Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю.,
при секретаре Б.А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя администрации Волгоградской области - М.Н.А. на постановление заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП по Волгоградской области Б.С.Г. от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении " ... ",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП по Волгоградской области Б.С.Г. от ДД.ММ.ГГГГ " ... " была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ вышеназванное постановление должностного лица УФССП оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением административного органа от ДД.ММ.ГГГГ и решением судьи районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, представитель администрации Волгоградской области - М.Н.А., подала в Волгоградский областной суд жалобу, в которой просит названные акты, как незаконные, отменить.
Проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя администрации Волгоградской области - М.Н.А., прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена юридическая ответственность.
Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как следует из протокола об административном правонарушении N " ... " составленного судебным приставом-исполнителем С.Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ администрации Волгоградской области являясь должником по исполнительному производству N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ не исполнила требования исполнительного документа: исполнительного листа ВС N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ выданного Волжским городским судом Волгоградской области по делу N " ... ", вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ., предметом исполнения являлось: обязать " ... " предоставить С.А.И. вне очереди по договору социального найма в городе Волжском Волгоградской области отдельное благоустроенное жилое помещение на состав семьи один человек общей площадью не ниже установленных норм предоставления жилых помещений с учетом права С.А.И., как инвалида на дополнительную жилую площадь в отношении должника: " ... ", адрес должника: "адрес" в пользу взыскателя: С.А.И., адрес взыскателя: "адрес".
В дальнейшем как следует из пояснений представителя лица привлекаемого к административной ответственности судебным приставом- исполнителем была произведена замена должника на " ... ".
Данные требования исполнительного документа должник администрация Волгоградской области не исполнила.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" к исполнительным документам, направляемым (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю относятся, в том числе исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.
Согласно ч.1 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Часть 11 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ гласит, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Часть первая статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, устанавливающая общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия, предусматривает, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП по Волгоградской области Т.А.Е. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N " ... ".
Согласно положениям ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации; невыполнение законных требований судебного пристава, а также действия, препятствующие исполнению служебных обязанностей судебным приставом, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривает, что в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП по Волгоградской области Т.А.Е., в связи с неисполнением решения в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с администрации Волгоградской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В соответствии с ч.2 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении предусмотренный ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.
Согласно ч.1 ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые должностными лицами службы судебных приставов со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
В силу ч.4 ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.
По смыслу указанных норм во взаимосвязи с положениями ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" новый срок после взыскания исполнительского сбора должнику устанавливается судебным приставом-исполнителем в виде постановления.
Приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " утверждена форма- N " ... " постановления о назначении нового срока исполнения, которое выносится непосредственно после постановления о взыскании исполнительского сбора.
Между тем, как следует из материалов административного дела судебным приставом-исполнителем постановление о назначении нового срока исполнения в нарушение ч.1 ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" после взыскания исполнительского сбора вынесено не было.
При этом, имеющееся в материалах административного дела требование судебного пристава-исполнителя обязывающего администрацию Волгоградской области выполнить требования исполнительного документа в течении пяти дней, по своему смыслу и содержанию постановлением о назначении нового срока исполнения не является.
Приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " такого вида требования в качестве документа выносимого судебным приставом-исполнителем в ходе исполнительного производства также не установлено.
Кроме того, указанное требование было вынесено должностным лицом ФССП ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении восьми месяцев с момента неисполнения должником требований судебного пристава-исполнителя о добровольном исполнении требований содержащихся в исполнительном документе и взыскания исполнительского сбора, в связи с чем, установить срок привлечения администрации Волгоградской области к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ не представляется возможным.
ДД.ММ.ГГГГ, в связи с неисполнением данного требования должностным лицом ФССП был составлен протокол об административном правонарушении N " ... " предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в отношении администрации Волгоградской области, несмотря на то обстоятельство, что новый срок для исполнения требований после взыскания исполнительского сбора постановлением судебного пристава-исполнителя не назначался.
Постановлением заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП по Волгоградской области Б.С.Г. от ДД.ММ.ГГГГ администрация Волгоградской области была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Из диспозиции ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ вменяемой администрации Волгоградской области следует, что правонарушение выражается в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Таким образом, вменение администрации Волгоградской области неисполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, то есть нарушения, за которое предусмотрена ответственность по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, является необоснованным, поскольку этот срок фактически установлен не был.
При таких обстоятельствах, постановление заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП по Волгоградской области Б.С.Г. от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации Волгоградской области нельзя признать законными вследствие чего они подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации Волгоградской области подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП по Волгоградской области Б.С.Г. от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении " ... " отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Волгоградского
областного суда Коробицын А.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.