Судья Челябинского областного суда Малкова С.В. при секретаре Лесиной Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу защитника Потаповой Т.И. - Фархиуллина И.З. на постановление заместителя главного государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору А.Е.А ... N 137/138 от 12 мая 2015 года, решение судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 16 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения "Кувашинский психоневрологический интернат" Потаповой Т.И.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору А.Е.А ... N 137/138 от 12 мая 2015 года директор Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения "Кувашинский психоневрологический интернат" (далее - ГСУСОССЗН "КПНИ") Потапова Т.И. признана виновной в совершении административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ), на основании ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 16 июня 2015 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменений.
В жалобе, поданной в областной суд, защитник Потаповой Т.И. - Фархиуллин И.З., действующий на основании доверенности просит отменить решение суда, ссылается на необходимость применения ст. 2.9 КоАП РФ, которая предусматривает возможность освобождения судом от административной ответственности, поскольку все выявленные нарушения были устранены в кратчайшие сроки. Также просит постановление должностного лица пересмотреть и ограничиться наказанием в виде предупреждения.
Потапова Т.И., ее защитник Фархиуллин И.З. в судебном заседании поддержали доводы жалобы.
Представитель отдела надзорной деятельности N 1 по пожарному надзору ГУ МЧС России по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не направил. При таких обстоятельствах судья областного суда полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, выслушав Потапову Т.И., Фархиуллина И.З., оснований для отмены вынесенных по делу постановлений не нахожу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Данные требования закона при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судьей городского суда соблюдены.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Согласно ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения к административной ответственности директора ГСУСОССЗН "КПНИ" Потаповой Т.И. явились нарушения требований пожарной безопасности,
выявленные в ходе проведения проверки должностным лицом ОНД N 1 на основании распоряжения главного государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору Р.В.Е ... N 116 от 14 апреля 2015 года.
Актом проверки от 23 апреля 2015 года установлены следующие нарушения в здании и помещениях ГСУСОССЗН "КПНИ" по адресу: ***, предусмотренные ч. ч. 1,4 ст. 20.4 КоАП РФ, а именно:
- в нарушение п.43 ПНР в РФ, при прекращении электропитания рабочего освещения (отключение электроэнергии) эвакуационное освещение путей эвакуации в административном здании и бане автоматически не включилось;
- в нарушение ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ, п.38 табл. А.З, п. АЛО прил. А СП 5.13130.2009, бытовое помещение работников в здании котельной не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией;
- в нарушение п.20 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме" ПНР в РФ, ч. 3-10 ст. 21, ст.27 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ, СП 12.13130.2009, не определена и не обозначена на двери категория по пожарной и взрывопожарной опасности и класс зоны складского помещения функционального назначения Ф5.2 (здание прачечной, склад чистого белья), отсутствуют расчеты по методам, установленным в СП 12.13130.2009;
- в нарушение п.20 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме" HHP в РФ, ч. 3-10 ст. 21, ст.27 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ, СП 12.13130.2009, не определена и не обозначена на двери категория по пожарной и взрывопожарной опасности и класс зоны складского помещения функционального назначения Ф5.2 (здание прачечной, склад чистого белья 3), отсутствуют расчеты по методам, установленным в СП 12.13130.2009;
- в нарушение п.20 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме" HHP в РФ, ч. 3-10 ст. 21, ст.27 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ, СП 12.13130.2009, не определена и не обозначена на двери категория по пожарной и взрывопожарной опасности и класс зоны складского помещения функционального назначения Ф5.2 (здание прачечной, склад личных вещей), отсутствуют расчеты по методам, установленным в СП 12.13130.2009;
- в нарушение п.20 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме" ПНР в РФ, ч. 3-10 ст. 21, ст.27 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ, СП 12.13130.2009, не определены и не обозначены на воротах категории по пожарной и взрывопожарной опасности и классы зон помещений гаража функционального назначения Ф5.2, отсутствуют расчеты по методам,
установленным в СП 12.13130.2009;
- в нарушение ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ, система пожарной сигнализации в здании класса функциональной пожарной безопасности Ф1.1 (здание стационара) не обеспечивает дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (установлена объектовая станция ПАК "Стрелец-Мониторинг" сигналы с ППКОН новой части интерната литера A3 не выведены на объектовую станцию, акт выполненных работ отсутствует, проект отсутствует).
