Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В., при секретаре Дагаевой В.В., рассмотрев жалобу частного учреждения "Частная организация дополнительного профессионального образования "Автошкола Лига" на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Саратова от 14 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении частного учреждения "Частная организация дополнительного профессионального образования "Автошкола Лига",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Саратова от 14 июля 2015 года частное учреждение "Частная организация дополнительного профессионального образования "Автошкола Лига" (далее - Автошкола) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В жалобе, поступившей в Саратовский областной суд, Автошкола просит изменить постановление судьи, ссылаясь на неверную квалификацию действия Автошколы. Автор жалобы полагает, что вменяемое Автошколе правонарушение образует состав, предусмотренный ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, просит снизить наказания ниже низшего предела. В обоснование жалобы ссылается на заключение договора с медицинской организацией для предоставления медико-санитарной помощи обучающимся в помещениях по месту осуществления образовательной деятельности, в связи с чем полагает, что у Автошколы отсутствовали обязательства оформления по месту нахождения учебных классов лицензии на осуществление медицинской деятельности, создания медицинских кабинетов. Считает, что стандарты оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся Автошколой выполнены. Автор жалобы также полагает, что обязательным признаком объективной стороны вменяемого Автошколе правонарушения является наличие последствий нарушения лицензионных требований, указанных в ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ). Считает, что таких доказательств материалы дела не содержат. Ссылаясь на правовую позицию, изложенную в постановлениях Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 года N 4-П, от 17 января 2013 года N 1-П, считает, что имеются основания для назначения административного наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела.
В судебном заседании защитник Автошколы Николаева С.А. поддержала жалобу по изложенным в ней доводам, просила изменить решение суда, переквалифицировать действия Автошкола на ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ.
Прокурор Ксенофонтова О.Ю. возражала по доводам жалобы, просила постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Саратова от 14 июля 2015 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность постановления в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ), заслушав участников процесса, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Частью 11 ст. 19 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966 (далее - Положение), установлено, что к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе: а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения; б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "е" пункта 6, подпунктами "а", "в", "г" пункта 7 настоящего Положения.
Согласно подп. "в, д, и" п. 6 Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: в) наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"; д) наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам; и) наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Статьей 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья (п. 1 ч. 1). Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями (ч. 2). Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности (ч. 3).
В соответствии со ст. 46 Закона N 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 79 Закона N 273-ФЗ содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Как следует из материалов дела, в период с 09 мая 2015 года по 18 мая 2015 года прокуратурой Саратовской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере образования Автошколой по адресу: г. Саратов, ул. Рабочая, д. 2. Установлено, что Автошкола имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности - регистрационный N 962 от 11 июля 2013 года серии 64Л01 N 0000588.
В ходе проверки выявлены нарушения требований подп. "в" п. 6 Положения - в Автошколе не созданы условия для охраны здоровья обучающихся: отсутствует помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся, санитарно-эпидемиологическое заключение на данное помещение; в нарушение ст. 46 Закона N 273-ФЗ, подп. "д" п. 6 Положения, раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года N 761н, раздела V примерной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "В", утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ 26 декабря 2013 года N 1408, мастера производственного обучения ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 не имеют соответствующего образования (документы об образовании представлены не были); в нарушение ч. 2 ст. 79 Закона N 273-ФЗ, подп. "и" п. 6 Положения, п. 5.4 Примерной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "В", утвержденной приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 года N 1408 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категории и подкатегорий" специальные условия для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями Автошколой не созданы: отсутствуют специальная (адаптированная) образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, транспортные средств для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, оборудованные соответствующим ручным или другим предусмотренным для таких лиц управлением, не обеспечен доступ в здание организации.
