Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,
судей Пантелеева В.М., Рябихина О.Е.,
при секретаре Голубеве И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на станции Ртищево (далее - ЛО МВД), заинтересованные лица Государственная инспекция труда в Саратовской области (далее - ГИТ), государственный инспектор труда Саратовской области ФИО1, Управление на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Центральному федеральному округу (далее - УТ МВД по ЦФО), о признании предписания ГИТ и заключения государственного инспектора труда незаконными, по апелляционной жалобе ЛО МВД на решение Кировского районного суда
г. Саратова от 09 апреля 2015 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения представителя ЛО МВД Бизякиной Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя УТ МВД по ЦФО Зиновой Е.Т., согласной с доводами жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ЛО МВД обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить предписание ГИТ от 10.03.2015 года; признать незаконным заключение государственного инспектора труда Наследскова А.Н. от 05.03.2015 года по факту получения травмы Пустоваловым А.А.
Требования мотивированы тем, что 17.03.2015 года в ЛО МВД поступило предписание ГИТ от 10.03.2015 года и заключение государственного инспектора труда от 05.03.2015 года, которые заявитель считает незаконными. Ссылаясь на положения Федерального закона Российской Федерации от 07.02.2011 года N3-ФЗ "О полиции", Федерального закона Российской Федерации от 30.11.2011 года
N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" указывает, что при возмещении вреда, причиненного в связи выполнением служебных обязанностей стажеру, применяются нормы законодательства, установленные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. На основании ст.32 Федерального закона Российской Федерации "О полиции" на Пустовалова А.А. распространяются права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции. Расследование случаев повреждения здоровья сотрудников ОВД регламентировано приказом МВД России от 09.10.2012 года N924 "Об утверждении инструкции об организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России". Данные положения распространяются соответственно на стажеров, не являющихся сотрудниками органов внутренних дел. Применение трудового законодательства в данном конкретном случае неправомерно, так как нормы трудового законодательства распространяются на работников, которым стажер Пустовалов А.А. не являлся. Поэтому предписание является незаконным. Государственный инспектор труда провел расследование факта получения травмы Пустоваловым А.А. по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации. Действие Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Минтруда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2003 года N73, не распространяется на органы внутренних дел Российской Федерации, которым является ЛО МВД.
Государственный инспектор труда не учел, что в ЛО МВД штатным расписанием подразделение по охране труда, а также должность специалиста по охране труда, не предусмотрены, в связи с чем, выводы ГИТ о том, что недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда, в том числе непроведение инструктажа при проведении спортивных мероприятий по ст.212 ТК РФ, являются незаконными. Предупреждение травматизма на занятиях по физической подготовке регламентировано приказом МВД России от 13.11.2012 года N1025 дсп "Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации", в связи с чем ссылка на неисполнение ст.212 ТК РФ является неправомерной. Приказом МВД России от 30.06.2012 года N655 "Об утверждении перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации" журнал регистрации несчастных случаев на производстве не предусмотрен. В соответствии с приказом N924 в ЛО МВД ведется журнал N1364 регистрации, выдачи и направления документов по обязательному государственному страхованию жизни, здоровья, сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм. В соответствии с приказом N924 в ЛО МВД по выходу Пустовалова А.А. на службу после временной нетрудоспособности в январе им был подан рапорт на имя начальника ЛО МВД о проведении по факту повреждения здоровья проверки. Данная проверка по факту установления обстоятельств получения Пустоваловым А.А. повреждения здоровья 25.12.2014 года была окончена в установленный приказом
десятидневный срок и принято решение о направлении Пустовалова А.А. на
военно-врачебную комиссию для определения степени тяжести повреждений. После получения медицинского заключения о степени тяжести заболевания документы будут направлены страховщику. ЛО МВД считает, что исполнение предписания государственного инспектора труда не представляется возможным ввиду неправомерности его вынесения лицом, не имеющим полномочий по проведению расследования несчастных случаев со стажерами органов внутренних дел.
Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен Пустовалов А.А.
Рассмотрев исковое заявление, суд вынес об отказе в иске в полном объеме.
В апелляционной жалобе ЛО МВД ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа в иске как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Доводы жалобы аналогичны доводам искового заявления.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит его в силу пп.3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ подлежащим отмене.
В силу ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно ст.12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство носит состязательный характер, каждая сторона должна представить суду доказательства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и должностных лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как указано в ст.356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.
В силу ст.357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В силу ст.360 ТК РФ порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
В силу ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить: расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно ст.227 ТК РФ расследованию и учету в соответствии с настоящей главой подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
В соответствии со ст.230 ТК РФ по каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и было установлено районным судом, 11.02.2015 года в ГИТ из Ртищевской транспортной прокуратуры поступило требование о выделении специалиста по охране труда для участия в проведении расследования несчастного случая, произошедшего 25.12.2014 года со стажером по должности полицейского отделения ППСП ЛОП на железнодорожной станции Балашов ЛО МВД ПустоваловымА.А. (л.д. 60-61).
Во исполнение указанного требования государственным инспектором труда ГИТ Наследсковым А.Н. было проведено расследование несчастного случая, произошедшего 25.12.2014 года в 14 часов 40 минут с Пустоваловым А.А., являющегося стажером по должности полицейского отделения ППСП ЛОП на железнодорожной станции Балашов ЛО МВД, по результатам которого
05.03.2015 года вынесено заключение (л.д. 14-17, 64-65).
В ходе расследования было установлено, что Пустовалов А.А. принят на работу в ЛО МВД для выполнения трудовых обязанностей стажера по должности полицейского отделения ППСП ЛОП на железнодорожной станции Балашов ЛО МВД, что подтверждается срочным трудовым договором от 15.12.2014 года
(л.д.18-20, 69-71). Согласно п.5.1.1 Договора работник обязан поддерживать на должном уровне состояние физической и профессиональной подготовки. Как следует из п.5.1.2 Договора Пустовалов А.А. обязан соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка. В соответствии с положениями п.10 Правил внутреннего трудового распорядка каждый четверг месяца является днем проведения занятий по
служебно-боевой и морально-психологической подготовке.
25.12.2014 года (в четверг) в соответствии с требованиями п.10 Правил внутреннего трудового распорядка ЛО МВД с 12 час. 00 мин. в помещении спортивного зала "данные изъяты" проводились спортивные соревнования личного состава ЛО МВД и ЛОП на железнодорожной станции Балашов ЛО МВД.
В 14 час. 40 мин. 25.12.2014 года при проведении спортивных соревнований по минифутболу при столкновении с капитаном полиции ФИО10 стажер отделения ППСП ЛОП на железнодорожной станции Балашов ЛО МВД
Пустовалов А.А. упал, в результате чего получил травму. В период с 25.12.2014 года по 08.01.2015 года Пустовалов А.А. находился на лечении в ГУЗ СО "Балашовская РБ" с диагнозом ушиб поясничного отдела позвоночника на фоне поясничного остеохондроза.
Инспектор пришел к выводу, что несчастный случай произошел с Пустоваловым А.А. во время исполнения возложенных на него трудовым договором обязанностей.
По результатам проверки государственным инспектором труда ГИТ Наследсковым А.Н. 10.03.2015 года вынесено предписание, согласно которому на
ЛО МВД возложены следующие обязанности:
в соответствии с заключением государственного инспектора труда от 05.03.2015 года по несчастному случаю, произошедшему 25.12.2014 года с Пустоваловым А.А. составить и утвердить акт по форме Н-1 в течение трех дней;
вручить акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 пострадавшему Пустовалову А.А. в течение трех дней после составления акта формы Н-1;
зарегистрировать несчастный случай на производстве в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по установленной форме до 26.03.2015 года;
провести внеплановый инструктаж с работниками ЛО МВД до
26.03.2015 года п.7.4.2 ГОСТ 12.0.004-90;
обстоятельства и причины данного несчастного случая довести до всех работников ЛО МВД до 26.03.2015 года;
проводить целевой инструктаж с работниками ЛО МВД при проведении спортивных мероприятий 7.5.1 ГОСТ 12.0.004-90 до 26.03.2015 года (л.д.11-13, 66-67).
