Судья Приморского краевого суда Ровенко П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу врио начальника Отдела противодействия незаконной миграции N 7 Управления Федеральной миграционной службы по Приморскому краю Голубева В.И. на постановление судьи Находкинского городского суда Приморского края от 7 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого акционерного общества "Морепродукт",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 7 июля 2015 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ОАО "Морепродукт" прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с данным постановлением, должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, - врио начальника ОПНМ N 7 УФМС России по Приморскому краю Голубев В.И. подал жалобу, в которой ставится вопрос об отмене постановления судьи по мотиву его незаконности и необоснованности, а также о возвращении дела в Находкинский городской суд Приморского края на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения защитников ОАО "Морепродукт" Пикула Д.В. и Повалихина О.В., считавших обжалуемое постановление законным и обоснованным, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления судьи.
Часть 3 статьи 18.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом. Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу части 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу или патента.
В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трёх рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Из анализа содержания действующего законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации следует, что обязанность по уведомлению соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции возникает у работодателя, имеющего разрешение на привлечение и использование иностранных работников, при привлечении им к трудовой деятельности иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию и имеющего разрешение на работу (патент) на территории Российской Федерации (субъекта Российской Федерации).
В то же время, действия юридического лица, которые выразились в привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина и (или) лица без гражданства не имеющего разрешения на работу (патента), подлежат квалификации по части 1 статьи 18.15 КоАП РФ, а в случае, если у юридического лица отсутствует разрешение на привлечение и использование иностранных работников - по части 2 статьи 18.15 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 28 мая 2015 года N, составленному старшим инспектором ОПНМ N 7 УФМС России по Приморскому краю Исуповым А.С., 28 апреля 2015 года в 11 часов 5 минут в ходе проверки, проведённой в отношении ОАО "Морепродукт" по адресу: "адрес", было установлено, что данная организация привлекла к трудовой деятельности на территории Российской Федерации гражданина Узбекистана ФИО1 угли, не имеющего разрешения на работу в Российской Федерации, в качестве подсобного рабочего. Кроме того, ОАО "Морепродукт" не направило в УФМС России по Приморскому краю уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином в трёхдневный срок с даты фактического заключения трудового договора (с 28 апреля 2015 года). Соответствующие действия ОАО "Морепродукт" были квалифицированы должностным лицом административного органа по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
Вместе с тем ранее постановлением Находкинского городского суда Приморского края от 24 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, возбужденному по результатам указанной выше проверки от 28 апреля 2015 года, ОАО "Морепродукт" уже привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, то есть за привлечение 28 апреля 2015 года к трудовой деятельности на территории Российской Федерации гражданина Узбекистана ФИО1 в качестве подсобного рабочего при отсутствии у него необходимого разрешения на работу (л.д. 33-36). Согласно данному постановлению, вступившему в законную силу, юридическому лицу было определено административное наказание в виде административного приостановления деятельности консервного цеха, расположенного по адресу: "адрес", сроком на 15 суток.
Таким образом, противоправные действия ОАО "Морепродукт" были непосредственно направлены на незаконное привлечение иностранного работника к трудовой деятельности на территории Российской Федерации при отсутствии у данного работника необходимого разрешения (патента) на работу, указанные противоправные действия были пресечены 28 апреля 2015 года в ходе проверки, проведенной сотрудниками ОПНМ N 7 УФМС России по Приморскому краю, тогда как дополнительной квалификации по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ последующего непредставления в УФМС России по Приморскому краю (после выявления административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ) уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином в данном случае не требовалось, поскольку каких-либо прав на привлечение и использование иностранного работника на территории Российской Федерации у ОАО "Морепродукт" по состоянию на 28 апреля 2015 года не имелось.
При указанных обстоятельствах, вывод судьи Находкинского городского суда Приморского края об отсутствии в действиях ОАО "Морепродукт" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, и о необходимости прекращения производства по настоящему делу по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является верным.
Существенных нарушений процессуальных требований, которые в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы являться основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении и для направления дела на новое рассмотрение, судьёй Находкинского городского суда Приморского края не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Находкинского городского суда Приморского края от 7 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого акционерного общества "Морепродукт", оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья П.А. Ровенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.