Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Верещагина Г.С.,
судей Романовой Н.В., Рудь Т.Н.,
при секретаре Анисимовой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 31 августа 2015 года дело по апелляционной жалобе Стахнюк Т.М. на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 29 апреля 2015 года, которым постановлено:
"в удовлетворении заявления Стахнюк Т.М. о признании заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания N от 25 декабря 2014 года незаконным и понуждении принять решение в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, о взыскании судебных расходов - отказать".
Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стахнюк Т.М. обратилась в суд с заявлением о признании заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания N от 25 декабря 2014 года незаконным и понуждении провести обследование жилого помещения на предмет соответствия требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N47, о взыскании судебных расходов.
В обоснование указала, что не согласна с заключением межведомственной комиссии о необходимости проведения дополнительного обследования основных конструкции дома специализированной организацией и предоставления в комиссию результатов обследования. Просила признать его незаконным, взыскать расходы на подготовку заявления в суд в размере "данные изъяты" и государственную пошлину в размере "данные изъяты".
Стахнюк Т.М. в судебное заседание не явилась, ее представитель Костоломов П.С. в судебном заседании заявленные требования уточнил. Просил признать заключение межведомственной комиссии N от 25 декабря 2014 года незаконным, понудить принять решение в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, взыскать судебные расходы.
Суд принял указанное решение, с которым не согласилась Стахнюк Т.М., в апелляционной жалобе просит его отменить.
Полагает, оспариваемое заключение не соответствующим Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N47, что влечет ничтожность принятого акта.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 6 августа 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена межведомственная комиссия для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории МО "Город Архангельск", суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя Костоломова П.С., судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из законности заключения межведомственной комиссии и пришел к выводу об отказе в их удовлетворении.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28 января 2006 года N "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).
В соответствии с п. 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Из указанной правовой нормы следует, что решение вопроса о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также подлежащими капитальному ремонту действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
Судом установлено, что распоряжением мэра г. Архангельска от 14 июня 2012 года N149 создана межведомственная комиссия для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на территории муниципального образования "Город Архангельск", а также утвержден состав данной комиссии. Вышеуказанным распоряжением утверждено и Положение о межведомственной комиссии для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на территории муниципального образования "Город Архангельск".
Согласно п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения, (п. 43 Положения).
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:
- нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;
- план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.
- также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома (п. 45 Положения).
3 декабря 2014 года с заявлением о признании жилого дома аварийным в мэрию г. Архангельска обратилась Стахнюк Т.М., являющаяся нанимателем по договору социального найма жилого помещения - "адрес", в "адрес".
25 декабря 2014 года межведомственной комиссией по результатам рассмотрения обращения Стахнюк Т.М., правоустанавливающих документов на жилые помещения, технического паспорта, плана помещений и на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования дома было принято заключение о том, что для решения вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу, заявителю необходимо провести дополнительное обследование основных конструкций дома специализированной организацией, результаты обследования предоставить в комиссию.
Согласно п. 43 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
- прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения.
В соответствии с п. 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
При подаче заявления Стахнюк Т.М. не представила в комиссию заключение специализированной организации о признании дома аварийным.
Поскольку, заключение специализированной организации, проводящей обследование спорного дома, не представлено, межведомственная комиссия пришла к выводу о том, что заявителю необходимо провести дополнительное обследование основных конструкций дома специализированной организацией, результаты обследования предоставить в комиссию.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Межведомственная комиссия для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на территории муниципального образования "Город Архангельск создана правомочным органом и работает в надлежащем составе, то есть имеет полномочия на проведение обследования жилых помещений и принятие решений.
По мнению судебной коллегии, решение межведомственной комиссии, вынесенное в виде заключения, не нарушает права заявителя и граждан, проживающих в "адрес", в "адрес". Несоответствие формы - принятие решения в виде заключения, не является существенным нарушением порядка его принятия. По существу заявления Стахнюк Т.М. заключение не выносилось, а заявителю предложено представить документы, предусмотренные Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а именно результаты обследования основных конструкций дома специализированной организацией.
Материалами дела также подтверждается, что собственникам жилых помещений дома направлены сообщения о необходимости предоставить в комиссию заключение специализированной организации. Таким образом, обязанность проведения обследования непосредственно за счет заявителя, являющегося нанимателем жилого помещения, не возложена на Стахнюк Т.М.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия полагает правильным решение суда по существу заявленных требований.
Однако решение суда подлежит отмене в связи с нарушением норм процессуального права, поскольку к участию в деле не была привлечена межведомственная комиссия, то есть орган, решение которого обжалованы.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 29 апреля 2015 года отменить, принять новое решение.
В удовлетворении заявления Стахнюк Т.М. о признании заключения межведомственной комиссии для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования "Город Архангельск" N от 25 декабря 2014 года незаконным и понуждении принять решение в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, о взыскании судебных расходов отказать.
Председательствующий
Г.С. Верещагин
Судьи
Н.В. Романова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.