Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Филиппова А.Е.
судей Богдановой Л.В., Фетинга Н.Н.
при секретаре Аведиеве Л.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Топилиной Е. В. к ГУ МВД России по РО, Администрации г. Ростова-на-Дону, Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по апелляционной жалобе Топилиной Е. В. на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи Богдановой Л.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Топилина Е.В. обратилась с иском к ГУ МВД России по РО, Администрации г. Ростова-на-Дону, Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
В обоснование заявленных требований истец указала, что является вдовой сотрудника органов внутренних дел ФИО10, проходившего службу в должности государственного инспектора УГИБДД ГУВД Ростовской области в звании капитана милиции и погибшего при исполнении служебных обязанностей ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
На иждивении погибшего мужа ФИО10 находились несовершеннолетние дочери: ФИО3 - ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. рождения и ФИО4 ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА рождения.
Ее муж состоял на квартирном учете в Администрации Первомайского района г.Ростова-на-Дону с 1999 года, после его смерти в дело квартирного учета внесены изменения и на квартирном учете состоят, истец Топилина Е.В. и ее несовершеннолетние дочери.
В апреле 2011г., по требованию сотрудников ГУВД РФ по РО в соответствии с направленным ей перечнем, собраны документы и заключен предварительный договор купли-продажи жилого помещения для приобретения жилья через "Национальный благотворительный фонд", который должен был перечислить единовременную социальную выплату для приобретения жилого помещения. По указанному договору ею внесен аванс в размере 50000 руб. В связи с тем, что ГУ МВД России по Ростовской области и указанный фонд не перечисляли единовременную социальную выплату для приобретения жилого помещения, сроки заключения договора купли-продажи жилого помещения изменялись. В результате квартира была продана другим лицам.
До настоящего времени Топилина Е.В и ее несовершеннолетние дочери не обеспечены жилым помещением, единовременная социальная выплата для приобретения жилого помещения не произведена.
На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просила суд обязать ГУ МВД России по Ростовской области восстановить право на получение жилой площади семье ФИО10, погибшего при исполнении служебных обязанностей в период прохождения службы в органах внутренних дел, на тех основаниях, которые имелись на момент гибели сотрудника, обязать ГУ МВД России по Ростовской области, Администрацию Первомайского района г.Ростова-на-Дону предоставить семье ФИО4 - Топилиной Е.В. и ее несовершеннолетним детям ФИО3 и ФИО4 жилое помещение (в виде отдельной квартиры или дома) во внеочередном порядке.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25 мая 2015 года в удовлетворении исковых требований Топилиной Е. В. к ГУ МВД России по Ростовской области, Администрации г.Ростова-на-Дону, Администрации первомайского района г.Ростова-на-Дону отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Топилина Е.В. считает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В жалобе апеллянт указывает на неверное применение судом Постановление Правительства РФ от 21.06.2002г. N 451 " Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти.
Топилиной Е.В. поданы дополнения к апелляционнаой жалобе, в которой апеллянт повторно излагает доводы и основания обращения в суд.
Настаивает на обоснованности заявленных требований.
Ссылаясь на положения ст. 54 Постановления ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" утверждает, что за истцом Топилиной Е.В. - и ее несовершеннолетними дочерями - сохраняется право на получение жилой площади на основании постановки на квартирный учет общей очереди ФИО10, с целью приобретения жилья с включением в списки льготной очереди как работника ОВД.
Отмечает, что граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. В связи, с чем право состоять на учете до получения жилого помещения по договору социального найма перешло к Топилиной Е.В. и несовершеннолетним дочерям, поскольку сам ФИО10 был поставлен на квартирный учет 23.11.1999.
Основываясь на положениях Федерального закона Российской Федерации от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также на положения, отраженные в судебном постановлении Верховного Суда РФ от 16.09.2010 N ГКПИ10-921, указывает на то, что устанавливается дополнительная, социальная гарантия для членов семьи погибшего сотрудника, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не состоящих на жилищном учете.
Выражает несогласие с выводом суд о том, что ФИО10 поставлен на учет при жизни в органах местного самоуправления уже после 01.03.2005, как противоречащий обстоятельствам дела, поскольку ФИО10 был поставлен на квартирный учет 23.12.1999, а 20.12.2002 внесено изменение в дело квартирного учета ФИО10 - считать состав семь 4 человека.
Отмечает то, что судом не дана правовая оценка доказательств, в частности рассмотрения учетного жилищного дела Центральной комиссией МВД России по социальным вопросам для определения возможности приобретения жилого помещения за счет средств Общероссийского общественного фонда "Национальный благотворительный фонд".
