Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 20 августа 2015 г. по делу N 33-523/2015
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего
Басова А.И.,
судей:
Яковлева А.Г.,
Ершова К.Г.,
при секретаре Хлудневе А.А., рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника отделения (территориального, г. Воркута, Республика Коми) Федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - ТО ЗРУЖО) на решение Воркутинского гарнизонного военного суда от 26 мая 2015 года по гражданскому делу по заявлению
Аринченковой Людмилы Юрьевны
об оспаривании решения начальника ТО ЗРУЖО об отказе в принятии на учёт нуждающихся по избранному месту жительства.
Заслушав доклад судьи Ершова К.Г., объяснения заявителя, возражавшего относительно удовлетворения апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Проходящая военную службу по контракту в войсковой части 97692 Аринченкова Л.Ю. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным решение начальника ТО ЗРУЖО от 02 апреля 2015 года N11-25/1/2015 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и обязать указанное должностное лицо принять её на такой учёт.
Решением Воркутинского гарнизонного военного суда от 26 мая 2015 года заявление Аринченковой удовлетворено частично.
Оспариваемое решение начальника ТО ЗРУЖО было признано судом незаконным, а на указанное должностное лицо возложена обязанность его отменить и рассмотреть вопрос о принятии заявителя на жилищный учет.
В удовлетворении требования о возложении обязанности на начальника ТО ЗРУЖО признать заявителя нуждающейся в получении жилого помещения в избранном месте жительства на состав семьи 3 человека судом было отказано.
В апелляционной жалобе начальник ТО ЗРУЖО Шахматова Е.Д. выражает несогласие с вынесенным судебным постановлением и просит его отменить, указывая на нарушение судом норм материального права.
Автор жалобы полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о наличии у заявителя права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, поскольку Аринченкова обеспечена по месту службы жилым помещением по договору социального найма и, в силу пункта 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, не подлежит признанию нуждающейся в жилых помещениях.
В заключение, Шахматова Е.Д. обращает внимание, что Аринченкова лишена возможности освободить занимаемое жилое помещение, поскольку в нем зарегистрированы пять человек, однако заявитель просит признать нуждающимися только себя, супруга и дочь.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно материалам дела, Аринченкова относится к категории военнослужащих, которые на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями, имеет общую выслугу свыше 10 лет и подлежит увольнению с военной службы по возрасту в ноябре 2015 года.
При этом заявитель по месту службы проживает в качестве члена семьи нанимателя в жилом помещении по договору социального найма, где на каждого из проживающих приходится свыше 12 кв. метров общей площади.
Как верно указал суд первой инстанции в обжалуемом решении, в силу абзацев 12 и 13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие - граждане, обеспечиваемые на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Таким образом, одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения.
Согласно пункту 1 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, признание нуждающимися в жилых помещениях указанной категории военнослужащих осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Пунктом 2 названных Правил установлено, что в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства.
Таким образом, для определения уровня нуждаемости заявителя применяется установленная Законом Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года N 407-65 " учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге, которая составляет 9 квадратных метров.
Удовлетворяя заявление Аринченковой, гарнизонный военный суд пришел к выводу, что заявитель не может считаться обеспеченным жилым помещением по избранному месту жительства, поскольку в городе Санкт-Петербурге у неё не имеется жилья в собственности, либо предоставленного по договору социального найма.
По существу, суд исходил из того, что для принятия перечисленной в абзаце 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" категории военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, достаточно избрать место жительства, отличное от места прохождения военной службы военнослужащего, и не иметь в этом населенном пункте жилых помещений.
Однако такой вывод противоречит приведенному выше законодательству, поскольку в данном случае следует учитывать приходящуюся на заявителя и членов его семьи общую площадь жилого помещения, которое они занимают по договору социального найма в городе Воркута.
При этом в отличие от категории военнослужащих - граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, избрание Аринченковой постоянного места жительства после увольнения с военной службы не является самостоятельным основанием признания её нуждающейся в получении жилых помещений на основании подпункта "и" пункта 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N1054.
Из материалов дела видно, что общая площадь квартиры N53 в доме N2 по улице Яновского в городе Воркута на одного проживающего в этой квартире человека превышает учетную норму площади жилого помещения в Санкт-Петербурге, а поэтому заявитель не имеет оснований для признания нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства.
В связи с изложенным, оспариваемое заявителем решение ТО ЗРУЖО об отказе в принятии на жилищный учёт является правильным.
Принимая во внимание, что суд неправильно истолковал нормы материального права и не применил закон, подлежащий применению, обжалуемое судебное постановление подлежит изменению.
На основании пункта 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ, окружной военный суд полагает необходимым отменить обжалуемое судебное постановление в части признания незаконным решения начальника ТО ЗРУЖО от 02 апреля 2015 года N11-25/1/2015, возложении на него обязанности отменить это решение и повторно рассмотреть вопрос о принятии Аринченковой Л.Ю. на учет нуждающихся в жилом помещении по избранному после увольнения месту жительства, отказав в удовлетворении этой части заявления.
Поскольку в удовлетворении заявления Аринченковой отказано полностью, оснований для возмещения заявителю понесенных по делу судебных расходов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Воркутинского гарнизонного военного суда от 26 мая 2015 года по заявлению Аринченковой Людмилы Юрьевны изменить.
Названное решение в части удовлетворения требований заявителя о признании незаконным решения начальника ТО ЗРУЖО от 02 апреля 2015 года N11-25/1/2015, возложении обязанности на указанное должностное лицо отменить это решение и повторно рассмотреть вопрос о принятии Аринченковой Л.Ю. на учет нуждающихся в жилом помещении по избранному после увольнения месту жительства, а также в части взыскания с Федерального казенного учреждения " Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" в пользу заявителя судебных расходов в размере 150 рублей отменить.
Принять в указанной части новое решение.
В удовлетворении заявления Аринченковой Людмилы Юрьевны о признании незаконным решения начальника ТО ЗРУЖО от 02 апреля 2015 года N11-25/1/2015, возложении обязанности на указанное должностное лицо отменить это решение и повторно рассмотреть вопрос о принятии заявителя на учет нуждающихся в жилом помещении по избранному после увольнения месту жительства, отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.