Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
в составе председательствующего: Дударёк Н.Г.,
судей: Курпас И.С., Емельянова А.Ф.,
при секретаре Черновой М.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Дударёк Н.Г. дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное)
на решение Центрального районного суда г.Кемерово от 01 июня 2015 года по делу по иску Кочугина С.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонному) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
Кочугин С.Г. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 ФЗ РФ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Требования мотивированы тем, что 18.01.2013 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 ФЗ РФ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Протоколом заседания комиссии Управления от 05.04.2013 г. N ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по Списку N 2 ввиду отсутствия требуемого специального стажа. Комиссия не засчитала в специальный стаж по Списку N 2, так как из представленных документов не усматривается занятость на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, следующие периоды работы:
с 26.08.1992 г. по 29.10.1997 г. (5 лет 2 месяца 3 дня) - маляром отряда военизированной пожарной охраны технической службы Управления пожарной охраны УВД Кемеровского облисполкома.
Всего специальный стаж составил 5 лет 8 месяцев, что менее требуемых 10 лет.
Считает отказ комиссии необоснованным и незаконным.
Просил признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) N от 05.04.2013 г. и обязать ответчика включить период его работы с 26.08.1992 г. по 29.10.1997 г. (5 лет 2 месяца 3 дня) в должности маляра отряда военизированной пожарной охраны технической службы Управления пожарной охраны УВД Кемеровского облисполкома в специальный трудовой стаж по Списку N 2 с назначением ему досрочной трудовой пенсии с 18.01.2013 г.
Истец Кочугин С.Г. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представитель истца Кочугина С.Г. - Аптрахов В.Б., действующий на основании доверенности, иск поддержал.
Представитель ответчика Управления ПФР (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) Зеленкина Л.А., действующая на основании доверенности, иск не признала.
Решением Центрального районного суда г.Кемерово от 01 июня 2015 года постановлено:
Признать решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N от 05.04.2013 г. в отношении Кочугина С.Г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда - незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) включить Кочугину С.Г. в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда, период работы с 26.08.1992 г. по 29.10.1997 г. (5 лет 2 месяца 3 дня) в должности маляра отряда военизированной пожарной охраны технической службы Управления пожарной охраны УВД Кемеровского облисполкома и назначить ему досрочную трудовую пенсию в связи с особыми условиями труда с 18.01.2013 г.
В апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) просит решение суда отменить, указывая, что суд необоснованно обязал ответчика включить спорный период в специальный стаж период работы, поскольку из представленных документов не усматривается занятость на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, что предусмотрено Списком N 2 от 26.01.1991 г. N 10, заключение Государственной экспертизы труда не является нормативным документом и не может применяться органами пенсионного обеспечения при назначении пенсии.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились. На основании ст. 167, ст. 327 ч. 1 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия назначается с уменьшением их пенсионного возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Согласно п. 2 данной статьи Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пп. "б" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 (далее - Список N 2 от 1991 г.).
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта; (пп. "б" в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2003 N 239.)
В разделе XXXIII Общие профессии Списка N 2 от 1991 г. должность "маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3-го класса опасности" указана в должностях с вредными и тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на пенсию на льготных условиях.Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила от 11.07.2002 года N 516).
В соответствии с п. 4 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно способу получения нитрокрасок (Патент СССР 01 января 1948 года) в состав нитрокраски, входят, в том числе бутилацетат, ацетон, резиновые смолы, толуол, которые на основании положений Государственного стандарта (ГОСТ) 12.1.005-88 "Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны" от 29 сентября 1988 года N 3388 относятся к 3-му классу опасности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 18.01.2013 г. Кочугин С.Г. обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе КО (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 ФЗ РФ от 17.12.2002 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Решением Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе КО (межрайонное) от 05.04.2013 г. N Кочугину С.Г. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с абз.2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ.
