Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе
председательствующего судьи Мартыновой Т. А.
и судей Баталовой С.В., Обуховой С.Г.,
при секретаре Бакулевой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента финансов Кировской области на решение Яранского районного суда Кировской области от 27 мая 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Ларионовой Т. В. удовлетворить.
Взыскать с Департамента финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации "Кировская область" в пользу Ларионовой Т. В. денежные средства в сумме 59 839 рублей 39 копеек в качестве компенсации за отопление и электроэнергию за период с 01.04.2012г. по 28.02.2015г., расходы на уплату государственной пошлины в сумме 1 995 рублей 18 копеек.
Ларионовой Татьяне Витальевне в удовлетворении требований к КОГБУЗ " "данные изъяты"" отказать.
Заслушав доклад судьи Баталовой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ларионова Т.В. обратилась в суд с иском к Департаменту финансов Кировской области, КОГБУЗ " "данные изъяты"" о взыскании компенсации за отопление жилья и использование электрической энергии. В обоснование иска указала, что до 01.01.2005 проживала в сельской местности, работала фельдшером и пользовалась правом на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением, а с 01.01.2005 ей выплачивается только частичная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг, что нарушает ее социальные права как медицинского работника. Размер частичной компенсации в месяц составил в 2012г. - 488 руб., с апреля 2013г. - 561 руб., с июля 2014г. - 628 руб., что значительно ниже реальных расходов на содержание квартиры с освещением и отоплением. Указывая на разницу между уплаченными и компенсированными денежными средствами, просила взыскать с ответчиков расходы на отопление жилья и электрическую энергию в размере 61 244,15 рублей за период с 01.04.2012г. по 31.03.2015г.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
С вынесенным решением не согласен Департамент финансов Кировской области, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы указывает, что в Законе Кировской области от 3 ноября 2004 года N 267-30 "О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области" установлены меры социальной поддержки отдельным категориям специалистов в виде частичной компенсации расходов за наем жилого помещений, теплоснабжение и электроснабжение за счет средств областного бюджета. Указанная компенсация истцу ежемесячно выплачивалась, следовательно, обязательства субъекта РФ - Кировской области перед ней выполнены в полном объеме. Установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения не является обязательством субъекта РФ - Кировская область, это дополнительная мера социальной поддержки, введенная в действие с 01.01.2005. Получение работником дополнительной социальной поддержки в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с 01.01.2005 не означает, что он имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, который был установлен федеральными законами до 01.01.2005 года. Обращает внимание, что право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 года сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами, до 01.01.2005 года. Истцом не представлено доказательств того, что до 01.01.2005 года она пользовалась мерой социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения с отоплением и освещением, следовательно, она не вправе получать данную льготу. Кроме того, работникам, работающим и проживающим в сельской местности, пользовавшимся льготами до 01.01.2005 года, при недостаточности собственных доходов на уровне субъекта РФ льготы должны быть предоставлены за счет средств федерального бюджета.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, статьи 55 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Согласно ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) предусматривалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
С 01.01.2005 года в соответствии с частями 5, 6 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Федерального закона РФ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
В силу п. 2 ст.153 Федерального закона РФ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 года;
при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Законом Кировской области от 03.11.2004 г. N 267-ЗО "О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области" фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты. В соответствии со ст. 4 указанного закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете.
Размер частичной компенсации в Кировской области составил с 01.04.2012г. по 30.06.2013г. - 488 руб. в месяц, с 01.07.2013г. по 30.06.2014г. - 561 руб. в месяц, с 01.07.2014г. по 28.02.2015г. - 628 руб. в месяц.
Вместе с тем в преамбуле ФЗ от 22.08.2004 года N122-ФЗ закреплено, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно ч.1 ст.153 указанного Федерального закона, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, действующим с 01.01.2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности и поселках городского типа в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъекта федерации, того объема обеспечения, который был установлен ранее, возложена на органы государственной власти субъекта федерации.
Из материалов дела следует, что Ларионова Т.В. работала в КОГБУЗ " "данные изъяты"" с 01 апреля 1995 года в должности "данные изъяты", с 06.06.2011 года и по настоящее время работает в КОГБУЗ "Арбажская центральная районная больница" в должности "данные изъяты".
Место работы и проживания истца находится в "адрес".
То обстоятельство, что Ларионова Т.В. до 01.01.2005 пользовалась льготой по предоставлению бесплатных квартир с отоплением и освещением подтверждено допустимыми и относимыми доказательствами, представленными в материалы дела документами, в том числе решением Яранского районного суда Кировской области от 13.03.2012 года.
Таким образом, правильно установив по делу юридически значимые обстоятельства, исследовав и оценив представленные доказательства, верно применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска о взыскании компенсации понесенных расходов по оплате коммунальных услуг за период 01.04.2012г. по 28.02.2015г. с Департамента финансов Кировской области, произведя расчет разницы между уплаченными истцом денежными средствами за отопление и энергоснабжение в размере 79 134,39 рублей и выплаченной компенсацией в размере 19 295 рублей.
Судебная коллегия находит, что выводы суда являются правильными, основанными на законе, они мотивированы и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которым в решении дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию стороны ответчика в суде первой инстанции, были предметом оценки суда и не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на переоценку доказательств, оснований для которой не имеется. Новых обстоятельств, имеющих правовое значение для разрешения спора, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Яранского районного суда Кировской области от 27 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.