Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Фатьяновой И.П.
судей: Ларионовой С.Г., Кандаковой Л.Ю.,
при секретаре: Таргаевой Ю.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Фатьяновой И.П. дело по апелляционной жалобе Чегошева Александра Федоровича на решение Беловского городского суда от 11 февраля 2015 года
по иску Чегошева Александра Федоровича к ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" по Кемеровской области, Бюро N 19 филиал ФКУ "ГБ МСЭ по Кемеровской области" о признании заключения и программы реабилитации недействительными и установлении процента утраты трудоспособности,
УСТАНОВИЛА:
Чегошев А.Ф. обратился в суд с иском к ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" по Кемеровской области, Бюро N19 филиал ФКУ "ГБ МСЭ по Кемеровской области" о признании заключения и программы реабилитации недействительными и установлении процента утраты трудоспособности.
Требования мотивированы тем, что он работает в качестве электрослесаря поземного 5 разряда в ЗАО " "данные изъяты"" с 01.08.2011 года.
24.09.2013 года в 9 часов 45 мин. он направлялся к рабочему месту, при входе в заезд в восточный квершлаг, повредил голову о торчащий анкер. В результате несчастного случая на производстве ему установлен диагноз: "данные изъяты"
Решением бюро филиала МСЭ N19 г.Белово с 30.05.2014 года по 01.06.2015 года ему установлено "данные изъяты" утраты профессиональной трудоспособности.
В соответствии с программой реабилитации пострадавшего ему рекомендовано выполнять труд по профессии электрослесарь подземный 5 разряда со снижением квалификации на 1 разряд.
Считает выводы экспертов ошибочными, "данные изъяты" утраты профессиональной трудоспособности заниженными.
По состоянию здоровья он не может выполнять трудовые обязанности электрослесаря подземного 5 разряда в ЗАО " "данные изъяты"" с таким диагнозом.
С учетом уточнения требований, просил признать недействительным заключение ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" по Кемеровской области, Бюро N 19 филиал ФКУ "ГБ МСЭ по Кемеровской области" от 03.06.2014 года, признать недействительной программу реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве к акту освидетельствования N N от ДД.ММ.ГГГГ года в части выполнения труда по профессии электрослесарь подземный 5 разряда со снижением квалификации на 1 разряд в ЗАО " "данные изъяты"" и установить ему "данные изъяты" утраты профессиональной трудоспособности по профессии электрослесарь подземный 5 разряда.
Решением Беловского городского суда от 11.02.2015 года в удовлетворении исковых требований Чегошеву А.Ф. отказано.
В апелляционной жалобе Чегошев А.Ф. с решением суда не согласен, просит его отменить.
Указывает на то, что суд в решении применил п.5 "Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 18 июля 2001г. N 56, что не соответствует действующему законодательству.
На момент оформления акта о несчастном случае на производстве от 24.09.2013г. Чегошев А.Ф. осуществлял трудовую функцию (профессиональную деятельность) электрослесарем подземным 5 разряда с полным рабочем днем под землей, что следует из записи трудовой книжки под N 16. Следовательно, степень утраты профессиональной трудоспособности должна определяться в зависимости от способности Чегошева А.Ф. выполнять профессиональную деятельность электрослесарем подземным 5 разряда.
Профессия "электрослесаря подземного 5 разряда" относится к профессиональной деятельности рабочих средней квалификации труда.
Согласно Акту освидетельствования N N от ДД.ММ.ГГГГ г. бюро N N ФКУ "ГБ МСЭ по Кемеровской области" освидетельствование Чегошева А.Ф. проводится применительно к основной профессии электрослесаря подземного 5 разряда.
Согласно программы реабилитации к акту N N от ДД.ММ.ГГГГ года ему рекомендовано выполнять труд по профессии электрослесарь подземный 5 разряда со снижением квалификации на 1 разряд (п. 28а временных критерий) и ему определено "данные изъяты" степени утраты профессиональной трудоспособности.
Он не может выполнять профессиональную деятельность по профессии электрослесарь подземный 5 разряда, но может выполнять профессиональную деятельность по профессии электрослесарь подземный 4 разряда или выполнять работу с использованием профессиональных знаний, умений и навыков 4 разряда.
На период освидетельствования 30.05.2014 года в бюро N19 г.Белово ФКУ "ГБ МСЭ по Кемеровской области" он в результате профессионального заболевания, имеет незначительные нарушения функций дыхания и кровообращения. Данные незначительные нарушения функции дыхания и кровообращения, несмотря на то, что они незначительно выраженные, полностью препятствуют выполнению трудовой деятельности по профессии электрослесарь подземный 5 разряда, так как у него имеется стабильно неблагоприятный клинико-трудовой прогноз по профессиональной деятельности электрослесаря подземного 5 разряда. Ему противопоказаны подземные вилы работ, тяжелый физический труд, работа, связанная с подъемом на высоту, в неблагоприятных макро- и микроклиматических условиях, вынужденной рабочей позе.
