Судья Оренбургского областного суда Солопьев В.И. при секретаре Циунель Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО " ****" по доверенности Крючковой Е.В. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Оренбургской области N от 18 ноября 2014 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 мая 2015 года, вынесенные в отношении ООО " ****" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (далее Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области) N от 18 ноября 2014 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 мая 2015 года, ООО " ****" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, защитник ООО " ****" по доверенности Крючкова Е.В. просит постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области N от 18 ноября 2014 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 мая 2015 года, вынесенные в отношении ООО " ****" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав объяснения защитников ООО " ****" Крючковой Е.В., Клениной А.М., поддержавших доводы жалобы, мнение представителя Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Циплаковой И.Н., возражающей против удовлетворения жалобы, оснований для удовлетворения указанной жалобы не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии со ст. 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" (далее - Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека) санитарно- эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
На основании п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 года N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых бытовых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории.
Данные правила являются обязательными на всей территории Российской Федерации и для всех лиц, ответственных за содержание жилищного фонда.
В силу п. 2.2.3 СанПиНа 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Из п. 8.2.5 "СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" следует, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Настоящее дело об административном правонарушении возбуждено Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области на основании жалобы ФИО на неудовлетворительное санитарное состояние контейнерной площадки для сбора бытовых отходов, расположенной на пересечении (адрес).
При производстве по данному делу установлено, что на 11 часов 00 минут 15 августа 2014 года указанная контейнерная площадка была установлена с нарушениями требований п. 2.2.3 СанПиНа 42-128-4690-88, п. 8.2.5 "СанПиН 2.1.2.2645-10:
- контейнерная площадка не была ограждена по периметру бордюром и зелеными насаждениями;
- она имела 8 контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, 5 из которых были установлены на бетонированное основание, имеющего по периметру защитное ограждение, а 3 - непосредственно на грунт;
- расстояние от контейнерной площадки до жилых домов составило: 11,2 м. до жилого дома (адрес), 16,0 м. - до жилого дома (адрес) при гигиеническом нормативе не менее 20 м.
ООО " ****" в силу договора управления многоквартирным домом от 1 апреля 2010 года осуществляет обслуживание многоквартирного жилого дома по адресу: (адрес).
Целью договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, выполнения работ по текущему и капитальному ремонту мест общего пользования, а также предоставление коммунальных услуг собственникам.
В силу п. 2.2.1 Устава ООО " ****" основным видом деятельности общества является управление эксплуатацией жилого фонда, в том числе создание условий нормальной эксплуатации жилых помещений.
В соответствии с п.п. "д" п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме относится к услуге по содержанию жилого помещения, оплачиваемой в соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, нанимателями и собственниками помещений в многоквартирном доме.
Из представленных в материалы дела договоров ООО " ****" с ООО " ***" по оказанию услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора усматривается, что ООО " ****" взяла на себя обязательство по организации и оборудованию площадки для сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора в соответствии с санитарными правилами.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты являются общим имуществом многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Подпункт "ж" п. 1 вышеназванных Правил N 491 предусматривает, что к общему имуществу многоквартирного дома относит не только земельный участок, но и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая, контейнерные площадки, трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Пунктом 42 Правил N 491 установлено, что управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Таким образом, обязанность по установке контейнерных площадок, их содержанию и соблюдению санитарных требований и нормативов лежит на собственниках многоквартирных домов в лице избранных ими управляющих организаций.
Следовательно, в рассматриваемом случае именно ООО " ****" является надлежащим субъектом ответственности за отмеченные выше нарушения санитарно-эпидемиологических требований.
Кроме того, из письма администрации Южного округа г. Оренбурга (исх. N от 7 августа 2014 года) следует, что контейнерная площадка, расположенная на пересечении (адрес), находится на балансе ООО " ****".
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе выяснение вопроса о виновности лица в совершении административного правонарушения.
Вопросы виновности ООО " ****" исследованы в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ООО " ****" приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалах дела не имеется. Доказательства объективной невозможности выполнить требования закона материалы дела не содержат.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.4 КоАП РФ.
Административное наказание ООО " ****" назначено в пределах санкции ст. 6.4 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение вынесенных по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда, при производстве по делу не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 и 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Оренбургской области N от 18 ноября 2014 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 мая 2015 года, вынесенные в отношении ООО " ****" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника ООО " ****" по доверенности Крючковой Е.В. - без удовлетворения.
Судья Оренбургского
областного суда В.И. Солопьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.