Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего
судей
при секретаре
Сапрыгиной Л.Ю.,
Зариповой Ю.С., Смолина А.А.,
Лесиной Н.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Администрации Каслинского муниципального района Челябинской области, Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Каслинского городского суда Челябинской области от 08 апреля 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению Каслинского городского прокурора в защиту интересов Ахлестиной Г.К. к Администрации Каслинского муниципального района Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области о признании действий незаконными и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав мнения прокурора Минкиной Л.В., Ахлестиной Г.К., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Каслинский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Ахлестиной Г.К. к администрации Каслинского муниципального района о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии администрации Каслинского муниципального района от 29 октября 2014 года об исключении Ахлестиной Г.К. из списка отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, возложении обязанности восстановить Ахлестину Г.К. в списке отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года; к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным отказа от 04 декабря 2014 года о включении Ахлестиной Г.К. в областной реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, возложении обязанности включить Ахлестину Г.К. в областной реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, исходя из времени принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 17 апреля 2001 года.
В обосновании исковых требований указано, что муж Ахлестиной Г.К.-А.А.Н., имеющий статус ветерана боевых действий, проживая совместно с семьей, состоящей из супруги и троих детей, с 17 апреля 2001 года состоял на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. А.А.Н. умер **** года. Решением жилищно-бытовой комиссии администрации Каслинского муниципального района от 29 октября 2014 года Ахлестина Г.К. исключена из списка отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, в связи с отсутствием в учетном деле документов, подтверждающих ее нуждаемость до 01 января 2005 года, как члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий. По вышеуказанному основанию Министерством социальных отношений Челябинской области Ахлестиной Г.К. отказано во включении в областной реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года. Указанные отказы не соответствуют требованиям норм действующего законодательства и нарушают права Ахлестиной Г.К. на улучшение жилищных условий. Ахлестина Г.К. повторно в брак не вступала, проживает одиноко, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на соответствующий учет в 2001 году, оснований для снятия ее с учета не имеется, жильем она не обеспечивалась, и как член семьи умершего ветерана боевых действий она сохраняет право на обеспечение жильем в льготном порядке путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
Представитель Каслинского городского прокурора Ермаков М.С. в судебном заседании на исковых требованиях, заявленных в интересах Ахлестиной Г. К., настаивал по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснил, что основания, по которым Ахлестина Г.К. была снята с учета в 2014 году уже исследовались в судебных заседаниях в Каслинском городском суде в 2010 году и она была восстановлена в указанных списках, предусмотренных законом оснований для снятия с учета Ахлестиной Г.К., вставшей на учет до 01 января 2005 года, у представителей ответчиков не имеется.
Ахлестина Г.К. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации Каслинского муниципального района Рысева О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.
Представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания извещен, представил по делу отзыв.
Представитель третьего лица администрации Тюбукского сельского
поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен.
