъяты" 2 шт. в сутки, а с "дата" - 3 штуки в сутки.
Судом установлено, что Леушин Е.А. имеет право на получение ТСР ( "данные изъяты"), входящих в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N2347-р, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Вместе с тем, за период с "дата" по "дата" Леушину Е.А. недопоставлено 214 "данные изъяты", а за период с "дата" по "дата" - в количестве 114 штук.
Судом обоснованно не приняты во внимание доводы ответчика об освобождении от исполнения указанных обязанностей со ссылкой на недостаточный объем бюджетных ассигнований, т.к. такое освобождение влечет нарушение гарантированных государством конституционных прав инвалидов на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, лишает возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничивает право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.
Таким образом, вывод суда о наличии у ГУ Кировского регионального отделения ФСС РФ обязанности по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации независимо от наличия или отсутствия финансирования таких расходов является правомерным.
Доводы жалобы о том, что действующим законодательством обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации поставлено в зависимость от наличия денежных средств в федеральном бюджете, а также ссылки на недостаточность финансирования из федерального бюджета не основаны на нормах действующего законодательства. Государство, установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, приняло на себя обязанность по их исполнению. Реализация социальных прав инвалидов не может быть поставлена в зависимость от финансирования ответчика на указанные цели.
Нельзя согласиться и с доводами жалобы о том, что возможность выдачи расходных средств реабилитации ( "данные изъяты" за прошлый период действующим законодательством не предусмотрена, Леушин Е.А. в случае самостоятельного приобретения технических средств реабилитации вправе обратиться за получением компенсации понесенных расходов является ошибочным. Обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации возложена на ответчика за счет средств федерального бюджета.
Финансирование расходов, предусмотренных Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан, осуществляется за счет бюджетных ассигнований Фондом социального страхованияРФ, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам техническихсредств и услуг (ст.11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", п.16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240). Правильным является вывод суда о том, что именно ГУ Кировское региональное отделение ФССРФ является лицом, обязанным обеспечитьинвалида техническимисредствамиреабилитации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Кирова от 30 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.