Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Винниковой Н.В.
судей Храмцовой О.Н., Шалиевой И.П.
при секретаре Жарковой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района Челябинской области в интересах Российской Федерации к Коновалову Е.М., кадастровому инженеру Соколковой А.В., обществу с ограниченной ответственностью "Стройпроект", Гушуляк Л.А., ГушулякМ.М., Баязитовой З.Н., Шеломенцевой В.А.о признании недействительным формирования и выдела в натуре земельных участков, признании отсутствующим права собственности, аннулировании в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках,
по апелляционной жалобе Коновалова Е.М.на решение Красноармейского районного суда Челябинской области от 19 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи Винниковой Н.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Коновалова Е.М. - Осокина И.Е., поддержавшего доводы жалобы, объяснения прокурора Малышевой О.П., представителя истца Войсковой части 6830 МВД РФ - Святова Д.В., возражавших против удовлетворения жалобы, объяснения представителя третьего лица ЧОБУ "Красноармейское лесничество" - Лунеговой В.В., не возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Красноармейского района Челябинской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к Коновалову Е.М. о признании недействительным формирования и выдела в натуре в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ***из земель АО СХП "Донгузловское" земельных участков с кадастровыми номерами:
***местоположение: *** общей площадью *** кв. м.,
***местоположение: *** общей площадью *** кв. м.,
***местоположение: ***общей площадью *** кв. м.,
***местоположение:*** общей площадью *** кв. м;
признании отсутствующим права собственности Коновалова Е.М. на вышеуказанные земельные участки с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***;
аннулировании в государственном кадастре недвижимости сведений о данных земельных участках.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что Государственному учреждению Войсковой части 6830 был предоставлен земельный участок с кадастровым номером ***площадью *** кв. м. по адресу: ***, находящийся в федеральной собственности. Категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. В ходе проведения кадастровых работ войсковой частью выявлено, что в границах указанного участка сформированы спорные земельные участки с категорией земель - земли населенных пунктов, путем выдела в натуре в счет доли в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером ***. Постановка на кадастровый учет спорных земельных участков затрагивает права Российской Федерации, на землях которой они расположены.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора Красноармейского района Ковалева Н.В. настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Представитель истца - Войсковой части N6830 Уральского регионального командования внутренних войск МВД России Святов Д.В., действующий по доверенности, исковые требования поддержал.
Ответчик - Коновалов Е.М. при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимал. Представитель ответчика Осокин И.Е., действующий по доверенности, с иском не согласился в части наложения границ спорных земельных участков, указывая, что дополнительное
предоставление войсковой части в 1996 году земельного участка, изъятого у АОЗТ СХП "Донгузловское", не соответствует закону.
Представитель третьих лиц - администрации Луговского сельского поселения, администрации Красноармейского муниципального района, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Красноармейского муниципального района Кожевников Н.А., действующий на основании доверенностей, с требованиями прокурора согласился, ссылаясь на распоряжение администрации муниципального района земельными участками в рамках предоставленных ей полномочий, в связи с чем было произведено изъятие земельного участка из земель СХП "Донгузловское" постановлением N 371 от 31 октября 1996 года, которое незаконным не признано.
Ответчики - Баязитова З.Н., Шеломенцева В.А., Гушуляк М.М., Гушуляк Л. А., кадастровый инженер Соколкова А.В., представитель ответчика - ООО "Стройпроект", третье лицо - кадастровый инженер Морозов А.А., представители третьих лиц - Управления Росреестра по Челябинской области, филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, Челябинского областного бюджетного учреждения "Красноармейское лесничество", ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" участия в судебном заседании при надлежащем извещении не принимали.
Решением суда исковые требования прокурора Красноармейского района Челябинской области удовлетворены.
В апелляционной жалобе Коновалов Е.М. просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в части. Не согласен с выводом суда о том, что в соответствии с действовавшим земельным законодательством на момент издания постановления главы администрации Красноармейского района от 21 октября 1996 года N 371, администрацией был соблюден порядок его изъятия из общей долевой собственности. Считает данный вывод суда не основанным на материалах дела, а также противоречащим ст. 3 ЗК РСФСР 1991 года, которой установлено многообразие и равенство государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой форм собственности.
