Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Белозеровой Л.В.,
судей Вахониной А.М., Теплова И.П.,
при секретаре Журавлевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Вологодского района в интересах неопределенного круга лиц на решение Вологодского районного суда Вологодской области от 29 июня 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Вологодского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вологодского муниципального района, Управлению образования Вологодского муниципального района, Департаменту образования Вологодской области о возложении обязанности обеспечить перерасчеты и выплаты отраслевого коэффициента педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных организаций Вологодского муниципального района в соответствии с постановлением администрации Вологодского района от 29 октября 2009 года N 2027 "Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования Вологодского муниципального района" - отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В., представителей ответчика - Департамента образования Вологодской области по доверенностям Шаниной Н.С., Шепель И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокуратурой Вологодского района Вологодской области проведена проверка исполнения трудового законодательства при начислении и выплате заработной платы педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных организаций Вологодского муниципального района, в ходе которой установлено, что финансирование фонда оплаты труда работников общеобразовательных организаций Вологодского муниципального района в 2013-2014 годах производилось за счет субвенции областного бюджета бюджету района на обеспечение общеобразовательного процесса в муниципальных общеобразовательных организациях.
Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных образований на обеспечение общеобразовательного процесса в муниципальных общеобразовательных организациях области в 2013 году регулировался постановлением Правительства Вологодской области от 05 апреля 2005 года N 437 (с последующими изменениями), в 2014 году постановлением Правительства Вологодской области от 13 января 2014 года N 3.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Вологодской области от 17 октября 2008 года N 1862-03 "Об оплате труда работников государственных учреждений области" Правительством Вологодской области принято постановление от 30 октября 2008 года N 2099 "Об оплате труда работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (государственных образовательных учреждений области)".
Во исполнение данных нормативных актов администрацией Вологодского муниципального района принято постановление от 29 октября 2009 года N 2027 "Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений, подведомственных управлению образования Вологодского муниципального района".
Постановлениями Правительства Вологодской области размер отраслевого коэффициента для должностей педагогических работников учреждений общего образования был увеличен с 01 декабря 2013 года с 1,46 до 1,53 по постановлению Правительства Вологодской области от 09 декабря 2013 года N 1262 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 30 октября 2008 года N 2099" и с 01 сентября 2014 года с 1,53 до 1,64 по постановлению Правительства Вологодской области от 07 октября 2014 года N 870 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 30 октября 2008 года N 2099".
Администрацией Вологодского района своевременно вносились изменения в нормативные правовые акты по увеличению размера отраслевого коэффициента с 1,46 до 1,53 и с 1,53 до 1,64, однако данная информация начальником Управления образования Вологодского района П. до сведения руководителей образовательных учреждений доведена не была. Руководителям общеобразовательных организаций была направлена недостоверная информация (письмо от 30 октября 2014 года N 647/1-19) о повышении размера отраслевого коэффициента с 1,46 до 1,53 с 01 сентября 2014 года.
Согласно тарификационным спискам общеобразовательных организаций Вологодского муниципального района на 2013-2014 учебный год отраслевой коэффициент с 01 сентября 2013 года составлял 1,46, в течение года изменения в тарификационные списки не вносились. Отраслевой коэффициент в период с 01 сентября 2013 года по 31 августа 2014 года выплачивался в размере 1,46.
В 2014-2015 учебном году отраслевой коэффициент с 01 сентября 2014 года составил 1,53 и в течение учебного года не изменялся.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой Вологодского района 23 января 2015 года в адрес главы Вологодского муниципального районо внесено представление, однако, перерасчет отраслевого коэффициента произведен не был.
03 апреля 2015 года повторно внесено представление с требованием произвести перерасчет и выплату отраслевого коэффициента, однако администрация Вологодского муниципального района отказалась производить перерасчеты.
Ссылаясь на бездействие, прокурор Вологодского муниципального района Баскакова Т.Н., действующая в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском к администрации Вологодского муниципального района, Управлению образования Вологодского муниципального района о возложении на администрацию Вологодского муниципального района и Управление образования Вологодского муниципального района обеспечить перерасчеты и выплату отраслевого коэффициента педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных организаций Вологодского муниципального района в соответствии с постановлением администрации Вологодского района от 29 октября 2009 года N 2027 "Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования Вологодского муниципального района", за период с 01 декабря 2013 года J по 01 сентября 2014 года с 1,46 до 1,53, за период с 01 сентября 2014 года по 31 декабря 2014 года с 1,53 до 1,64.
