судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Жабиной Н.А.,
судей Волковой И.А., Горковенко В.А.,
при секретаре П,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску КИЕ к Федеральному государственному казённому учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казённому учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
по апелляционным жалобам Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казённого учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации,
на решение Калачёвского районного суда Волгоградской области от 13 января 2015 года, которым исковые требования КИЕ к Федеральному государственному казённому учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казённому учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Волковой И.А., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
КИЕ обратилась в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному казённому учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ), Федеральному государственному казённому учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ), Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на "адрес" в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ на основании решения жилищной комиссии войсковой части " ... " N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ её бывшему супругу КВП, как военнослужащему была предоставлена двухкомнатная "адрес" на состав семьи из трёх человек, включая её и сына КАВ
Брак между ней и КВП расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время в квартире зарегистрированы она, её сын КАВ, который дал нотариальное согласие на приватизацию спорной квартиры истцом, бывший супруг КВП так же дал нотариальное согласие на приватизацию спорной квартиры за истцом.
В связи с отсутствием препятствий в приватизации квартиры, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением о разрешении ей приватизации занимаемой ею спорной квартиры в ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, так как право на приватизацию она ранее не использовала. На указанное обращение истица получила письменный ответ, из которого следовало, что спорная квартира является служебной и приватизации не подлежит. Однако указанная квартира была предоставлена её бывшему супругу ДД.ММ.ГГГГ, и на момент предоставления не являлась служебной, поскольку к разряду таковых спорная квартира была отнесена только ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации Калачёвского района Волгоградской области N 759 от 31 октября 2002 года.
Таким образом, полагает, что со времени получения спорной квартиры она пользовалась ею на условиях договора социального найма, в связи с чем отсутствуют основания для отказа в приватизации.
Просила суд признать отказ ФГКУ "Северо-Кавказского территориального управления имущественных отношений" МО РФ в приватизации квартиры, расположенной по адресу: "адрес", незаконным, признать за ней право пользования указанным жилым помещением, на условиях социального найма, а также признать за ней право собственности в порядке приватизации на указанное жилое помещение.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционных жалобах Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ оспаривают постановленное судом решение и просят его отменить, считая, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьёй 327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, обсудив указанные доводы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены либо изменения судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения.
Согласно статье 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения, причём в качестве таковых используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных законом. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определённому виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным и муниципальным жилищным фондом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации уполномочено принимать решения о включении жилых помещений в специализированный жилой фонд и об исключении их из указанного фонда.
Согласно разъяснениям, приведённым в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду с учётом положений пункта 2 части 3 статьи 11 и части 2 статьи 99 ЖК РФ может служить основанием для признания недействительным договора найма специализированного жилого помещений.
Положением статьи 2 Федерального закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04 июля 1991 года N1541-1 (далее по тексту - Закон о приватизации жилищного фонда в РФ) предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных Законом о приватизации жилищного фонда в РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со статьёй 6 Закона о приватизации жилищного фонда в РФ передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплён жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казёнными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ДД.ММ.ГГГГ бывшему супругу КИЕ КВП на основании решения жилищной комиссии войсковой части N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " на состав семьи из трёх человек была предоставлена служебная двухкомнатная "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ брак между КИЕ и КВП расторгнут.
В настоящее время в квартире зарегистрированы истец КИЕ и её сын КАВ
Из справки Филиала " " ... "" ОАО " " ... "" РЭР N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " следует, что ДД.ММ.ГГГГ КВП снялся с регистрационного учёта из спорной квартиры и в настоящее время в ней зарегистрированы и проживают КИЕ и КАВ
Бывший супруг КИЕ КВП и сын КАВ дали нотариально удостоверенное согласие на приватизацию истцом занимаемого жилого помещения и отказались от принадлежащего им права на приватизацию указанной квартиры.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 1470-Р военный городок "адрес" исключён из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Министерства обороны Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ КИЕ обратилась в ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ с просьбой дать разрешение на приватизацию жилого помещения по адресу: "адрес", из ответа которого следует, что указанная квартира является служебной и приватизации не подлежит.
По запросу суда из архивного отдела Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области были предоставлены надлежащим образом заверенное Постановление администрации Калачёвского района Волгоградской области N 759 от 31 октября 2002 года и перечень служебных квартир, согласно которого указанная спорная квартира была отнесена к числу служебных.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что какие-либо препятствия для решения вопроса о приватизации отсутствуют, поскольку КИЕ зарегистрирована и проживает в спорной квартире с 2002 года, при этом ранее право на приватизацию истец не использовала.
Также судом первой инстанции было обоснованно указано, что на день предоставления КВП жилого помещения действовал Жилищный кодекс РФСФР, утверждённый ВС РСФСР 24 июня 1983 года (далее по тексту - ЖК РСФСР), статьёй 51 которого было предусмотрено, что договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при её отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
Согласно статье 106 ЖК РСФСР с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.
Ордер на "адрес" содержит отметку о том, что квартира является служебной, однако указанная квартира была признана служебной после её предоставления бывшему супругу истца на основании Постановления администрации Калачёвского района Волгоградской области, при этом договор найма служебного жилого помещения с КВП не заключался и доказательств обратного ответчиками не представлено.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и обстоятельствах дела, в связи с чем доводы апелляционных жалоб Министерства обороны РФ и ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ о том, что спорное жилое помещение имеет статус "служебного", не могут быть приняты во внимание.
Доводы апелляционных жалоб Министерства обороны РФ и ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ об отсутствии доказательств того, что спорная квартира предоставлена истцу, как нуждающейся в улучшении жилищных условий и состоящей на соответствующем учёте, не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку на спорную квартиру распространяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При таких данных судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда, полагая, что его выводы основаны на законе и соответствуют материалам дела.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения и которые в соответствии со статьёй 330 ГПК РФ являются основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калачёвского районного суда Волгоградской области от 13 января 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казённого учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна:
19 августа 2015 года
Судья
Волгоградского областного суда И.А. Волкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.