Полагает, что данное обстоятельство является одним из доказательств осведомленности ответчика ГУ МВД России по РО о нуждаемости в жилом помещении, а также учета погибшего ФИО10 и членов его семьи в очереди для предоставления жилого помещения.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Топилину Е.В. и ее представителя Нестерову М.А., представителя ГУ МВД России по РО - Хочхарьян С.М., представителя Администрации г. Ростова-на-Дону - Маныч Н.В., и, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону надлежаще уведомленного о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 15 ст. 54 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 г. N 4202-1, в случае гибели сотрудника органов внутренних дел в связи с осуществлением служебной деятельности за семьей погибшего сохраняется право на получение жилой площади на тех основаниях, которые имелись при постановке на учет, при этом жилая площадь предоставляется не позднее одного года со дня гибели сотрудника органов внутренних дел.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 49, 52, 57, ЖК РФ, Приказом МВД России от 24.05.2003 г. N 345 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, распределения жилой площади в органах внутренних дел" исходил из того, что у истца отсутствуют основания для получения жилья за счет ответчика.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции, приведенные в оспариваемом судебном постановлении правильными, основанными на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО10 умер 08 сентября 2005 года.
Топилина Е.В. является супругой погибшего, а ФИО3 и ФИО4 являются дочерьми ФИО14 и Топилиной Е. В.
Согласно Постановления Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону N 3190 от 23.12.1999 года, постановлено: поставить на квартирный учет общей очереди ФИО10, с составом семьи 1 человек (он) с целью приобретения жилья в аренду в порядке исключения, как не имеющего 3-х летней прописки в г. Ростове - на -Дону, с включением в списки льготной очереди как работника ОВД.
Согласно Постановления Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону N 2699 от 20.12.2002 года постановлено: внести изменения в дело квартирного учета ФИО10 и считать состав семьи 4 человека
( он, жена, дочь, дочь).
Согласно Постановления Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону N 2430 от 13.10.2006 года в связи со смертью ФИО10, постановлено: внести изменение в дело квартирного учета ФИО10 и считать состоящей на квартирном учете Топилину Елену Викторовну, как работника ОВД с составом семьи 3 человека: Топилина Елена Викторовна- заявитель, ФИО3 -дочь, ФИО4 - дочь.
За время прохождения службы в органах внутренних дел ФИО10 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий ГУ МВД России по Ростовской области не состоял.
Суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для возложения обязанности на ответчика по обеспечению истца жильем не имеется, в виду отсутствия факта признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту работы, поскольку только при наличии этого условия возникает обязанность ответчика по обеспечению истца жильем.
Согласно ст. 30 ЖК РСФСР (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР (далее - Правила), действовавшие до 01 марта 2005 года, то есть на момент возникновения спорных правоотношений.
В соответствии с п. п. 12, 17 Правил для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (Приложение N 1) (п. 12).
Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, на предприятии, в учреждении, организации как документ строгой отчетности по установленной форме (Приложение N 3).
На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет (п. 17).
Порядок предоставления жилой площади в структурах Министерства внутренних дел РФ регламентируется Инструкцией о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД РФ, и предоставления им жилых помещений, утвержденной Приказом МВД РФ 169 от 18 марта 2003 г.) и Положением о деятельности органов внутренних дел РФ по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД N 345 от 24 мая 2003 г.
Приказом МВД России от 24 мая 2003 года N 345 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел" в целях упорядочения учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, устранения недостатков в распределении жилой площади, расходовании средств на ее строительство и приобретение в органах внутренних дел РФ утверждено Положение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади (далее - Положение).
В соответствии с п. 4 Положения учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Списки утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании комиссий и вывешиваются в доступном для ознакомления месте.
Как установлено судом и не оспаривалось в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, ФИО10 на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий по месту работы не состоял. В связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
Довод жалобы о том, что право Топилиной Е.В. быть признанной нуждающейся в жилых помещениях закреплено законодательно, в частности Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2002 года N 451 "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти", основан на неправильном толковании норм права.
Действительно данным постановлением предусмотрена дополнительная социальная гарантия по получению жилья во внеочередном порядке членами семьи погибшего сотрудника органов внутренних дел.
Однако, необходимым условием для получения жилья во внеочередном порядке членами семьи погибшего (умершего), является наличие статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий при жизни сотрудника и в порядке, предусмотренном Приказом МВД России от 24 мая 2003 года N 345 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел".
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой, данной судом первой инстанции, исследованным доказательствам, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется. Сама по себе иная оценка автором жалобы доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием для отмены правильного по существу решения.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Топилиной Е. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 07 сентября 2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.