Ссылается на ст. 8 ЗК РСФСР, в силу которой земельные участки могут принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли. Указывает, что в соответствии со ст. 18 ЗК РСФСР к компетенции сельских, поселковых Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений, отнесено изъятие земельных участков (в том числе выкуп и принудительный выкуп у собственников) для государственных нужд в соответствии со ст. 23 Кодекса. Указывает, что порядок изъятия земельного участка из коллективной собственности предусмотрен ст. 39 ЗК РСФСР, в
соответствии с п. 12 которой изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных или иных нужд, а также с целью их предоставления гражданам, является единственным способом прекращения права собственности граждан. Ссылается на отсутствие в материалах дела документов, подтверждающих законность изъятия (выкупа) участка. Ссылается на ст. 24 ЗК РСФСР, которой предусмотрен порядок изъятия сельскохозяйственных угодий для не сельскохозяйственных нужд, что допускается лишь в исключительных случаях. Ни один из указанных в законе случаев не имеет место в данном споре при изъятии земель сельскохозяйственного назначения из частной собственности. Считает постановление главы администрации Красноармейского района от 21 октября 1996 года N 371 противоречащим действовавшему в период его издания законодательству, ничтожным.
Ответчики - Коновалов Е.М., Баязитова З.Н., Шеломенцева В.А., Гушуляк М.М., Гушуляк Л.А., кадастровый инженер Соколкова А.В., представители ответчика - ООО "Стройпроект", третьих лиц администрации Луговского сельского поселения, администрации Красноармейского муниципального района, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Красноармейского муниципального района, Управления Росреестра по Челябинской области, филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области, ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ", третье лицо - кадастровый инженер Морозов А.А. в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела в судебную коллегию не представили. В связи с изложенным, судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Коновалов Е.М. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: ***местоположение: ***; ***местоположение: ***
***; ***местоположение: *** ***; ***местоположение:***. Право собственности ответчика зарегистрировано 19 декабря 2013 года -на участки с кадастровыми номерами ***и ***, 15 января 2014 года - на участок с кадастровым номером ***, 25 февраля 2014 года - на участок с кадастровым номером ***.
Земельный участок с кадастровым номером ***приобретен Коноваловым Е.М. на основании договора купли-продажи, заключенного 13 декабря 2013 года с Баязитовой З.Н. Земельный участок принадлежал Баязитовой З.Н. на праве собственности на основании постановления главы администрации Красноармейского района от 27 февраля 1992 года N 47, свидетельства на право собственности на земельную долю АО "Донгузловское" общей площадью *** га из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения товарного производства (пашни). Земельный участок поставлен на кадастровый учет 23 сентября 2013 года, категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- для ведения сельскохозяйственного производства.
Право собственности Коновалова Е.М. на земельный участок с кадастровым номером ***площадью *** кв. м. зарегистрировано на основании договора купли-продажи, заключенного 13 декабря 2013 года с Шеломенцевой В.А. Земельный участок принадлежал Шеломенцевой В.А. на праве собственности на основании постановления главы администрации Красноармейского района от 27 февраля 1992 года N 47, свидетельства на право собственности на земельную долю АО "Донгузловское" общей площадью *** га из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения товарного производства (пашни), свидетельства о праве на наследство по закону от 25 июля 2013 года. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 23 сентября 2013 года, категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- для ведения сельскохозяйственного производства.
Земельный участок с кадастровым номером ***площадью *** кв. м. принадлежит Коновалову Е.М. на основании договора купли-продажи от 09 января 2014 года, заключенного с Гушуляк М.М. Право собственности Гушуляк М.М. возникло на основании постановления главы администрации Красноармейского района от 27 февраля 1992 года N 47, свидетельства на право собственности на земельную долю АО "Донгузловское" общей площадью *** га из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения товарного производства (пашни). Земельный участок поставлен на государственный кадастровый
учет 20 октября 2013 года, категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- для ведения сельскохозяйственного производства.
