Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Жуковой Н.А.
судей - Макаровой Л.В. и Комаровской Е.И.
при секретаре Антонове И.А.,
с участием заявителя Т., представителя Администрации Великого Новгорода Матюшкиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 августа 2015 года по докладу судьи Комаровской Е.И. дело по апелляционной жалобе Т. на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 21 мая 2015 года, которым заявление Т. к Администрации Великого Новгорода об оспаривании постановления Администрации Великого Новгорода от 12.03.2015 г. N1002 об отказе в признании малоимущим и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении оставлено без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Т. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Администрации Великого Новгорода от 12.03.2015 г. N1002, которым в признании его малоимущим и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении отказано.
В обоснование заявленных требований Т. указал, что является пенсионером Министерства обороны РФ, в 1998 году уволен с военной службы в связи с сокращением штатов, имеет выслугу свыше десяти лет. При увольнении с военной службы и в последующем жильем за счет средств федерального бюджета обеспечен не был, собственного жилья не имеет, в настоящее время нуждается в приобретении жилья, право на предоставление которого имеет в соответствии со статьей 49 ЖК РФ и статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В целях реализации своих жилищных прав в январе 2015 года обратился в Администрацию Великого Новгорода с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принятии на учет. Однако оспариваемым постановлением Администрации Великого Новгорода в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ему отказано ввиду того, что им не были представлены в полном объеме сведения о доходах, подтверждающих его статус малоимущего, а также факт постоянного проживания в Великом Новгороде.
Считая данный отказ незаконным, Т. указал, что для принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как бывшего военнослужащего, не требуется определение его статуса как малоимущего, достаточным является установление факта его нуждаемости в жилом помещении, что Администрацией Великого Новгорода сделано не было. Считает, что им представлено было достаточно доказательств, подтверждающих, что местом его постоянного жительства с 2013 года является Великий Новгород.
В целях восстановления своих нарушенных прав Т. просил признать незаконным постановление Администрации от 12.03.2015 г. N1002 и обязать Администрацию Великого Новгорода принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Т. ставит вопрос об отмене решения суда как постановленного при неправильном применении норм материального и процессуального права, указав также, что суд первой инстанции не принял все необходимые меры к всестороннему и полному исследованию доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Т. проходил военную службу по контракту, заключенному до 01.01.1998 г., в техническо-эксплуатационной части " ... ", имеет выслугу в календарном исчислении 16 лет, в льготном исчислении - более 22 лет.
Приказом командующего военно-воздушными силами Краснознаменного северного флота от 15.06.1998 г. заявитель уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями на основании пп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно приказу от 16.07.1998 г. N 133 командира войсковой части " ... " Т. исключен с 17.07.1998 г. из списков личного состава воинской части и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат г. " ... " с последующим убытием в военный комиссариат " ... " - по избранному военнослужащим месту постоянного жительства.
Согласно материалам личного дела NПН-30781 Т., последний при увольнении с военной службы проживал в 2-комнатной квартире, принадлежащей Министерству обороны РФ, расположенной в закрытом административном территориальном образовании по адресу: " ... ".
Заочным решением Североморского городского суда Мурманской области от 04.05.2011 г. Т. признан утратившим право пользования данным жилым помещением и 31.05.2011 г. снят с регистрационного учета по указанному адресу.
С 15.02.2013 г. Т. зарегистрирован по месту пребывания в Великом Новгороде по адресу: Великий Новгород, " ... " сроком до15.02.2018 г.
В январе 2015 года Т. обратился в Администрацию Великого Новгорода с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, указав, что имеет статус военного пенсионера.
12.03.2015 г. Администрацией Великого Новгорода принято постановление N1002, которым в признании малоимущим и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Т. отказано по основаниям неполного представления им документов, предусмотренных частью 4 статьи 52 ЖК РФ.
При этом как следует из указанного постановления, право заявителя на обеспечение жильем как бывшего военнослужащего, гарантированного Федеральным законом от 27.05.1998 года N76-ФЗ (ред. от 28.12.2013 года N405-ФЗ) "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон), Администрацией Великого Новгорода не оспаривалось.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 15 данного Федерального закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 18 статьи 15 данного Федерального закона право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях обеспечения военнослужащего жилым помещением предоставляется ему один раз.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно статье 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Исходя из положений статьи 2 Закона РФ от 25.06.1993 г. N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации", место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
При принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете (часть 4 статьи 52).
Согласно подпункту "б" пункта 4 части 2 статьи 4 Областного закона от 06.07.2005 г. N490-ОЗ "О порядке ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и о периоде, предшествующем предоставлению такого жилого помещения гражданину, в течение которого учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями" к числу документов, прилагаемых к заявлению, которые гражданин подает в орган местного самоуправления для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, относятся документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином и членами его семьи (договор социального найма, договор найма или поднайма, справка с места жительства о составе семьи и занимаемой площади).
Отказывая Т. в удовлетворении заявленных им требований, и признавая решение Администрации Великого Новгорода об отказе Т. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд первой инстанции исходил из непредставления заявителем при обращении в Администрацию доказательств, подтверждающих его постоянное проживание в Великом Новгороде.
Оснований не согласиться с данным выводом суда судебная коллегия не находит, поскольку представленные заявителем документы: справка о регистрации по месту пребывания, справка о выплате военным комиссариатом Новгородской области ему пенсии и получении в Великом Новгороде банковской карты, не свидетельствуют о том, что он постоянно проживает в Великом Новгороде.
Как следует из заочного решения Североморского городского суда Мурманской области от 04.05.2011 г., признавшего Т. утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: " ... ", Т. в 1999 году выехал на Украину и постоянно там проживал (л.д.66).
Согласно объяснениям Т., данным в суде апелляционной инстанции, после снятия его с регистрационного учета по указанному выше адресу и приостановления Североморским военным комиссариатом ему выплаты пенсии, он два года жил и работал в Москве, в 2013 году приехал в Великий Новгород, проживает в жилом помещении, расположенном: Великий Новгород, " ... ", принадлежащем жене его племянника. При этом документов, подтверждающих основания проживания в данном жилом помещении (договор найма, договор безвозмездного пользования), Т. не представлено.
Согласно материалам личного дела Т. ПН-30781 сведения об изменении заявителем ранее избранного им в качестве места своего постоянного жительства - " ... " на г.Великий Новгород отсутствуют.
Исследовав в совокупности все обстоятельства дела, надлежаще оценив представленные доказательства, дав верное толкование нормам действующего гражданского и жилищного законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности принятого Администрацией Великого Новгорода в отношении Т. решения.
Доводы жалобы Т. о том, что факт его постоянного проживания в Великом Новгороде мог быть подтвержден свидетельскими показаниями, в допросе которых ему судом отказано, не могут быть приняты во внимание, поскольку данный факт должен подтверждаться письменными доказательствами при обращении с заявлением в орган местного самоуправления.
Таким образом, принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 21 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.А. Жукова
Судьи Л.В. Макарова
Е.И. Комаровская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.