Суд постановил решение, которым отменил решение жилищно-бытовой комиссии администрации Каслинского муниципального района от 29 октября 2014 года об исключении Ахлестиной Г.К. из списка отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2015 года; обязал администрацию Каслинского муниципального района восстановить Ахлестину Г.К. в списке отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на дату постановки на учет 17 апреля 2001 года; признал незаконным отказ Министерства социальных отношений Челябинской области от 04 декабря 2014 года о включении Ахлестиной Г.К. в областной реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года; обязал Министерство социальных отношений Челябинской области включить Ахлестину Г.К. в областной реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, исходя из времени принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 17 апреля 2001 года.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация Каслинского муниципального района обратилась в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что правоотношения носят длящийся характер, к которым подлежит применению действующее законодательство. Указывает, что Ахлестина Г.К. обеспечена жилым помещением по договору социального найма, в котором она зарегистрирована и проживает, а данное жилое помещение соответствует установленным законом нормам и используется по назначению, оснований для отнесения Ахлестиной Г.К. к числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, перечисленных в ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, не имеется. При этом, Ахлестина Г.К. обеспечена жилой площадью свыше учетной нормы. Жилое помещение не признано аварийным. Требование о восстановлении Ахлестиной Г.К. на учете противоречит положению ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой принятие граждан на учет, а равно восстановление его на этом учете осуществляется с целью предоставления жилого помещения. Доказательств о прекращении права пользования жилым помещение не представлено. Считает, что снятие Ахлестиной Г.К. с учета нуждающейся в жилом помещении и исключение её из числа отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, отвечает требованиям ст. 55 Жилищного кодекса РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство социальных отношений Челябинской области обратилось в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" право на получение жилищной субсидии либо единовременной денежной выплаты имеют члены семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в период до 01 января 2005 года и имевшие на момент принятия решения о постановке на учет удостоверение в соответствии со статьей 21 указанного закона, которое Ахлестиной Г.К. выдано 01 октября 2014 года на срок до 01 ноября 2015 года. Документов, подтверждающих нуждаемость Ахлестиной Г.К. в улучшении жилищных условий и постановку её на учет по указанным основаниям в целях предоставления жилого помещения в период до 01 января 2005 года, не представлено. Указывает, что в случае смерти ветерана боевых действий передача наследникам средств жилищной субсидии, выданной ветерану, Положением не предусмотрена.
В возражении на апелляционную жалобу Каслинский городской прокурор просит решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Прокурор Минкина Л.В., Ахлестина Г.К. в суде апелляционной инстанции возражали против доводов апелляционных жалоб.
Представители ответчиков администрация Каслинского муниципального района, Министерства социальных отношений Челябинской области, представитель третьего лица администрации Тюбукского сельского поселения в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежаще.
В соответствии с частью 1 статьи 327, статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, выслушав прокурора Минкину Л.В., Ахлестину Г.К., судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий
сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.
Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.
Согласно статье 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятиях их с учета.
В силу части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно статье 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие
Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникну после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года "О ветеранах" независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко.
На основании ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года "О ветеранах" полномочия по обеспечению жильем указанным категорий граждан переданы субъектам Российской Федерации.
На основании ч.2 ст.2 закона Челябинской области от 28 января 2010 года N528-30 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" предусмотрено, что членам семьи погибших (умерших) ветеранов боевых действий и вставших на учет до 01 января 2005 года меры социальной поддержки предоставляются в одной из следующих форм: предоставление жилищных субсидий на приобретение жилого помещения в собственность, предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения в размере, установленном Федеральным законом "О ветеранах".
Статьей 4.1 указанного Закона Челябинской области от 28 января 2010 года N528-30 порядок предоставления жилищных субсидий на приобретение жилого помещения в собственность и единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения на территории Челябинской области указанным категориям граждан определяется Правительством Челябинской области.
Положением о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность и единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений, утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области от 27 июля 2006 года N149-П установлено, что право на получение мер социальной поддержки путем предоставления жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность либо единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений по своему выбору в соответствии с настоящим Положением имеют проживающие на территории Челябинской области члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ахлестина Г.К. проживает в квартире **** на основании ордера N****, выданного Тюбукским сельским Советом 26 января 1993 года (л.д.16).
Согласно техническому паспорту на квартиру, выданному Федеральным государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного веления "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ" Челябинским филиалом Аргаяшского отделения, квартира состоит из трех комнат, площадью **** кв.м., в том числе жилой площадью **** кв.м., жилой дом имеет 62% износа (л.д. 18-23).
Ахлестина Г.К. состояла в зарегистрированном браке с А.А.Н. с 15 июня 1991 года (л.д. 10). Супруг Ахлестиной Г.К. -А.А.Н. имел статус ветерана боевых действий в Афганистане, что подтверждается свидетельством серии ****, выданным Каслинским городским военным комиссариатом Челябинской области 02 июня 1992 года, предоставляющим право на льготы, установленные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года за успешное выполнение заданий Правительства СССР, предусмотренных ст. 16 Федерального закона " О ветеранах" (л.д. 14).