Земельный участок с кадастровым номером ***площадью *** кв. м. принадлежит Коновалову Е.М. на основании договора купли-продажи от 19 февраля 2014 года, заключенного с Гушуляк Л.А. Право собственности Гушуляк Л.А. возникло на основании постановления главы администрации Красноармейского района от 27 февраля 1992 года N 47, свидетельства на право собственности на земельную долю АО "Донгузловское" общей площадью *** га из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения товарного производства (пашни). Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 13 декабря 2013 года, категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- для ведения сельскохозяйственного производства. 23 июня 2015 года земельный участок с кадастровым номером ***по заявлению Коновалова Е.М. преобразован путем раздела, в результате чего сформированы и поставлены на кадастровый учет участки с кадастровыми номерами ***площадью *** кв. м. и ***площадью***кв. м. Документы об этом представлены в суд апелляционной инстанции.
Межевые планы по образованию указанных земельных участков были подготовлены кадастровым инженером Соколковой А.В., согласно которым образование земельных участков осуществлено путем выдела из состава исходного земельного участка с кадастровым номером ***, адрес (местоположение) исходного участка: ****** ***Местоположение и размер образованных земельных участков согласованы путем публикации в газетах "Южноуральская панорама" и "Маяк".
Согласно кадастровой выписки на земельный участок с кадастровым номером ***с местоположением: ********* следует, что по состоянию на 18 июля 2006 года земельный участок имел площадь ***кв. м., вид права: коллективно-долевая собственность, категория земли: сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения товарного сельхозпроизводства, площадь участка указана ориентировочно, сведения об участке подлежат уточнению при межевании. Свидетельство на право коллективно-долевой собственности от 26 января 1998 года было выдано АОЗТ "Донгузловское" на земельный участок площадью ***га по адресу:***, для ведения товарного сельхозпроизводства, в том числе пашни ***га, сенокосы *** га, пастбища *** га, на основании постановления главы администрации Красноармейского района от 27 февраля 1992 года N 47. По сообщению филиала ФГБУ "ФКП Росреестра"
по Челябинской области(от 31 августа 2015 года за N 10427) согласно данным государственного кадастра недвижимости границы АОЗТ "Донгузловское" не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
По сообщению архивного отдела администрации Красноармейского муниципального района, совхоз "Донгузловский" был организован в 1932 году, в 1991-1992 гг. в порядке реорганизации которого образовано АОЗТ СХП "Донгузловское". На основании постановления главы администрации Красноармейского района N 67 от 29 сентября 2000 года АОЗТ СХП "Донгузловское" преобразовано в ЗАО СХП "Донгузловское", с 18 августа 2005 года в отношении последнего была введена процедура банкротства, в октябре 2007 года предприятие ликвидировано.
Из материалов дела следует, что решением Челябинского облисполкома от 13 декабря 1983 года N 598-8 было принято предложение Красноармейского райисполкома об изъятии и отводе в постоянное пользование земельного участка площадью *** га для размещения стрельбища войсковой части 3496. Решением исполнительного комитета Красноармейского Совета народных депутатов от 27 октября 1983 года N 279-40 из земель Донгузловского совхоза (в районе бывшего населенного пункта Глубокое) был изъят земельный участок площадью2*** га и отведен в постоянное пользование в/ч 3496 под строительство войскового стрельбища и защитных сооружений. На основании решения Красноармейского районного Совета депутатов трудящихся войсковой части 3496 был выдан государственный акт А-1 N 142639 на право бессрочного пользования земельным участком площадью *** га для строительства войскового стрельбища и защитных сооружений
Постановлением главы администрации Красноармейского района Челябинской области от 21 октября 1996 года из земель ОАО СХП "Донгузловское" дополнительно изъят земельный участок общей площадью *** га пастбищ и отведен войсковой части 3496 для развертывания объектов учебного центра соединения в постоянное(бессрочное) пользование. Указанным постановлением войсковая часть 3496 обязана сдать ранее выданный Государственный акт А-1 N142630 на земельный участок площадью *** га, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству обязан выдать войсковой части 3496 Государственный акт на право постоянного(бессрочного) пользования на земельный участок площадью *** га. для развертывания объектов учебного центра соединения. АО СХП "Донгузловское" согласовало командованию войсковой части 6691 внутренних войск МВД России отвод к ранее предоставленному земельному участку площадью *** га дополнительно земельного участка площадью *** га.
