Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Пантелеева В.М., Рябихина О.Е.,
при секретаре Голубеве И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Паршина Е.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (далее - ГУ МВД) о включении в выслугу лет в льготном исчислении периодов службы,
по апелляционной жалобе ГУ МВД на решение Кировского районного суда
г. Саратова от 29 мая 2015 года, которым иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения представителя ГУ МВД Головко Т.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения паршина Е.В. и его представителя Давыдова С.М., возражавших против доводов жалобы, изучив доводы жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Паршин Е.В. обратился в суд с иском к ГУ МВД, в котором просил признать, что его выслуга лет в льготном исчислении составила в размере 20 лет 5 месяцев 23 дня; обязать ГУ МВД внести изменения в приказ N80 л/с от 17.03.2015 года в части установления срока выслуги в льготном исчислении в размере 20 лет 5 месяцев 23 дня.
Требования мотивированы тем, что приказом начальника ГУ МВД N80 л/с от 17.03.2015 года истец был уволен с должности старшего инспектора ДПС взвода отдельного батальона ДПС ГИБДД по п.9 ч.3 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 17.03.2015 года, с выплатой компенсации за неиспользованные в 2015 году отпуска в количестве 9 календарных дней без выплаты ежемесячной премии. При этом приказом была установлена выслуга лет по состоянию на 17.03.2015 года в календарном исчислении 14 лет 11 месяцев 08 дней, в льготном исчислении - 16 лет 02 месяца 23 дня. Однако истец указывает, что фактически его выслуга лет в льготном исчислении составляет 20 лет 5 месяцев 23 дня. В связи с этим и обратился в суд.
Разрешив спор, суд вынес решение, которым постановил:
"признать за Паршиным Е.В. выслугу лет в льготном исчислении в размере
20 лет 5 месяцев 23 дня.
Обязать ГУ МВД внести изменения в приказ N80 л/с от 17.03.2015 года в части установления срока выслуги лет в льготном исчислении, и считать данный срок в льготном исчислении в размере 20 лет 5 месяцев 23 дня".
В апелляционной жалобе ГУ МВД ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. В приказе об увольнении в льготном исчислении указана выслуга лет, но не для назначения пенсии. Произведенный судом расчет выслуги противоречит нормам действующего законодательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит его в силу пп.3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ подлежащим изменению в части.
Согласно ч.1 ст.38 Федерального закона от 30.11.2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В силу ч.2 ст.38 Закона в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются:
1) период замещения сотрудником органов внутренних дел должностей в органах внутренних дел;
2) период нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
3) период прикомандирования сотрудника органов внутренних дел в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона;
4) период приостановления сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона;
5) период прохождения гражданином военной службы, службы в федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
6) период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации;
7) период замещения гражданином должностей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов;
8) период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий;
9) период работы судьей;
10) время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего образования по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы;
11) срок испытания при поступлении гражданина на службу в органы внутренних дел.
В соответствии с ч.3 ст.68 Закона в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником органов внутренних дел службы:
1) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;
2) во вредных условиях на должностях в органах внутренних дел - по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
3) в особых условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
4) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.68 Закона в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются:
1) для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи (в календарном или льготном исчислении);
2) для назначения ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет) - периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении);
3) для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел - периоды, указанные в части 2 настоящей статьи (в календарном исчислении);
4) для предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел - периоды, указанные в пунктах 1 - 8 части 2 настоящей статьи (в календарном исчислении);
5) для предоставления иных социальных гарантий - периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении);
6) для представления к награждению государственными наградами Российской Федерации - периоды, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) для представления к награждению ведомственными знаками отличия - периоды, определенные федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (в календарном исчислении).
Порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет и ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий и зачета в стаж службы в органах внутренних дел периодов, указанных в настоящей статье, и иных периодов устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.5).
Как видно из материалов дела, 17.03.2015 года на основании приказа N80 л/с по личному составу лейтенант полиции Паршин Е.В. - старший инспектор ДПС взвода отдельного батальона ДПС ГИБДД ГУ МВД был уволен по п.9 ч.3 ст.82 Федерального закона "О службе в органах Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с
17.03.2015 года. При этом в приказе указано, что выслуга лет по состоянию на 17.03.2015 года составляет в календарном исчислении 14 лет 11 месяцев 08 дней, в льготном исчислении - 16 лет 02 месяца 23 дня.