Данные нарушения требований пожарной безопасности образуют составы административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Факт допущенных нарушений правил пожарной безопасности и виновность директора ГСУСОССЗН "КПНИ" Потаповой Т.И. подтверждены представленными в дело доказательствами: распоряжением о проведении плановой, выездной проверки N 116 от 14 апреля 2015 года; актом проверки N 116 от 23 апреля 2015 года; протоколом N 137 об административных правонарушениях от 23 апреля 2015 года; протоколом N 138 об административных правонарушениях от 23 апреля 2015 года и иными материалами дела.
Установленные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Оснований не доверять данным о наличии нарушений требований пожарной безопасности, изложенным в постановлении от 12 мая 2015 года, у судьи областного суда не имеется.
Проанализировав выявленные нарушения требований пожарной безопасности, должностное лицо органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, а также судья городского суда пришли к правильному выводу о том, что ответственность за данные нарушения установлена частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Вывод судьи городского суда о том, что директор ГСУСОССЗН "КПНИ" Потаповой Т.И. не исполнила надлежащим образом свои обязанности по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации помещений, сомнений не вызывает.
Так, в силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ предусмотрено, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц
пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; и иные требования. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно представленным материалам дела ГСУСОССЗН "КПНИ", является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке. Потапова Т.И., назначенная на должность директора ГСУСОССЗН "КПНИ", является субъектом ответственности за нарушения требований пожарной безопасности.
Выводы судьи о доказанности вины Потаповой Т.И., в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, являются правильными и сделаны с учетом всех имеющихся в материалах дела доказательств.
Доводы жалобы о применении положений ст.2.9 КоАП РФ, поскольку директор ГСУСОССЗН "КПНИ" Потаповой Т.И. все выявленные нарушения были устранены в кратчайшие сроки, несостоятельны.
Составы административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, являются формальными, не предполагают наступления каких-либо неблагоприятных материально-правовых последствий и для привлечения к ответственности за указанные правонарушения достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности.
Устранение нарушений требований пожарной безопасности не являются основанием для освобождения Потаповой Т.И. от ответственности в порядке ст. 2.9 КоАП РФ.
В случае возникновения пожарной ситуации нарушения пожарной безопасности, имеющие место в здании, объекта с пребыванием детей, создают угрозу жизни и здоровью находящихся там воспитанников и персонала.
Исходя из характера совершенного правонарушения, места совершения административного правонарушения, степени общественной опасности, оснований для признания данного правонарушения малозначительным не имеется.
Принимая решение по делу, должностное лицо и судья городского суда правильно исходили из того, что к должностным обязанностям Потаповой Т.И. относится обеспечение соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях, о допущенных нарушениях она знала или
должна была знать, возможность устранить данные нарушения имелась, однако соответствующих мер принято не было.
По сути, доводы, изложенные в жалобе, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у судьи областного суда в силу положений статьи 30.7 КоАП РФ не имеется.
Постановление должностного лица соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в полном объеме проверено судьей городского суда в пределах его компетенции, в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ.
Сроки давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены в соответствии с требованиями ст. 4.5 КоАП РФ, оснований для прекращения производства по делу на основании ст. 24.5 КоАП РФ, не имеется.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначено в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом положений ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ, оснований для снижения наказания не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления должностного лица и судебного решения, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья Челябинского областного суда
РЕШИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору А.Е.А ... N 137/138 от 12 мая 2015 года, решение судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 16 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении директора Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения "Кувашинский психоневрологический интернат" Потаповой Т.И. оставить без изменения, жалобу защитника Потаповой Т.И. - Фархиуллина И.З. - без удовлетворения.
Судья
С.В.Малкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.