В марте 1996 года предприятием "Уралмаркшердерия" был выполнен комплекс работ по инвентаризации земель на объекте "Войсковое
стрельбище и защитные сооружения Войсковой части N 3496". Согласно материалов инвентаризации площадь землепользования войсковой части составила ***га (*** кв. м), было выполнено координирование границ земельного участка в соответствии с планом, подготовленным Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Челябинской области. Конфигурация границ земельного участка, содержащаяся в государственном акте, совпадает с конфигурацией земельного участка, выполненного ОАО "Уралмаркшейдерия в 1996 году, содержащим координаты точек границ земельного участка в действовавшей на 1996 год системе координат.
Таким образом, земельный участок площадью *** кв. м., которому присвоен кадастровый номер ***местоположение: ***, находящийся в федеральной собственности, был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование войсковой части 3496. Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 24 июня 2005 года N 1078-р вышеуказанный участок из земель промышленности и иного специального назначения, расположенный в границах, указанных в кадастровом плане, предоставлен в постоянное(бессрочное)пользование войсковой части 6830 для размещения войскового стрельбища. На кадастровый учет земельный участок поставлен 20 января 2005 года.
Право постоянного (бессрочного) пользования ГУ войсковая часть 6830 на земельный участок площадью *** кв.м. с кадастровым номером ***зарегистрировано 29 июля 2005 года.
Согласно заключению кадастрового инженера Морозова А.А.(ФГУП "Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ") границы земельного участка с кадастровым номером ***существуют на местности более 15 лет и закреплены объектами искусственного происхождения, часть границы уточняемого участка пересекает границу участков, отнесенных к лесному фонду, часть границы пересекает земельный участок, отведенный под садовое товарищество.
При сопоставлении картографического материала государственного фонда данных(проект перераспределения земель Донгузловского совхоза), документов по отводу (изъятию) земель в/ч 3496, со сведениями государственного кадастра недвижимости Управлением Росреестра по Челябинской области выявлено, что границы земельных участков с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***фактически расположены в границах земельного участка с кадастровым номером ***(л.д. 36-38 т.1.
Согласно заключению кадастрового инженера Алтабасовой A.M. в рамках выполнения работ по государственному контракту, заключенному между войсковой частью 6830 и Челябинским филиалом ФГУП "Ростеинвентаризация-Федеральное БТИ", выявлено, что произошло как частичное, так и полное наложение на декларативную границу земельного
участка с кадастровым номером ***, земельных участков с кадастровыми номерами ***), ***, ******, ***,
***, ***;***;
***;***; ************); ***Вышеуказанные наложения препятствуют проведению уточнения местоположения границы земельного участка с кадастровым номером ***.
Согласно заключению кадастрового инженера Барташевича Г.В.(000 "Стройпроект"), выполненному на основании данных предприятия "Уралмаркшейдерия" площадь наложения на участок войсковой части земельных участков с кадастровыми номерами ***составляет ***кв.м.(вне наложения- ***кв.м.); ***составляет ***кв.м.(вне наложения-***кв.м.); ***составляет ***кв.м.(вне наложения-***кв.м.); ***составляет ***кв.м.(полное наложение).
В соответствии с абз. 3 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 1 ст. ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе и в случаях самовольного занятия земельного участка.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Статьей 305 ГК РФ установлено, что права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п. 7 ст. 36 Земельного
кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года).
Согласно ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Установив вышеуказанные фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку формирование и выдел на местности земельных участков, приобретенных Коноваловым Е.М., был осуществлен в границах земельного участка с кадастровым номером ***, предоставленного в постоянное(бессрочное)пользование войсковой части 3496(в настоящее время войсковой части 6830), то указанные действия по образованию земельных участков не соответствуют требованиям действующего земельного законодательства.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"(в редакции Федерального закона от 18 июля 2005 года N 87-ФЗ) закреплено право участника или участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей (пункт 1) и предусматривается, что местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении границ части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в
соответствии со статьей 14 данного Федерального закона; образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании этого решения (пункт 2); в случае, если общее собрание участников долевой собственности не утвердило такие границы, участник долевой собственности обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого земельного участка (абзац первый пункта 3); в случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего уведомления от участников долевой собственности не поступят возражения относительно местоположения выделяемого земельного участка, предложение о его местоположении считается согласованным; споры о местоположении выделяемого земельного участка разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается субъектом Российской Федерации; в случае недостижения согласованного решения такие споры рассматриваются в суде (пункт 4).