По указанным фактам выявленных нарушений постановлением заместителя прокурора Саратовской области от 20 мая 2015 года в отношении Автошколы возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Факт нарушения Автошколой лицензионных требований, предусмотренных подп. "в, д, и" п. 6 Положения, подтверждается собранными по делу доказательствами, которые получены с соблюдением установленных КоАП РФ процессуальных требований и им была дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судьей сделан обоснованный вывод о наличии в действиях Автошколы состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Обсуждая доводы жалобы о неверной квалификации действий (бездействия) Автошколы, прихожу к следующему выводу.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, выражается в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Поскольку положения Закона N 273-ФЗ, нарушение которых вменяется Автошколе, направлены, в том числе на реализацию права обучающихся на охрану жизни и здоровья, гарантируют реализацию этого права, невыполнение требований данного закона влечет возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Учитывая, что состав вменяемого Автошколе административного правонарушения является формальным и наступление ответственности за его совершение не связано с наступлением вредных последствий, ссылка в жалобе на отсутствие таких последствий является необоснованной.
При этом доводы жалобы о том, что штраф несоразмерен совершенному нарушению и ссылка на возможность снижения размера штрафа с учетом правовой позиции, изложенной в постановлениях Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 года N 4-П, от 17 января 2013 года N 1-П отклоняются ввиду следующего.
В постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П Конституционный Суд РФ дал оценку конституционности ряда положений ст.ст. 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 КоАП РФ.
В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Эта правовая позиция была изложена и Конституционным Судом РФ в постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П, согласно которой в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, минимальный размер административного штрафа может быть снижен судом ниже низшего предела, но только в исключительных случаях, когда административный штраф в пределах санкции является для юридического лица весьма обременительным и приобретает характер избыточного административного принуждения.
Однако материалы дела и жалобы не содержат доказательств наличия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности уплаты административного штрафа Автошколой в определенном судом размере.
Установив обстоятельства правонарушения, исследовав доказательства по делу, дав им юридическую оценку, суд не отнес рассматриваемый случай к исключительному, свидетельствующему о необходимости снижения штрафа, посчитал, что назначение в данном случае наказания в виде минимального, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, штрафа в размере 100000 рублей соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ. При этом сам по себе значительный размер назначенного штрафа не может являться основаниями для снижения размера административного штрафа без учета иных обстоятельств.
При таких обстоятельствах не усматриваю правовых и фактических оснований для снижения размера административного штрафа. Учитываю также, что юридическому лицу назначено наказание наиболее мягкого вида, предусмотренного санкцией.
Доводы жалобы об отсутствии у Автошколы обязанности по созданию помещения, соответствующего условиям и требованиям для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся, основан на неверном толковании закона, поскольку исходя из содержания подп. "в" п. 6 Положения условия для охраны здоровья обучающихся должны отвечать, в том числе требованиям ч. 3 ст. 41 Закона N 273-ФЗ.
При этом доводы защитника о предоставлении медицинской организации по договору на предоставлении медицинских услуг места в помещении являются необоснованными по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки установлен факт невыполнения Автошколой требований ч. 2 ст. 41 Закона N 273-ФЗ. При этом факт невыполнения данного требования в ходе проверки подтвердил законный представитель организации, пояснив, что по адресам осуществления образовательной деятельности отсутствуют медицинские помещения (кабинеты) для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся.
Каких-либо возражений относительно отсутствия помещения соответствующего условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности, предоставленного безвозмездно медицинской организации, от законного представителя общества при составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от директора Автошколы также не поступило. Само по себе наличие у Автошколы договоров на оказание таких услуг не свидетельствует о выполнении юридическим лицом требований ч. 3 ст. 41 Закона N 273-ФЗ.
Доводы жалобы на законность и обоснованность постановления судьи не влияют, основаны на ином толковании закона, что само по себе не может служить основанием для изменения судебного постановления.
Постановление о привлечении Автошколы к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, в том числе нарушений порядка проведения проверки, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении Автошколы допущено не было.
При таком положении оснований для изменений или отмены постановления судьи Октябрьского районного суда г. Саратова от 14 июля 2015 года не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Саратова от 14 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении частного учреждения "Частная организация дополнительного профессионального образования "Автошкола Лига" оставить без изменения, жалобу частного учреждения "Частная организация дополнительного профессионального образования "Автошкола Лига" - без удовлетворения.
Судья М.В. Литвинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.