Изначально позиция ответчика сводилась к тому, что выслуга лет в льготном исчислении 16 лет 02 месяца 23 дня это не выслуга лет истца для назначении пенсии, так как она рассчитывается только по заявлению сотрудника кадровым подразделением. Так как истец был уволен не по выслуге лет, с заявлением о назначении пенсии не обращался, выслуга лет для назначении пенсии ему не исчислялась.
Учитывая положения ст.68 Закона, судебная коллегия соглашается с выводом районного суда и истца о том, что в приказе об увольнении истца в льготном исчислении указана именно его выслуга для назначения пенсии. Данные обстоятельства подтвердились и в суде апелляционной инстанции пояснениями представителя ответчика и представленным первоначально расчетом выслуги лет в льготном исчислении для назначения пенсии, в котором также было указано на 16 лет 02 месяца 23 дня.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом районного суда о том, что выслуга лет Паршина Е.В. в льготном исчислении составляет 20 лет 5 месяцев 23 дня.
Как видно из материалов дела, Паршин Е.В. с 28.12.1999 года по
20.08.2002 года проходил военную службу в ВЧN7463, после чего был уволен в запас; с 30.10.2002 года по 07.12.2005 года он проходил службу по контракту в ВЧN7463, после чего был уволен в запас; 12.01.2006 года был принят на службу в ОВД по контракту сроком на 3 года, где проходил службу с 12.01.2006 года по 12.04.2006 года в должности милиционера-водителя в подразделении тылового обеспечения УВД Ленинского района г. Саратова; с 12.04.2006 года по
26.10.2007 года проходил службу в должности милиционера-водителя в подразделении тылового обеспечения УВД Ленинского района г. Саратова; с 26.10.2007 года по 06.11.2007 года истец проходил службу в должности инспектора ДПС роты ДПС ГИБДД УВД по Ленинскому району г. Саратова; с 06.11.2007 года по 01.08.2011 года Паршин Е.В. проходил службу в должности инспектора ДПС взвода ДПС отдельного батальона ДПС ГИБДД ГУВД по Саратовской области;
с 01.08.2011 года по 15.12.2014 года Паршин Е.В. служил в должности инспектора ДПС взвода отдельного батальона ДПС ГИБДД ГУ МВД; с 15.12.2014 года по 17.03.2015 года проходил службу в должности старшего инспектора ДПС отдельного батальона ДПС ГИБДД ГУ МВД.
В силу абз.1 п.1 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее
-Постановление РФ от 22.09.1993 года N941) в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются: военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, органах государственной охраны, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств.
В период с 28.12.1999 года по 20.08.2002 года истец проходил военную службу в ВЧN7463, данный период подлежит включению в выслугу лет в календарном исчислении, что сторонами и не оспаривалось.
Согласно под.3 п.3 Постановления РФ от 22.09.1993 года N941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях: один месяц службы за полтора месяца: в подразделениях специального назначения внутренних войск и органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы - с 1 января 1991 г. по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 09.02.2004 года N65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 09.02.2004 года N65) сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - специальные силы), а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - силы Объединенной группировки) предоставляются дополнительные гарантии и компенсации.
Так, согласно п.4 данного Постановления, засчитывать указанным в пункте 1 настоящего Постановления сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии:
а) 1 месяц службы (военной службы) за 1,5 месяца;
в) время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.
С 30.10.2002 года по 07.12.2005 года истец проходил службу по контракту в ВЧN7463, в подразделении специального назначения, что сторонами в суде апелляционной инстанции и не оспаривалось.
Также в период с 30.10.2002 года по 30.10.2005 года на истца, как на военнослужащего специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории
Северо-Кавказского региона Российской Федерации, распространялись предусмотренные п.4 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 года N65 дополнительные гарантии, в частности данный период службы истца подлежал включению в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении - 1 месяц службы (военной службы) за 1,5 месяца. Данные обстоятельства также подтверждаются представленными истцом документами: военным билетом, копиями послужного списка, выпиской из приказа командира ВЧN7463 от 31.10.2005 года N224 с/ч.