Из материалов дела следует, что дольщиками АО "Донгузловское" Гушуляк Л.А., Гушуляк М.М., Баязитовой З.Н., Шеломенцевой В.А. произведен выдел в натуре долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ***, фактически на земельном участке, находившимся на момент выдела в государственной собственности. При этом принадлежавшие дольщикам земельные участки в их фактическом владении не находились, а использовались войсковой частью 6830 с 1983 года- площадью*** га и с 1996 года- площадью *** га. Межевые планы в отношении спорных земельных участков, принадлежащих Коновалову Е.М., не содержат сведений об уточнении границ образуемых участков с учетом существующих на местности границ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выдел земельных долей вследствие межевания земельных участков, проведенного кадастровым инженером Соколковой А.В., произведен на землях, находящихся в государственной собственности, что является недопустимым. Такой выдел произведен без учета ранее предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование и фактически используемого войсковой частью 6830 земельного участка с кадастровым номером ***. Суд обоснованно учел, что ненормативные правовые акты администрации Красноармейского района Челябинской области об изъятии из земель ОАО СХП "Донгузловское" земельного участка общей площадью *** га не оспорены в установленном законом порядке, не признаны недействительными.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы Коновалова Е.М. о несоблюдении администрацией порядка изъятия земельного участка на момент издания постановления главы администрации Красноармейского района от 21 октября 1996 года N 371, которое является по мнению ответчика ничтожным, не принимаются судебной коллегией.
В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент принятия данного постановления, все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов находятся в ведении городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Закона от 06 июля 1991 года N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" поселковая, сельская администрация предоставляет в установленном порядке во временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки в пределах черты поселка, сельсовета, а также из фонда других земель (в том числе земель запаса), переданных в ведение поселкового, сельского Совета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. В силу п. 6 указанной статьи поселковая, сельская администрация согласовывает изъятие и предоставление земель, осуществляемые вышестоящими органами.
В силу ст. 28 Земельного кодекса РСФСР предприятия, учреждения, организации, заинтересованные в строительстве объекта, обращаются в местный Совет народных депутатов с ходатайством о предварительном согласовании места его размещения, обосновав примерные размеры земельных участков, а также сроки пользования землей. Совет народных депутатов или по его поручению местный комитет по земельным ресурсам обеспечивает выбор земельного участка в натуре (на местности). При выборе участка обязательное участие принимают сельские (поселковые) Советы народных депутатов.
Согласно статье 29 указанного Кодекса после утверждения проекта и включения объекта в план строительства предприятие, учреждение, организация обращаются в Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков, ходатайством об изъятии предварительно согласованного земельного участка и предоставлении его для строительства объекта. По поручению местных Советов народных депутатов подготовку материалов по изъятию и предоставлению земельных участков осуществляют районные (городские) комитеты по земельной реформе земельным ресурсам. Совет народных депутатов рассматривает
указанные материалы и принимает решение об изъятии (выкупе) земельного участка и условиях его предоставления.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" от 24 декабря 1993 года N 2287, полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные статьями 28, 29 Земельного кодекса РСФСР, осуществляются соответствующими местными администрациями.
Следовательно, администрация Красноармейского района на момент принятия постановления от 21 октября 1996 года об изъятии из земель АО СХП "Донгузловское" земельного участка общей площадью *** га и дополнительном отведении его войсковой части 3496 для развертывания объектов учебного центра соединения в постоянное (бессрочное) пользование, действовала в пределах предоставленных полномочий.
Судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы о ничтожности постановления главы администрации Красноармейского района Челябинской области от 21 октября 1996 года N 371.
Согласно ст. ст. 13 п. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, 61 п. 1 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт субъектов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с п. 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав
и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Ответчиками не представлено суду ни первой инстанции, ни апелляционной инстанции допустимых доказательств, свидетельствующих о нарушении их прав на земельные доли в результате издания постановления главы администрации Красноармейского района от 21 октября 1996 года N 371
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноармейского районного суда Челябинской области от 19 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Коновалова Е.М.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.