Отказывая ЛО МВД в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемые ЛО МВД акты законны и обоснованны, на Пустовалова А.А., как стажера ЛОП на железнодорожной станции Балашов ЛО МВД, распространяется действие трудового законодательства, и учитывая то, что произошедший с ним несчастный случай связан с выполнением трудовых обязанностей, ЛО МВД обязано составить акт по форме Н-1, и выполнить иные вытекающие из данного факта действия.
Судебная коллегия не соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они постановлены с нарушением норм материального права и не соответствует обстоятельствам дела.
В силу чч.1-4 ст.24 Федерального закона от 30.11.2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 настоящей статьи. При поступлении на службу в органы внутренних дел на должность, при замещении которой присваивается специальное звание полиции, установление испытания на срок менее трех месяцев не допускается.
На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания.
Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. Стажеру в период испытания не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия. Запрещается использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. В период испытания стажер наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажера.
В период испытания со стажером заключается срочный трудовой договор, на стажера распространяется действие трудового законодательства, а также частей 1 - 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1-3 ст.68 Федерального закона от 30.11.2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника органов внутренних дел и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
При наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье или имущество сотрудника органов внутренних дел, членов его семьи в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника либо принуждения его к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность обеспечивается государственная защита в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сотрудник органов внутренних дел независимо от места нахождения и времени суток считается выполняющим служебные обязанности в случае, если он:
1) совершает действия по предупреждению и пресечению правонарушений, оказанию помощи лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни или здоровья, иные действия в интересах общества и государства;
2) следует к месту службы, командирования, медицинского освидетельствования (обследования) или лечения и обратно;
3) находится на лечении в медицинской организации в связи с увечьем или иным повреждением здоровья (заболеванием), полученными при выполнении служебных обязанностей;
4) захвачен и содержится в качестве заложника;
5) участвует в сборах, учениях, соревнованиях или других служебных мероприятиях.
В соответствии с чч.1,2 ст.43 Федерального закона от 07.02.2011 года N3-ФЗ "О полиции" жизнь и здоровье сотрудника полиции подлежат обязательному государственному страхованию за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.
Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника полиции осуществляется на условиях и в порядке, установленных Федеральным законом от 28.03.1998 года N52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы".
Как указывалось выше, участие Пустовалова А.А. 25.12.2014 года (в четверг) в спортивных соревнованиях личного состава ЛО МВД и ЛОП на железнодорожной станции Балашов ЛО МВД в помещении спортивного зала "данные изъяты" было вызвано необходимостью соблюдения условий трудового договора и п.10 Правил внутреннего трудового распорядка ЛО МВД, а также связи с указанием руководства ЛО МВД о проведении спортивных соревнований, что подтверждается имеющимися в материалах дела многочисленными объяснениями сотрудников ЛО МВД и ЛОП на железнодорожной станции Балашов ЛО МВД, данных в рамках расследования ЛО МВД несчастного случая с ФИО11
Таким образом, учитывая положения ч.4 ст.24 и п.5 ч.3 ст.68 Федерального закона от 30.11.2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Пустовалов А.А. находился при исполнении служебных обязанностей и на него распространяются страховые гарантии сотрудника полиции, в частности по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья в порядке, установленном Федеральным законом от 28.03.1998 года N52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы".
При этом действие Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не распространяется на правоотношения по обязательному государственному страхованию военнослужащих, работников полиции, прокуратуры и др., страхование которых регулируется специальным законодательством Российской Федерации, например, Федеральным законом "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" от 28.03.1998 года N52-ФЗ.
Приказом МВД России от 09.10.2012 года N924 утверждена Инструкция об организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России (далее - Инструкция).