На основании заявления от 17 апреля 2001 года А.А.Н., проживающий в квартире по указанному адресу, с составом семьи в количестве пятерых человек на основании заявления поставлен на учет в
качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д.24). Данные обстоятельства подтверждаются ответом администрации Каслинского муниципального района N02-315 от 10 марта 2005 года, справкой администрации Каслинского муниципального района N24-123 от 28 января 2008 года (л.д.27, 29).
А.А.Н. умер **** года, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным администрацией Тюбукского сельского поселения Каслинского района Челябинской области 10 августа 2007 года, запись акта о смерти N60 (л.д. 13).
Решением жилищно-бытовой комиссии при администрации Каслинского муниципального района N 5 от 02 ноября 2009 года Ахлестиной Г.К. отказали в восстановлении в списках, как члена семьи участника боевых действий в Афганистане. Решением Каслинского городского суда от 13 июля 2010 года, вступившего в законную силу, Ахлестина Г.К. восстановлена в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как член семьи ветерана боевых действий (л.д. 32, 39-41).
На основании решения N7 заседания жилищно-бытовой комиссии при администрации Каслинского муниципального района от 23 сентября 2010 года Ахлестина Г.К. восстановлена в списках, как вдова ветерана боевых действий, на основании решения Каслинского городского суда от 13 июля 2010 года и снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что Ахлестина Г.К. не имеет статуса вдовы (отсутствует документ, удостоверяющий право на меры социальной поддержки, предусмотренных подпунктом 3 пунктом 8 Положения о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидов и семей, имеющим детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность в Челябинской области, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 27 июля 2006 года N149-П), а так же проживает в квартире площадью **** кв.м., с учетом прописанных 4 человек, что более учетной нормы, утвержденной на территории Каслинского муниципального района (л.д.43).
На основании постановления главы Каслинского муниципального района N1631 от 08 ноября 2010 года Ахлестина Г.К. снята с регистрационного учета по основаниям п.п.2 п.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ и исключена из реестра льготников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сформированного согласно постановления Правительства Челябинской области от 27 июля 2006 года N149-П "О предоставлении отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условии и вставшим на учет до 01 января 2005 года, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность в Челябинской области"
(л.д.45).
Решением Каслинского городского суда от 20 декабря 2010 года, вступившим в законную силу 12 января 2011 года, решение жилищно-бытовой комиссии при администрации Каслинского муниципального района от 23 сентября 2010 года, постановление администрации Каслинского муниципального района от 08 ноября 2010 года о снятии с регистрационного учета Ахлестиной Г.К. признано незаконным, на администрацию Каслинского муниципального района возложена обязаность восстановить Ахлестину Г.К., как вдову ветерана боевых действий, в списках льготников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, реестре льготников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сформированным согласно постановлению Правительства Челябинской области от 27 июля 2006 года N149-П "О предоставлении отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, мер социальной поддержки по обеспечению жильем" (л.д.46-50).
Согласно выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии при администрации Каслинского муниципального района N3 от 05 апреля 2011 года Ахлестина Г.К. восстановлена в указанных списках по решению суда вступившего в законную силу (л.д.52).
Согласно ответу администрации Каслинского муниципального района N1952 от 01 сентября 2011 года Ахлестина Г.К. состоит в списке ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Каслинскому муниципальному району под N 11 (л.д.53).
Министерством социальных отношений Челябинской области 10 февраля 2014 года Ахлестиной Г.К. отказано во включении в областной реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года в связи с отсутствием у нее удостоверения, подтверждающую льготную категорию.
Решением Центрального районного суда г.Челябинска от 08 августа 2014 года, вступившим в законную силу 16 сентября 2014 года, на Министерство социальных отношений Челябинской области возложена обязанность выдать Ахлестиной Г.К. удостоверение о праве на льготы, утвержденное постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 18 октября 1989 года N345 "Об утверждении единой формы удостоверения о праве на льготы" (л.д. 56-59).