При этом при подсчете специального трудового стажа ответчиком не были приняты к зачету следующие периоды работы: с 26.08.1992 г. по 29.10.1997 г. (5 лет 2 месяца 3 дня) - маляром отряда военизированной пожарной охраны технической службы Управления пожарной охраны УВД Кемеровского облисполкома, с 09.09.1998 г. по 12.03.1999 г. (6 месяцев 4 дня) - маляром по окраске автомобилей 5 разряда части технической службы N 7 Производственно-технического центра УГПС УВД Кемеровской области, с 09.10.2000 г. по 06.07.2001 г. (8 месяцев 28 дней) - маляром 4 разряда ремонтно-строительного цеха КОАО "Ортон".
Из представленной в материалы дела справки N от 19.12.2012 г., выданной ФГБУ "Производственно-технический центр федеральной противопожарной службы по Кемеровской области" следует, что Кочугин С.Г. работал в должности маляра отряда военизированной пожарной охраны технической службы Управления пожарной охраны УВД Кемеровского облисполкома с 26.08.1992 г. по 29.10.1997 г. Данная работа была связана с применением красок, эмалей, грунтовок, шпаклевок, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (л.д. 20-21).
Занятость Кочугина С.Г. на работах с особыми условиями труда усматривается и из предоставленных работодателем данных по тарификации, выполняемых работ, а также из продолжительности, предоставленного ему очередного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда (л.д.30-70).
Из заключения государственной экспертизы условий труда Департамента труда и занятости населения Кемеровской области от N 25.05.2015 г. следует, что работа Кочугина С.Г. в спорный период с 26.08.1992 г. по 29.10.1997г. являлась работой с вредными условиями труда, предусмотренной Списком N 2 от 26.01.1991 г. Приобщенными к материалам дела и дополнительно предоставленными документами подтверждается занятость Кочугина С.Г. на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности в период работы маляром отряда военизированной пожарной охраны технической службы Управления пожарной охраны УВД Кемеровского облисполкома.
Таким образом, работа Кочугина С.Г. в спорный период с 26.08.1992 г. по 29.10.1997г. соответствует работам, предусмотренным Списком N2 производств, работ, профессий, должностей показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, дающей право на льготную пенсию по старости по п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Доказательства, опровергающие выводы экспертов, ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ суду не представлены.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Кочугина С.Г., суд пришел к правильному выводу о том, что работа Кочугина С.Г. в спорный период с 26.08.1992 г. по 29.10.1997г. соответствует работам, предусмотренным Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, дающей право на льготную пенсию по возрасту по п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", а потому имеются основания для удовлетворения исковых требований о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровской районе Кемеровской области (межрайонное) от 05.04.2013 г. N и включении данного периода в специальный стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях по Списку N2 в соответствии с абз.2 пп.2 п.1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ от 17.12.2001г.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу о том, что спорный период подлежит зачету в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку судом установлено, что Кочугин С.Г. в спорный период был занят на работе, которая предусмотрена Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Выводы суда основаны на анализе действующего законодательства, мотивированы и основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела, которым дана правильная правовая оценка, согласно ст. 67 ГПК РФ.
Суд обоснованно принял приведенное выше заключение Государственной экспертизы условий труда N от 25.05.2015 г., как достоверное, обоснованное, соответствующее иным материалам дела, объективно отражающим фактические условия труда истца.
Оценка указанному заключению дана судом с учетом положений ч. 3 ст. 86 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный период не может быть засчитан в специальный стаж, не состоятельны, поскольку данные доводы были предметом судебного разбирательства, им давалась надлежащая оценка в суде первой инстанции.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы сводятся, по сути, к несогласию с выводом суда о достаточности доказательств и к иной оценке доказательств, для чего оснований не имеется. Существенных нарушений процессуального закона, повлиявших на принятие решения, по делу не установлено.
Доводы жалобы выводов суда не опровергают и направлены на иную оценку имеющихся в деле доказательств, с которой судебная коллегия не соглашается.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Таким образом, решение суда законно и обоснованно, доводы апелляционной жалобы не влекут его отмену.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327.1 ч.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Кемерово от 01 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.