Согласно пп.4,5,7,8,12 Инструкции по каждому факту получения увечья (ранения, травмы, контузии), гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения службы (военной службы), военных сборов на основании решения начальника подразделения центрального аппарата МВД России, руководителя (начальника) территориального органа МВД России, начальника образовательной, научной, медико-санитарной и санаторно-курортной организации системы МВД России, окружного управления материально-технического снабжения системы МВД России, иной организации или подразделения, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, главнокомандующего внутренними войсками МВД России, командующего войсками оперативно-территориального объединения, командира соединения и воинской части, начальника военной образовательной организации высшего образования и учреждения внутренних войск МВД России кадровым подразделением органа внутренних дел Российской Федерации, органом организационно-мобилизационным и комплектования штабов (строевых частей) и кадровым органом воинской части в соответствии с принадлежностью по учету личного состава во внутренних войсках МВД России в десятидневный срок проводится проверка обстоятельств получения увечья (ранения, травмы, контузии), гибели (смерти). Одновременно кадровым подразделением выявляется и уведомляется круг лиц, имеющих право на получение страховых сумм.
Кадровое подразделение, военно-врачебная комиссия в десятидневный срок со дня обращения выгодоприобретателя по обязательному государственному страхованию оформляют и выдают необходимые для принятия решения о выплате страховых сумм документы по формам согласно приложениям N 1, 2, 3, 4, 5 к настоящей Инструкции.
Оформление необходимых документов застрахованному лицу после увольнения со службы, окончания военных сборов, а в случае его гибели (смерти)
- иным выгодоприобретателям по обязательному государственному страхованию осуществляется кадровым подразделением по месту жительства застрахованного лица (выгодоприобретателей по обязательному государственному страхованию). При этом в случае необходимости кадровым подразделением могут запрашиваться документы с последнего места службы застрахованного лица.
Документы, необходимые для принятия решения о выплате страховых сумм выгодоприобретателю по обязательному государственному страхованию, перечень которых определен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N855, заверяются руководителем кадрового подразделения и направляются в страховую компанию.
В кадровом подразделении, оформляющем документы для решения вопроса о выплате страховых сумм, ведется журнал по форме согласно приложению N6 к настоящей Инструкции.
Как видно из материалов дела, 26.01.2015 года начальнику ЛО МВД поступил рапорт Пустовалова А.А. о произошедшем с ним 25.12.2014 года несчастном случае. В этот же день по данному факту была назначена служебная проверка.
02.02.2015 года (до вынесения обжалуемого заключения ГИТ) начальником ЛО МВД было утверждено заключение служебной проверки, которым установлено, что полученное Пустоваловым А.А. заболевание связано с исполнением служебных обязанностей. Пустовалов А.А. направлен на освидетельствование в
медико-санитарную часть ГУ МВД для определения степени тяжести полученного заболевания и оформления и направления материалов в страховую компанию. В этот же день ЛО МВД выдало Пустовалову А.А. направление на медицинское освидетельствование. Произошедший с истцом случай был зарегистрирован в журнале по форме согласно приложению N6 к Инструкции.
Согласно заключению ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по Саратовской области" от 20.04.2015 года травма Пустовалова А.А. "ушиб поясничного отдела позвоночника на фоне поясничного остеохондроза", полученная 25.12.2014 года в служебное время, во время соревнований по футболу, в Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая у застрахованных по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от
29.07.1998 года N855, не входит.
Как пояснила в суде апелляционной инстанции представитель ЛО МВД, стажер Пустовалов А.А., наряду с сотрудниками ЛО МВД, был застрахован, и в случае признания ВВК травмы Пустовалова А.А, страховым случаем, он бы получил соответствующие выплаты.
Таким образом, обстоятельства произошедшего с Пустоваловым А.А. несчастного случая и действия ЛО МВД по данному факту, свидетельствуют о необходимости применения специального законодательства, распространении на Пустовалова А.А. страховых гарантий сотрудника полиции, в частности по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья в порядке, установленном Федеральным законом от 28.03.1998 года N52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы".