Удостоверение установленного образца Ахлестиной Г.К. выдано Министерством социальных отношений Челябинской области 01 октября 2014 года со сроком действия до 01 ноября 2015 года (л.д. 15).
На основании решения N8 заседания жилищно-бытовой комиссии при администрации Каслинского муниципального района от 29 октября 2014 года
Ахлестина Г.К. исключена из списка отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, в связи с тем, что Ахлестиной Г.К. представлено удостоверение установленного образца о праве на меры социальной поддержки, установленные п.п.4 п.2 ст.21 Федерального закона "О ветеранах" от 01 октября 2014 года (сроком на 1 год), документов, подтверждающих нуждаемость и постановку на учет до 01 января 2005 года Ахлестиной Г.К. со статусом члена семьи умершего ветерана боевых действий в учетном деле не содержится (л.д.65).
Согласно ответу Министерства социальных отношений N1839 от 04 декабря 2014 года в адрес администрации Каслинского муниципального района оснований для включения Ахлестиной Г.К. в областной реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, не имеется. В обоснование отказа указано, что документов, подтверждающих нуждаемость Ахлестиной Г.К. в улучшении жилищных условий и постановку ее на учет в целях предоставления жилого помещения в период до 01 января 2005 года администрацией Каслинского муниципального района не представлено, кроме того, из представленной выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии при администрации Каслинского муниципального района от 23 сентября 2010 года следует, что Ахлестина Г.К. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом решениями Каслинского городского суда дата признания нуждаемости Ахлестиной Г.К. как вдовы в целях включения в список не определена, обязанность по включению Ахлестиной Г.К. в областной реестр на Министерство не возложена (л.д.68).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции на основе анализа норм пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", а также статей 55, 56 Жилищного кодекса РФ, подпункта 4 пункта 2 ст. 21, 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" пришел к правильному выводу о том, что законных оснований для исключения Ахлестиной Г.К. из списка отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2015, не имелось, поскольку последняя являлась и является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.
Судом правильно установлено, что Ахлестина Г.К. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, как член семьи ветерана боевых действий, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, с 17
апреля 2001 года. На основании решений Каслинского городского суда Челябинской области от 13 июля 2010 года и 20 октября 2010 года, имеющих преюдициальное значение для разрешения данного спора, Ахлестина Г.К. восстановлена в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как член семьи ветерана боевых действий, и восстановлена в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сформированных согласно постановлению Правительства Челябинской области от 27 июля 2006 года N 149-П, как вдова ветерана боевых действий, нуждающаяся в улучшении жилищных условий. С тех пор улучшения ее жилищных условий не произошло.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Челябинска от 08 августа 2014 года установлено, что Ахлестина Г.К. является членом семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, повторно в брак не вступала.
Три таких обстоятельствах, предусмотренных законных оснований для снятия Ахлестиной Г.К. с учета не установлено, за последней сохранено право на обеспечение жильем в льготном порядке путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилья.
Следовательно, суд правомерно признал незаконным решение жилищно-бытовой комиссии администрации Каслинского муниципального района от 29 октября 2014 года и возложил обязанность на администрацию Каслинского муниципального района восстановить Ахлестину Г.К. в списке отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на дату постановки на учет 17 апреля 2001 года, а также, признав незаконным отказ Министерства социальных отношений Челябинской области от 04 декабря 2014 года, возложил обязанность на Министерство социальных отношений Челябинской области включить Ахлестину Г.К. в областной реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, исходя из времени принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 17 апреля 2001 года.
Доводы апелляционной жалобы по существу аналогичны доводам, приведенным заявителем в жалобе, повторяют его правовую и процессуальную позицию в суде первой инстанции и уже являлись предметом судебного рассмотрения, направлены на переоценку доказательств, оцененных судом в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, выводов суда, не опровергают и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.
Оснований для переоценки представленных доказательств у суда не имеется.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и
всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного решения, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каслинского городского суда Челябинской области от 08 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Каслинского муниципального района Челябинской области, Министерства социальных отношений Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.