Профессиональная деятельность по профессии электрослесаря подземного 4 разряда - профессия малоквалифицированного физического труда, включает в себя более тяжелый физический труд. Соответственно, он не может работать по профессии или профессиональным навыкам электрослесаря подземного 4 разряда. Он не может работать подземным электрослесарем, так как работа подземного электрослесаря, независимо от разряда осуществляется во вредных и опасных условиях труда под землей.
На момент проведения освидетельствования 30.05.2014 года имелись основания для установления "данные изъяты" утраты профессиональной трудоспособности, что соответствует разъяснениям п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 марта 2011 года N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", так как имеет место полная утрата способность выполнять работу определенной квалификации, объема и качества.
Выводы суда об установлении процентов утраты профессиональной трудоспособности, изложенные в решении суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Судом не правильно оценено экспертное заключение от 05.11.2014г. "ФКУ ГБ МСЭ по Алтайскому краю", выводы которого не соответствует действующему законодательству.
Выводы экспертов бюро N 19 г.Белово ФКУ "ГБ МСЭ по Кемеровской области", содержащиеся в акте освидетельствования N N от ДД.ММ.ГГГГ года, противоречат выводам экспертов из "ФКУ ГБ МСЭ по Алтайскому краю", проводивших судебную медико-социальную экспертизу. Однако судом не приведены мотивы, почему одни доказательства акт освидетельствования N N от ДД.ММ.ГГГГ, а также индивидуальная программа реабилитации к этому акту - не приняты в качестве доказательства, а предпочтение отдано другому доказательству - экспертному заключению от 05.11.2014 года.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ст.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дано понятие "инвалид", а именно: инвалид -лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Согласно п.п.5, 6 указанных Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Чегошев А.Ф. с 07.07.1983 года по 19.09.1983 года работал электрослесарем 3 разряда поверхностным в цехе автоматизации. С 19.09.1983 года по 01.09.1984 года на ш." "данные изъяты" электрослесарем подземным. С 01.09.1984 года по 21.11.1991 года на ш." "данные изъяты" электрослесарем 4 разряда подземного. С 21.11.1991 года по 01.11.1994 года электрослесарем подземным 5 разряда. С 08.11.1994 года по 14.09.1999 года подземным слесарем ОАО "данные изъяты" С 20.09.1999 года по 10.11.2006 года электрослесарем подземным 5 разряда. С 13.11.2006 года по 19.10.2007 года электрослесарем подземным 5 разряда в ЗАО " "данные изъяты" С 23.10.2007 года по 26.05.2009 года горным мастером подземным на ш." "данные изъяты" 26.05.2009 года уволен в связи с выходом на пенсию. С 01.08.2011 года по настоящее время работает слесарем подземным 5 разряда на ЗАО "данные изъяты"
Согласно акта о несчастном случае от 24.09.2013 года с Чегошевым А.Ф. 24.09.2013 года в период работы электрослесарем в ЗАО " "данные изъяты" произошел несчастный случай на производстве, в результате которого он повредил голову о торчащий анкер.
С 30.05.2014 года по 01.06.2014 года Чегошев А.Ф. был освидетельствован бюро МСЭ г.Белово, решением которого ему был установлен диагноз: "данные изъяты". Ему установлено "данные изъяты" утраты профессиональной трудоспособности.
В соответствии с программой реабилитации пострадавшего ему рекомендовано выполнять труд по профессии электрослесарь подземный 5 разряда со снижением квалификации на 1 разряд.
Основанием для предъявления настоящего иска в суд послужили обстоятельства, выраженные с несогласием, вынесеннымх ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" по Кемеровской области и Бюро N 19 филиал ФКУ "ГБ МСЭ по Кемеровской области" от 03.06.2014 года, заключений, поскольку как полагает истец он полностью утратил способность к профессиональной деятельности в должности электрослесаря подземного 5 разряда, в связи с чем степень утраты профессиональной трудоспособности ему должна быть установлена "данные изъяты"
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Постановления Правительства РФ от 16.10.2000 года N789 "Об утверждении правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Постановлением Минтруда РФ от 18.07.2001 года N56 "Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания", Федерального закона от 24.11.1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов", Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 года N95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", правомерно пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований, с чем судебная коллегия соглашается.