В связи с этим у инспектора ГИТ не было оснований для применения к данному происшествию норм трудового законодательства и обязании ЛО МВД составить и утвердить акт по форме Н-1; вручить данный акт пострадавшему Пустовалову А.А.; зарегистрировать несчастный случай на производстве в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по установленной форме до 26.03.2015 года; провести внеплановый инструктаж с работниками ЛО МВД до
26.03.2015 года п.7.4.2 ГОСТ 12.0.004-90; обстоятельства и причины данного несчастного случая довести до всех работников ЛО МВД до 26.03.2015 года.
Кроме того, предупреждение травматизма на занятиях по физической подготовке в органах внутренних дел регулируется приказом МВД России от 13.11.2012 N1025 дсп "Об утверждении Наставления по организации физической подготовке в органах внутренних дел Российской Федерации", раздел III которого устанавливает, что:
"16. Руководители учебных групп и сотрудники обязаны принимать необходимые меры по предупреждению травматизма на занятиях по физической подготовке.
17. Предупреждение травматизма обеспечивается:
Тщательной подгонкой обмундирования, спортивной одежды и обуви, проверкой исправности и безопасности спортивных сооружений, мест выполнения упражнений, инвентаря и оборудования.
Правильной организацией и методикой проведения занятий, поддержанием в процессе занятий дисциплины.
Заблаговременной подготовкой и применением средств страховки и оказанием помощи при выполнении упражнений (приемов), связанных с риском и опасностью, особенно при выполнении заданий по боевым приемам борьбы и плаванию.
Учетом состояния здоровья и физической подготовленности сотрудников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья или перенесших заболевания.
Постоянным наблюдением за внешними признаками утомления сотрудников.
Разъяснительной работой о мерах предупреждения травматизма.
Соблюдением мер, исключающих возможность теплового и солнечного ударов и других обморочных состояний, а также обморожений".
В соответствии с данным приказом перед началом проведения спортивных мероприятий начальником ЛО МВД была проведена разъяснительная работа с сотрудниками, в том числе и стажером Пустоваловым А.А. о мерах предупреждения травматизма. Данные обстоятельства также подтверждаются имеющимися в материалах дела многочисленными объяснениями сотрудников ЛО МВД и ЛОП на железнодорожной станции Балашов ЛО МВД.
Таким образом, возложение на ЛО МВД обязанности проводить целевой инструктаж с работниками ЛО МВД при проведении спортивных мероприятий 7.5.1 ГОСТ 12.0.004-90, п.2.1.7 постановления Минтруда и социального развития России и Минобразования России N1/29 от 13.01.2003 года необоснованно.
На основании изложенного, судебная коллегия, пользуясь правом, предоставленным ст.67 ГПК РФ, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, приходит к выводу о том, что действия ЛО МВД по поводу полученной Пустоваловым А.А. травмы соответствовали требованиям специального законодательства, регулирующего прохождение службы в органах внутренних дел, оснований для возложения на ЛО МВД обязанности по применению к сложившейся ситуации норм трудового законодательства и выполнении указанных выше требований ГИТ необоснованно, в связи с этим предписание ГИТ от 10.03.2015 года, равно как и заключение государственного инспектора труда Наследскова А.Н. от 05.03.2015 года незаконны.
В силу п.2 ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В связи с этим судебная коллегия считает необходимым решение Кировского районного суда г. Саратова от 09 апреля 2015 года отменить. Принять новое решение, которым заявление ЛО МВД удовлетворить.
Руководствуясь ст.327.1, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 09 апреля 2015 года отменить. Принять новое решение, которым признать незаконными предписание Государственной инспекции труда в Саратовской области от 10 марта 2015 года и заключение государственного инспектора труда Государственной инспекций труда в Саратовской области ФИО1 от 05 марта 2015 года по факту получения травмы Пустоваловым А.А..
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.