Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Дубровиной И.Л.
судей Бакиной Е.Н., Маркина В.А.
с участием прокурора Новиковой И.В.,
при секретаре Савиных Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Ленинского районного суда г.Кирова от 11 июня 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Прокуратуры Кировской области в интересах Желниной ФИО9 к Государственному учреждению - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обеспечении средствами реабилитации удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обеспечить Желнину ФИО9 средствами реабилитации: предоставить подгузники за периоды с "дата". в количестве "данные изъяты" шт., с "дата". в количестве "данные изъяты" шт., с "дата". в количестве "данные изъяты" шт., с "дата" по "дата". в количестве "данные изъяты" шт., с "дата" по "дата". в количестве "данные изъяты" шт., с "дата" по "дата". в количестве "данные изъяты" шт., а всего в сумме "данные изъяты" штук.
Взыскать с Государственного учреждения Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в доход бюджета муниципального образования город Киров госпошлину в сумме "данные изъяты" рублей.
Заслушав доклад судьи Бакиной Е.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировской области обратился в суд в интересах Желниной С.И. с иском к ГУ КРО ФСС РФ об обеспечении техническими средствами реабилитации. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Кировской области проведена проверка по факту не обеспечения Государственным учреждением - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Желниной С.И. в полном объеме техническими средствами реабилитации. Установлено, что Желнина С.И. является инвалидом "данные изъяты" группы. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида N от "дата", Желнина С.И. нуждается в технических средствах реабилитации - подгузники "данные изъяты" штуки в сутки. Вместе с тем Желнина С.И. на момент проведения проверки "дата" данными техническими средствами реабилитации обеспечена не в полном объеме. В ходе проверки установлено, что Желниной С.И. предусмотренный порядок обращения за получением TCP соблюден. Уведомление о постановке на учет по обеспечению TCP она получила. С учетом измененных требований просил обязать ответчика обеспечить Желнину С.И., "дата" года рождения, техническими средствами реабилитации, предоставить ей подгузники за периоды: с "дата" по "дата" в количестве "данные изъяты" штук, с "дата" по "дата" в количестве "данные изъяты" штуки, с "дата" по "дата" в количестве "данные изъяты" штуки, с "дата" по "дата" в количестве "данные изъяты" штук, с "дата" по "дата" в количестве "данные изъяты" штук, с "дата" по "дата" в количестве "данные изъяты" штук, а всего "данные изъяты" штук.
Ленинским районным судом Кировской области 11 июня 2015 года постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
ГУ - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ не согласно с решением суда, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене. Отмечает, что согласно действующему законодательству обязательства по обеспечению инвалидов техническим средствами реабилитации являются расходным обязательством РФ и финансируются за счет средств федерального бюджета. По мнению заявителя жалобы, суд не принял во внимание доводы ответчика о том, что действующим законодательством обеспечение инвалидов техническим средствами реабилитации поставлено в зависимость от наличия денежных средств в федеральном бюджете, а также доводы о недостаточности финансирования из федерального бюджета на указанные цели. Указывает, что если инвалид за прошедший период времени использовал подгузники, приобретая их самостоятельно за счет собственных средств, он вправе обратиться за получением компенсации понесенных расходов. Отмечает, что подгузники являются средствами реабилитации разового пользования. Возможность выдачи расходных средств реабилитации (подгузники) за прошлый период законодательством не предусмотрена.
Прокурор в возражениях полагает приведенные в жалобе доводы несостоятельными, просит обжалуемое решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения представителя ГУ - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Сычеву С.Н., поддержавшую доводы и требования жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшей решение оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьями 39, 41 Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности.
В силу статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет федерального бюджета.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее - Федеральный перечень).
Пунктом 22 Федерального перечня к техническим средствам реабилитации отнесены, в том числе подгузники.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Правилами обеспечения инвалидов техническим средствами реабилитации и отдельных категорий граждан, утвержденными постановлением Правительства от 07.04.2008 N 240 (далее Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации), установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи заявления. Заявление о предоставлении ТСР подается инвалидом, либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования РФ по месту жительства инвалида (п.2,4).
Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов на обеспечение инвалидов техническимисредствамиреабилитации осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхованияРоссийской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам техническихсредств и услуг.
С учетом приведенных норм права, вывод суда первой инстанции о том, что ГУ - Кировское региональное отделение ФССРФ является лицом, обязанным обеспечить Желнину С.И. техническими средствами реабилитации (подгузниками) согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, является законным и обоснованным.
Из материалов дела следует, что Желнина С.И. является инвалидом "данные изъяты" группы, имеет право на получение ТСР, входящих в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида N, выданной "дата", определена необходимость в обеспечении Желниной С.И. ТСР, в том числе: подгузниками - "данные изъяты" изделия в сутки.
Судом установлено, что Желниной С.И. не предоставлены подгузники за периоды: с "дата" по "дата" в количестве "данные изъяты" штук, с "дата" по "дата" в количестве "данные изъяты" штуки, с "дата" по "дата" в количестве "данные изъяты" штуки, с "дата" по "дата" в количестве "данные изъяты" штук, с "дата" по "дата" в количестве "данные изъяты" штук, с "дата" по "дата" в количестве "данные изъяты" штук, а всего "данные изъяты" штук.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования прокурора и обязывая ГУ Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обеспечить Желнину С.И. техническими средствами реабилитации, правомерно исходил из того, что Желнина С.И. является инвалидом, состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении техническими средствами реабилитации, в связи с чем имеет право на получение технических средств реабилитации (памперсы), и несоблюдение ответчиком требований федерального законодательства по предоставлению таких средств нарушает права и свободы инвалида.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на всестороннем и полном исследовании обстоятельств дела, правильном применении норм материального и процессуального права.
Довод заявителя жалобы о том, что действующим законодательством обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации поставлено в зависимость от наличия денежных средств в федеральном бюджете, подлежит отклонению, поскольку государство, установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, приняло на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
В данном случае обязанность ГУ - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации не поставлена законодателем в зависимость от наличия или отсутствия финансирования таких расходов.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что выдача подгузников за прошедший период невозможна, несостоятельна. В силу главы 26 Гражданского кодекса РФ неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательство не прекращает. Истечение срока, на который Желниной С.И. следовало предоставить указанное количество подгузников, не свидетельствует о том, что предусмотренная законом обязанность уполномоченного органа по обеспечению инвалида техническим средством реабилитации исполнена или прекращена, а также прекращено соответствующее право инвалида.
Аргументы ответчика о том, что Желнина С.И. в случае самостоятельного приобретения подгузников в спорный период вправе обратиться за получением компенсации понесенных расходов, противоречит нормам материального права, поскольку обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации возложена на ответчика за счет средств федерального бюджета.
Доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, направлены на их иную оценку, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Кирова от 11 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.