Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
в составе председательствующего: Пастухова С.А.,
судей: Фроловой Т.А., Ворожцовой Л.К.,
при секретаре: Паниной Т.А.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Пастухова С.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области на решение Калтанского районного суда Кемеровской области от 18 июня 2015 года
по иску Южикова И. А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о включении периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР в специальный трудовой стаж, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
Южиков И.А. обратился с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о включении периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР в специальный трудовой стаж, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФР в г.Калтане с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 11 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Однако решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ N в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ему было отказано, в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
При подсчете его специального стажа комиссия не включила период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 25 дней).
Считает данный отказ незаконным, и нарушающим его право на пенсионное обеспечение, в силу ст. 39 Конституции Российской Федерации, Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П, Федерального закона от 17.12.2001г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г. N590.
Поскольку ранее действовавшим законодательством предусматривалось включение спорного периода службы в армии в специальный стаж при условии работы в такой должности (профессии) до службы в рядах Советской Армии, либо после окончания этого периода, он считает, что спорный период прохождения службы в рядах Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в его специальный стаж, поскольку после службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ он работал горнорабочим подземным в "данные изъяты" Указанный период учтен ответчиком при определении его права на досрочную пенсию.
С учетом спорного периода стаж его работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на день принятия ДД.ММ.ГГГГ решения ответчиком составлял 25 лет 13 дней.
Просил признать решение Комиссии Управления ПФР в г.Калтане по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области включить в специальный стаж его работы, который дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях по пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении; назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости по пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с даты возникновения права на пенсию с ДД.ММ.ГГГГ г.
В судебном заседании истец Южиков И.А., поддержал иск.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области - ФИО11, не признала иск.
Решением Калтанского районного суда Кемеровской области от 18.06.2015 г. постановлено (л.д. 45-54):
Исковое заявление Южикова И.А. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о включении периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР в специальный трудовой стаж, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, удовлетворить.
Признать решение Комиссии Управления ПФР в г.Калтане по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.
Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области включить в специальный стаж работы Южикова И. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который дает право на досрочную трудовую пенсию по старости по пп. 11 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года N 173-ФЗ, период прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 25 дней) в календарном исчислении.
Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области назначить Южикову И. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, досрочную трудовую пенсию по старости по пп. 11 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года N 173-ФЗ, с момента возникновения права на досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ года.
В апелляционной жалобе представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области - ФИО12, просит отменить решение суда (л.д. 55-56).
Приводя положения Постановления Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173, Закона РСФСР от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях", пп. "к" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590, указывает, что пенсионным законодательством не предусмотрена возможность включения периодов военной службы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Служба в составе Вооруженных Сил приравнивается к работе указанной только в Списках NN 1 и 2. Южиков И.А. после армии работал по Списку N 1, в связи с этим, каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10 в стаж работы засчитывается 1 год работы как за 9 месяцев.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости согласно п.п. 7-13 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с п. 15 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:
- каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца;
- каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, - за 9 месяцев.
Списком работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 г. N 481, предусмотрена профессия "горнорабочие подземные".
Как следует из материалов дела, Южиков И.А. обратился в суд с требованием о включении периода военной службы в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 25 дней) в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
По сведениям, содержащимся в копии трудовой книжки (л.д. 11-21), копии справки Военного комиссариата (л.д. 10), архивной справке (л.д. 22) истец проходил военную службу в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., после службы с ДД.ММ.ГГГГ работал горнорабочим подземным первого разряда в "данные изъяты"
Истец был занят полный рабочий день на подземных горных работах по добыче угля, и его специальный стаж согласно сведений представленных ответчиком, составил 22 года 10 месяцев 10 дней (л.д. 7-8).
В специальный стаж истцу ответчиком в бесспорном порядке был включен период его работы горнорабочим подземным первого разряда с полным рабочим днем под землей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ после окончания службы в Советской Армии.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный период службы в армии, относится к периодам деятельности истца до 01.01.1992 г. (до вступления в силу Закона РСФСР от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ"), то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, поэтому данный период подлежит включению в льготный стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции, в указанной части постановленного судом решения, и исходит при этом из следующего.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
При разрешении настоящего спора имеет правовое значение данное разъяснение Конституционного Суда РФ, в связи с чем следует учитывать, что в спорный период времени (с 03.08.1972 г.) действовало "Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590.
В соответствии с п. 109 Постановления Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590 - при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Подпунктом "к" п. 109 названного Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, период службы в составе Вооруженных Сил СССР, в органах Министерства внутренних дел СССР, в органах милиции, приравнивался по выбору обратившего за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Поскольку период службы истца в рядах Советской Армии имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то он подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, иное толкование противоречило бы положениям ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-п и от 24.05.2001 г. N 8-П, а также в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. N 320-О.
Кроме того, после службы в рядах Советской Армии истец работал по специальности, дающей ему право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно.
Так же суд пришел к правильному выводу о том, что спорный период службы истца в Советской Армии, подлежит включению в специальный стаж истца в календарном порядке, так как действующее в оспариваемый период "Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590, предусматривало включение периода службы в рядах Советской Армии в льготный стаж для назначения пенсии на льготных условиях наравне с работой, которая следовала за окончанием периода обучения, в календарном порядке.
При этом суд первой инстанции обоснованно учел, что период службы истца приравнивается к периоду работы в качестве горнорабочего подземного на угледобывающем предприятии, который засчитан истцу ответчиком в льготный стаж в календарном порядке, в связи с чем обоснованно не усмотрел оснований для перерасчета включаемого в специальных стаж истца периода службы в Советской Армии, как 1 год за 9 месяцев.
Ссылка ответчика на положения Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, не может быть принята судебной коллегией, поскольку указанные правила подлежат применению в случае, если лицо не выработало требуемый подземный стаж, в то время как в настоящем случае продолжительность льготного стажа истца на день принятия ДД.ММ.ГГГГ решения ответчиком с учетом включенного судом периода службы в Советской Армии превышает 25 лет.
При этом судебная коллегия считает необходимым учесть, что профессия, по которой истец работал после службы в рядах Советской Армии - "горнорабочий подземный", предусматривалась Списком работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 г. N 481, которые в соответствии п. 15 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, подлежат учету в календарном порядке, на что имеется указание в Протоколе Комиссии ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 7-8).
Принимая во внимание, что зачтенный истцу ответчиком в бесспорном порядке льготный трудовой стаж составляет 22 года 10 месяцев 10 дней, а с учетом спорного периода службы истца в рядах Советской Армии, который ответчик необоснованно не включил истцу в льготный стаж, а также периода трудовой деятельности истца после обращения к ответчику с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., его льготный стаж на дату ДД.ММ.ГГГГ (до вынесения оспариваемого решения ответчика) составил более 25 лет, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на ДД.ММ.ГГГГ и соответственно на момент принятия ответчиком решения ДД.ММ.ГГГГ об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, у истца возникло право на назначение такой пенсии в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с чем счел заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия находит указанные выше выводы суда правильными, основанными на материалах дела и требованиях действующего пенсионного законодательства.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, поэтому решение суда, является законным и обоснованным и оснований для его отмены, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам возражений ответчика на заявленные требования, являлись предметом обсуждения суда первой инстанции, не опровергают правильность его выводов, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут быть приняты в качестве основания к отмене постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калтанского районного суда Кемеровской области от 18 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.