Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,
судей Пантелеева В.М., Рябихина О.Е.,
при секретаре Платицыной Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Чертовского Ф.Ф. к военному комиссариату Саратовской области о признании права на получение пенсии за выслугу лет, по апелляционной жалобе Чертовского Ф.Ф, на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 02 июля 2015 года, которым отказано Чертовскому Ф.Ф. в удовлетворении вышеуказанных требований.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чертовской Ф.Ф обратился в суд с вышеуказанными требованиями, просил признать за ним право на получение пенсии за выслугу лет. Требования мотивировал тем, что он уволен из Вооруженных Сил РФ в связи с организационно-штатными мероприятиями 31.12.1998 г. В январе 2015 года он обратился в отдел военного комиссариата Саратовской области по Кировскому, Волжскому и Ленинскому районам с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет, но ему было отказано по тем основаниям, что он на день увольнения не достиг возраста 45 лет. Полагал такой отказ незаконным.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Чертовской Ф.Ф. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих требований. Считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права. Полагает, что судом неверно истолкованы нормы закона.
В суде апелляционной инстанции Чертовской Ф.Ф. поддержал доводы жалобы, представитель военного комиссариата Саратовской области Даниелян А.В. полагала решение суда законным.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Отказывая в удовлетворении требований Чертовскому Ф.Ф., суд первой инстанции обосновано исходил из того, что согласно ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с изменениями и дополнениями, далее - Закон N 4468-1) право на пенсию за выслугу лет имеют: лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более; лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части первой настоящей статьи в общий трудовой стаж включаются: трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу названной нормы право для назначения пенсии по выслуге лет возникает у военнослужащих по п. "а" ч. 1 ст. 13 Закона N 4468-1, имеющих на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более. По п. "б" ч. 1 ст. 13 Закона N 4468-1 право возникает при наступлении одновременно нескольких условий: увольнение с военной службы по одному из трех оснований: в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе; по болезни; в связи с организационно-штатными мероприятиями; достижение на день увольнения возраста 45 лет; наличие на день увольнения общего трудового стажа 25 лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет военная и правоохранительная служба.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий лишает лицо, уволенное с военной (правоохранительной) службы, права на пенсию за выслугу лет.
Как следует из материалов личного дела, истец в возрасте 32 лет ( "дата" года рождения) уволен из вооруженных сил в связи с организационно-штатными мероприятиями с 30 октября 1998 года, исключен из списка личного состава части с 31 декабря 1998 года, его выслуга лет в льготном исчислении на день увольнения составила 16 лет 00 месяцев 02 дня, что исключает возможность назначения пенсии за выслугу лет как по пункту "а" ч. 1ст. 13 Закона, так и по п. "б" ч. 1 ст. 13 названного Закона.
Требования истца о назначении пенсии за выслугу лет, со ссылкой на то обстоятельство, что соответствие всем трем указанным выше условиям назначения пенсии наступило после увольнения со службы, суд признал несостоятельными, поскольку в п. "б" ст. 13 Закона N 4468-1 однозначно указано, что 45-летний возраст должен быть у лица, претендующего на назначение ему пенсии, именно на день увольнения со службы. Аналогичным образом решается вопрос о праве на пенсию лиц, которые приобретают необходимый 25-летний общий трудовой стаж, из которого не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная (правоохранительная) служба.
Вопрос о соотношении двух различных оснований назначения пенсии за выслугу лет был рассмотрен Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 22.05.1996 г. N 72-О, от 04.06. 1998 г. N 80-О, от 26.10. 1999 г. N 139-О и от 14.12. 1999 г. N 206-О.
Конституционный Суд Российской Федерации в указанных решениях отметил, что комментируемый Закон является специальным законом, регулирующим пенсионные отношения военнослужащих и работников органов внутренних дел. Один из видов пенсий, устанавливаемых этим Законом, - пенсия за выслугу лет, которая назначается на общих основаниях независимо от возраста лицам, имеющим выслугу 20 лет и более на военной службе (п. "а" ст. 13). В изъятие из этого общего правила пенсия за выслугу лет согласно п. "б" ст. 13 данного Закона может быть назначена и лицам, не имеющим на день увольнения полной выслуги лет на военной службе, но при наличии у них не менее 25 календарных лет общего трудового стажа, из которых не менее 12 лет и шести месяцев должна составлять военная служба. При этом законодатель установил дополнительные условия ее назначения: достижение на день увольнения с военной службы 45-летнего возраста и конкретный перечень оснований увольнения, который носит исчерпывающий характер (достижение предельного возраста пребывания на службе, состояние здоровья, организационно-штатные мероприятия).
Доказательств того, что выслуга лет произведена ответчиком неверно - истцом представлено не было, правильность исчисления выслуги лет подтверждается имеющимися в материалах личного дела военнослужащего Чертовского Ф.Ф. документами.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истца являются необоснованными, в их удовлетворении следует отказать.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 02 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чертовского Ф.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.