Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Самойленко В.Г.
судей
Малич Р.Б.
Койпиш В.В.
с участием прокурора
Коньялыоглу И.Б.
при секретаре
Измайловой И.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ловозерского района Мурманской области действующего в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области о возложении обязанности организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки мусора
по апелляционной жалобе Главы администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области Дюсембаева Г.К.
на решение Ловозерского районного суда Мурманской области от 10 июля 2015 года, которым постановлено:
"Исковое заявление прокурора Ловозерского района Мурманской области действующего в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области, о понуждении организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки мусора, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области, в срок до _ _ ноября 2015 года организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки мусора, расположенной в автогородке N * у гаражей N * г.п. ... района ... области".
Заслушав доклад председательствующего, возражения относительно жалобы прокурора Мурманской областной прокуратуры Коньялыоглу И.Б., полагавшей решение суда законным и обоснованным,
судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ловозерского района Мурманской область, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области о возложении на нее обязанности организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки мусора.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства Российской Федерации на территории муниципального образования г.п. ... района _ _ июня 2015 года на территории автогородка N * у гаражей NN * установлено наличие бытовых отходов, объем которых составляет не менее *** кубических метров.
Размещение указанных отходов на территории автогородка нарушает положения федерального законодательства, предусматривающего право граждан на благоприятную окружающую среду, а также устанавливающего обязанности органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу положений Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также Устава муниципального образования г.п. Ревда Ловозерского района в полномочия органов местного самоуправления входит организация сбора и вывоза бытовых отходов.
Однако, органами местного самоуправления муниципального образования городское поселение Ревда меры, направленные на ликвидацию указанной несанкционированной свалки, не приняты.
Просил обязать администрацию муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области в срок до _ _ ноября 2015 года организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки мусора, расположенной в автогородке N * у гаражей N * г.п. ... района ... области.
В судебном заседании заместитель прокурора Цыпышев Э.Ю. иск поддержал.
Представитель ответчика администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области Оробейко С.Д. иск не признал.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Глава администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области Дюсембаев Г.К. просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы указывает, что исполнение решения суда невозможно по объективным причинам, приводит доводы об отсутствии финансирования, необходимого для исполнения решения суда. Обращает внимание, что в 2015 году администрацией осуществлены мероприятия по ликвидации 2 несанкционированных свалок в п. ... , в связи с чем в бюджете муниципального образования отсутствуют денежные средства на данные цели.
Указывает, что исполнение решения суда будет возможным в 2016 году после формирования бюджета на очередной финансовый год.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ловозерского района Мурманской области Лоскутов В.П. просит решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание лица, поскольку в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, его неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с положениями статей 2, 9, 18, 42, 58 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на благоприятную окружающую среду, является обязанностью государства.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, которыми являются, в том числе, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственность за нарушение законодательства в области окружающей среды.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Пункт 1 статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аналогичная норма содержится и в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" (статья 51).
На основании пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2).
Положениями части 2 статьи 13 Федерального закона года N 89-ФЗ также установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), должен определяться органами местного самоуправления и соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Как следует из материалов дела, земельный участок в районе гаражей N * автогородка N * г.п. ... района ... области расположен в границах территории муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области.
Судом установлено, что на указанной территории находится несанкционированная свалка мусора, состоящая из бытовых отходов, объемом не менее *** кубических метров, что подтверждается материалами проверки соблюдения природоохранного законодательства, проведенной ***2015 года заместителем прокурора Ловозерского района Мурманской области.
Установив, что на день рассмотрения дела мусор на указанной территории не убран, что не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика, исходя из приведенных норм материального права, суд пришел к правильному выводу о возложении обязанности организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки на администрацию муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области, на землях которого находится данная свалка, так как организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Поскольку ответчиком не предпринимаются меры к сбору и вывозу свалки мусора, что влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск прокурора Ловозерского района, предоставив ответчику разумный срок для устранения несанкционированной свалки.
Довод апелляционной жалобы о том, что бюджетом администрации муниципального образования не предусмотрены денежные средства для ликвидации несанкционированных свалок, не влечет отмену правильного решения суда, поскольку отсутствие денежных средств не является в данном случае основанием для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.
Срок исполнения решения установлен судом с учетом обстоятельств дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения. При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением в соответствии со статьями 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о предоставлении отсрочки исполнения решения.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Нарушений норм процессуального права и норм материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ловозерского районного суда Мурманской области от 10 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области Дюсембаева Г.К. - без удовлетворения.
председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.