Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего Колокольцева Ю.А.
судей Сергейчика И.М. и Котовой М.А.
при секретаре Антонове И.А.
с участием представителя истца Андреева А.Н.-Андреевой М.Г. и представителя ответчика Байковой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой М.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 04 июня 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Андреев А.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента по ЖКХ и ТЭК Новгородской области (далее - Департамент) в предоставлении единовременной денежной выплаты, указав, что является ветераном Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий. При обращении в Департамент с заявлением о предоставлении ему единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, получил отказ по тем основаниям, что обеспеченность общей площадью жилого помещения его семьи составляет более учетной нормы, установленной в п. Крестцы решением Совета депутатов от 23.03.2011 г. N50 в размере 14 кв.м. С отказом он не согласен, полагает, что его права нарушены, просит признать незаконным решение Департамента от 13.03.2015 г. N КХ-857-И и обязать Департамент принять решение о предоставлении ему единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Крестецкого городского поселения, Андреева В.Я., Андреев О.А.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 04 июня 2015 года иск Андреева Алексея Николаевича удовлетворен и постановлено:
Признать незаконным решение Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области от 13.03.2015 года N КХ-857-И.
Обязать Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области принять решение о предоставлении Андрееву Алексею Николаевичу, 22.03.1928 года рождения, денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
С данным решением суда не согласен Департамента по ЖКХ и ТЭК Новгородской области, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, просит в удовлетворении требований, заявленных Андреевым А.Н. отказать, поскольку истец не является нуждающимся в улучшении жилищных условий по причине указания в договоре дарения земельного участка с жилым домом от 23.10.2008 года условия, что истец и его жена Андреева В.Я. сохраняют право проживания в доме, отчужденном истцом. Приводит положения ст.450 и 451 ГК РФ об изменении или расторжении договора по решению суда, полагая, что истец вправе в случае ущемления его жилищных прав расторгнуть указанный договор дарения.
В возражениях на апелляционную жалобу Андреев А.Н. указал на законность и обоснованность решения суда, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда отмене или изменению не подлежит по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что правовое регулирование общественных отношений, касающихся предоставления социальной защиты ветеранам, инвалидам Великой Отечественной войны, должно осуществляться на началах преемственности; государство не может произвольно уменьшать обусловленный особым статусом ветеранов Великой Отечественной войны, выполнивших свой воинский долг и имеющих заслуги перед Отечеством, объем ранее предоставленных им социальных гарантий.
Судом первой инстанции установлено, что Андреев А.Н., " ... " года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением, выданным 14.05.2007 г. Комитетом по социальным вопросам Крестецкого района и имеет право на предоставление мер социальной поддержки.
Постановлением Администрации Крестецкого городского поселения от 27.03.2014 г. Андреев А.Н. в соответствии с п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ признан нуждающимся в улучшении жилищных условий составом семьи два человека (супруга Андреева В.Я.).
Постановлением Администрации Крестецкого муниципального района от 18.08.2014 г. N802 Андреев А.Н. включен в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
04.03.2015 г. учетное дело Андреева А.Н. поступило в Департамент по ЖКХ и ТЭК Новгородской области.
13.03.2015 г. Департаментом принято решение N КХ-857-И об отказе Андрееву А.Н. в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в связи с тем, что обеспеченность общей площадью жилого помещения семьи истца составляет более учетной нормы, установленной в п. Крестцы решением Совета депутатов от 23.03.2011 г. N50 в размере 14 кв.м.
Согласно п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как следует из письменных материалов дела, с 27.12.1972 г. Андреев А.Н. и его супруга Андреева В.Я. зарегистрированы и проживают в жилом доме общей площадью 48,4 кв.м, расположенном по адресу: " ... ". Иных лиц в жилом доме не зарегистрировано.
23.10.2008 г. между Андреевым А.Н. (даритель) и Андреевым О.А. (одаряемый) заключен договор дарения земельного участка с жилым домом по адресу: " ... ", согласно которому Андреев А.Н. и Андреева В.Я. сохраняют право проживания в жилом доме (пункт 7).
19.11.2008 г. право собственности Андреева О.А. на полученный в дар жилой дом зарегистрировано Управлением Росреестра по Новгородской области, о чем сделана регистрационная запись " ... ".
В силу ч.1 ст.31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Учитывая вышеприведенную норму, суд первой инстанции верно указал, что истец Андреев А.Н. не является членом семьи Андреева О.А., поскольку общее хозяйство с сыном он не ведет, совестного бюджета они не имеют. Андреев О.А. зарегистрирован и проживает по адресу: " ... ", членом его семьи является его супруга - Андреева Н.И.
Статьей 1 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) установлены категории ветеранов, в том числе, категория ветераны Великой Отечественной войны.
Согласно п.п. "з" п.п.1 п.1 ст.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", к ветеранам Великой Отечественной войны отнесены участники Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев.
Перечень мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны определен в ст.15 Закона "О ветеранах", согласно п.п.3 п.1 которой участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в п.п. "а" - "ж" и "и" п.п.1 п.1 ст.2 настоящего Федерального закона, предоставляются такие меры социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно п.3 ст.15 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии со ст.21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу п.1 ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как следует из п.2 ст.23.2, средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (п.п.4, 5 ст.23.2).
Согласно п.11 ст.23.2 указанного Закона определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Вывод суда первой инстанции о том, что Андреев А.Н. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку он является ветераном Великой Отечественной войны, непосредственно участвовал в боевых действиях, находится в преклонном возрасте и не имеет благоустроенного жилого помещения ни на праве собственности, ни по договору социального найма, а обеспеченность жилой площадью каждого из членов его семьи составляет менее 14 кв.м, является правильным.
В силу п.1.2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Администрации Новгородской области от 05.05.2006 г. N 228, меры социальной поддержки в форме социальных выплат для обеспечения жильем предоставляются категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
Согласно положениям п.2.2 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов, предусмотренных пунктами 2.1, 2.1-1 Порядка, орган местного самоуправления (городского округа, поселения) в срок, не превышающий 40 рабочих дней со дня получения указанных заявления и документов, принимает решение о включении либо об отказе во включении в список граждан - получателей социальных выплат (далее - список).
Учитывая установленные при рассмотрении данного спора обстоятельства, суд пришел к правильному выводу, что имеются основания для возложения на ответчика обязанности включить истца в список ветеранов Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были известны суду при разрешении спора по существу и обоснованно отклонены, как несостоятельные.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не установила.
На основании изложенного, руководствуясь ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 04 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.А. Колокольцев
Судьи И.М. Сергейчик
М.А. Котова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.