Определением Вологодского районного суда Вологодской области от 03 июня 2015 года администрация Вологодского муниципального района исключена из числа ответчиков. В качестве соответчика по делу привлечен Департамент образования Вологодской области; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное бюджетное образовательное учреждение Вологодского муниципального района "Майская средняя общеобразовательная школа" (далее - МБОУ BMP "Майская средняя общеобразовательная школа").
В судебном заседании представитель прокуратуры Вологодского муниципального района Миронова Н.Г. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Управления образования Вологодского муниципального района Попова Т.Е. исковые требования не признала, суду пояснила, что финансирование фонда оплаты труда образовательных организаций Вологодского муниципального района производится за счет субвенций из областного бюджета, которые в 2014 году составили 278 894,9 тыс. руб., из них: на выплату заработной платы 274 357,0 тысяч рублей, на учебные расходы - 4 537,9 тысяч рублей. Постановлениями Правительства Вологодской области был увеличен отраслевой коэффициент, но общий объем финансирования фонда оплаты труда в сравнении с 2013 годом и в результате перераспределения полномочий между уровнями бюджетов и субвенциями снизился на 23 443,9 тысяч рублей. Администрацией Вологодского муниципального района своевременно вносились изменения по увеличению отраслевого коэффициента, все изменения были своевременно опубликованы и размещены на официальном сайте Вологодского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Никакой другой информации до руководителей общеобразовательных учреждений дополнительно не доводилось. Руководители общеобразовательных организаций не внесли изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие оплату труда работников, не внесли изменения в их трудовые договоры. Письмом от 30 октября 2014 года N 647/1-19 была направлена информация, содержащая техническую ошибку о повышении с 01 сентября 2014 года размера отраслевого коэффициента с 1,46 до 1,53. При повышении отраслевого коэффициента необходимо было провести сокращение численности штата и изменение объема стимулирующих выплат, что не было сделано во избежание социальной напряженности.
Полагала, что невнесение изменений в локальные акты организаций, в части увеличения отраслевого коэффициента для педагогических работников, не повлекло недополучения ими заработной платы в полном объеме. Все денежные средства областного бюджета, поступившие в виде субвенций на образовательный процесс, получены и направлены в общеобразовательные организации в полном объеме в соответствии с действующими нормативами (по количеству классов- комплектов). С 01 января 2015 года применяется отраслевой коэффициент 1,64, компенсационные выплаты уменьшены.
Представители ответчика Департамента образования Вологодской области по доверенности Вишнякова Н.И. и Шананина Н.С исковые требования не признали, пояснив, что Департамент образования Вологодской области выполнил в полном объеме обязанность по предоставлению субвенций местному бюджету Вологодского муниципального района, в том числе на оплату труда работников общеобразовательных организаций, и, следовательно, является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку распределение средств субвенции между образовательными учреждениями Вологодского муниципального района осуществляется Управлением образования Вологодского муниципального района самостоятельно. Решение о повышении отраслевого коэффициента принимал Вологодский район. Дополнительных средств для этого не выделялось, фонд заработной платы не увеличивался.
Представитель третьего лица МБОУ BMP "Майская средняя общеобразовательная школа" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционном представлении старший помощник прокурора Вологодского района Миронова Н.Г. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на доводы, аналогичные приведенным в исковом заявлении.
В возражениях на апелляционное представление Управление образования Вологодского муниципального района, Департамент образования Вологодской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
По смыслу приведенной нормы круг лиц считается неопределенный, если отсутствует возможность установить личность каждого участника.
В данном конкретном случае установлено, что круг лиц, в интересах которых прокурором заявлен иск, является определенным - это педагогические работники муниципальных образовательных организаций Вологодского муниципального района. Сведений о том, что педагогические работники обращались к прокурору Вологодского района с заявлением о защите их нарушенных права, в материалах дела не имеется. Данные о том, что указанные лица не имеют возможности самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав, также отсутствуют.
При указанных обстоятельствах, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134, статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить, производство по настоящему делу прекратить.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского районного суда Вологодской области от 29 июня 2015 года отменить, производство по делу по иску прокурора Вологодского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вологодского муниципального района, Управлению образования Вологодского муниципального района, Департаменту образования Вологодской области о возложении обязанности обеспечить перерасчеты и выплаты отраслевого коэффициента педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных организаций Вологодского муниципального района в соответствии с постановлением администрации Вологодского района от 29 октября 2009 года N 2027 "Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования Вологодского муниципального района" прекратить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.