Рассматривая заявленные Чегошевым А.Ф. требования, суд первой инстанции на основании представленных доказательств, в том числе медико-социальной экспертизы установил, что травм или заболеваний со значительно выраженными нарушениями стато-динамических функций организма у истца не имеется, т.е. у него имеются лишь умеренные нарушения функций организма. Чегошев А.Ф. не утратил полностью свои профессиональные навыки и с учетом имеющегося у него образования, квалификации, стажа работы он может работать на должностях с использованием своих профессиональных знаний, выполняя профессиональную деятельность более низкой квалификации.
Чегошев А.Ф. в апелляционной жалобе, не соглашаясь с решением, указывает на то, что судом не правильно оценено экспертное заключение от 05.11.2014г. "ФКУ ГБ МСЭ по Алтайскому краю". Выводы экспертов бюро N 19 г.Белово ФКУ "ГБ МСЭ по Кемеровской области", содержащиеся в акте освидетельствования N N от ДД.ММ.ГГГГ года, противоречат выводам экспертов из "ФКУ ГБ МСЭ по Алтайскому краю", проводивших судебную медико-социальную экспертизу.
Определением от 19.05.2015 года по ходатайству Чегошева А.В. судебная коллегия назначила по делу очно-заочную медико-социальную экспертизу, проведение которой поручило Федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, имеющему полномочия на проведение такого рода экспертиз.
Согласно заключению этого экспертного учреждения от 23.07.2015 года N N которое судебная коллегия считает относимым и допустимы доказательством, подземные виды работ Чегошеву А.Ф., получившему 24.09.2013 года производственную травму при выполнении работ по профессии "электрослесарь подземный 5 разряда", в том числе по этой же профессии со снижением объема профессиональной деятельности на 1/10 часть прежней загрузки, не противопоказаны. Последствия повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве от 24.09.2013 г. обусловили стойкие незначительные нарушения функций организма Чегошева А.Ф. Учитывая степень выраженности стойких нарушений функций организма (незначительная), характер выполняемой работы, предшествовавшей травме, степень утраты профессиональной трудоспособности Чегошева А.Ф. соответствует "данные изъяты"
При таких обстоятельствах, объективных данных, свидетельствующих о незаконности оспариваемых заключений ответчиков, в деле не имеется, новое доказательство, исследованное судом апелляционной инстанции, не опровергает выводы суда первой инстанции об отказе в иске.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку в результате происшедшего с истцом несчастного случая, у Чегошева А.Ф. возникли стойкие незначительные нарушения функций организма, а степень утраты профессиональной трудоспособности соответствует "данные изъяты" то имеются основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы о том, что выводы суда об установлении процентов утраты профессиональной трудоспособности, изложенные в решении суда, занижены и не соответствуют обстоятельствам дела, - являются несостоятельными, поскольку исходя из имеющегося в материалах дела заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ года N N установлена степень утраты профессиональной трудоспособности.
Выводы проведенной по делу экспертизы основаны на анализе фактических материалов дела, сведений о состоянии здоровья истца по медицинским документам, а также на основе анализа нормативно-правовых актов, регулирующих порядок и критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности.
Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями ст.ст.84,86 ГПК РФ и оценено судебной коллегией по правилам ст.67 ГПК РФ во взаимной связи с имеющимися доказательствами. Результаты экспертизы не противоречат имеющимся в материалах дела медицинским документам, в которых отражены сведения о состоянии здоровья Чегошева А.Ф.и которые были исследованы и оценены экспертами при проведении исследования. Заключение отвечает требованиям относимости и допустимости, оснований сомневаться в достоверности изложенных в нем выводов у судебной коллегии не имеется, равно как и не усматривается наличие какой-либо заинтересованности экспертов, которые были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Доказательств, опровергающих выводы экспертов, истцом не представлено.
Другие доводы апелляционных жалоб также не являются бесспорным основанием для отмены решения суда, поскольку предположительны, противоречивы и ничем не подтверждены.
С учётом изложенного, доводы истца о незаконности заключений ответчиков судебная коллегия находит несостоятельными, а потому не усматривает оснований для отмены решения. Апелляционная жалоба подлежит отклонению.
В суд апелляционной инстанции поступило заявление ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России о возмещении понесенных расходов на проведение экспертизы в размере "данные изъяты"
Как следует из материалов дела, расходы на проведение экспертизы суд возложил на Чегошева А.Ф., в удовлетворении исковых требований которому отказано.
Данные об оплате этой экспертизы в суд не представлены, в связи с этим в соответствии с положениями ч.1 ст.96 и ст.98 ГПК РФ с Чегошева А.Ф. в пользу ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России подлежат взысканию расходы по производству экспертизы в размере "данные изъяты"
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 11 февраля 2015 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Чегошева Александра Федоровича в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации расходы по производству очно-заочной медико-социальной экспертизы в размере "данные изъяты"
Председательствующий: Фатьянова И.П.
Судьи: Ларионова С.Г.
Кандакова Л.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.