Кроме того, в период с 30.10.2002 года по 30.10.2005 года истец в течение 110 дней непосредственного участвовал в контртеррористических операциях, что в установленном подп "в" п.4 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 года N65 порядке подтвердил представленными областному суду документами: выданные командующим группировки внутренних войск МВД России на территории
Северо-Кавказского региона РФ справками N204350, N2886, N2887, выданной командующим объединенной группировки сил по проведению контртеррорестических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ справкой N74033, выписками из приказов командира ВЧ7463 от 13.12.2002 года N259, от 31.12.2002 года N23, от 31.01.2003 года N28, от 17.02.2003 года N31, от 09.08.2003 года N172, от 31.08.2003 года N2, от 27.09.2003 года N14, от 31.10.2003 года N26, от 30.11.2003 года N30, от 29.12.2003 года N38, от 31.01.2004 года N47, от 18.02.2004 года N52, от 10.08.2004 года N163, от 16.12.2004 года N270, от 31.08.2004 года N4, от 30.09.2004 года N13, от 30.11.2004 года N27, от 31.12.2004 года N32, военным билетом.
Таким образом, указанные 110 дней подлежат включению в выслугу лет истца для назначения пенсии в льготной исчислении 1 месяц за 3 месяца.
При этом период службы истца с 31.10.2005 года по 07.12.2005 года (38 дней) подлежит включению в выслугу лет истца в календарном исчислении, так как согласно указанной выше выписке из приказа командира ВЧN7463 от 31.10.2005 года N224 с/ч льготно подлежал включению лишь период службы с 30.10.2002 года по 30.10.2005 года.
В период с 12.01.2006 года истец проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях.
Период с 12.01.2006 года по 31.12.2008 года подлежит включению в выслугу лет истца для назначения пенсии календарно, что сторонами в суде апелляционной инстанции не оспаривалось. При этом представитель истца признал факт того, что указание в первоначальном расчете льготного исчисления периода службы с 01.01.2007 года это техническая ошибка.
Приказом МВД России от 22.06.2009 года N472 утвержден Перечень подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях.
В п.1 данного Перечня поименованы: полк (батальон, рота, взвод, в том числе отдельные, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный полк (батальон, рота, взвод, в том числе отдельные, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный батальон (рота, взвод) дорожно-патрульной службы ГИБДД оперативного реагирования: старший инспектор дорожно-патрульной службы, старший инспектор (дорожно-патрульной службы); инспектор дорожно-патрульной службы, инспектор (дорожно-патрульной службы).
Согласно Примечанию к Перечню в соответствии с настоящим Перечнем сотрудникам Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях засчитывается служба с 1 января 2009 года из расчета один месяц службы за полтора месяца.
С 06.11.2007 года по 01.08.2011 года Паршин Е.В. проходил службу в должности инспектора ДПС взвода ДПС отдельного батальона ДПС ГИБДД ГУВД по Саратовской области, с 01.08.2011 года по 15.12.2014 года Паршин Е.В. служил в должности инспектора ДПС взвода отдельного батальона ДПС ГИБДД ГУ МВД; с 15.12.2014 года по 17.03.2015 года проходил службу в должности старшего инспектора ДПС отдельного батальона ДПС ГИБДД ГУ МВД.
Таким образом, с 01.01.2009 года по 17.03.2015 года истец служил в предусмотренных указанным Перечнем подразделениях и должностях, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, из расчета один месяц службы за полтора месяца.
На основании изложенного, выслуга лет истца для назначения пенсии в льготном исчислении составляет 20 лет.
На основании изложенного, решение Кировского районного суда
г. Саратова от 29.05.2015 года в части признания за Паршиным Е.В. выслуги лет в льготном исчислении в размере 20 лет 5 месяцев 23 дня, обязании ГУ МВД внести изменения в приказ N 80 л/с от 17.03.2015 года в части установления срока выслуги лет в льготном исчислении, указав в льготном исчислении в размере 20 лет 5 месяцев 23 дня необходимо изменить, указав выслугу лет истца в льготном исчислении
20 лет.
Руководствуясь ст.327.1, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 29 мая 2015 года в части признания за Паршина Е.В. выслуги лет в льготном исчислении в размере 20 лет 5 месяцев 23 дня, обязании Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области внести изменения в приказ N80 л/с от 17 марта 2015 года в части установления срока выслуги лет в льготном исчислении - изменить, указав выслугу лет Паршина Е.В. в льготном исчислении 20 лет.
В остальной части решение Кировского районного суда г. Саратова от 29 мая 2015 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.