Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Ткаченко Л.И.
судей Татуриной С.В., Поддубной О.А.
при секретаре Резниковой М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рачипа С. В. к Администрации г. Таганрога об отмене постановления, обязании поставить на квартирный учет в льготную очередь по апелляционной жалобе Рачипа С.В. на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 26 февраля 2015 г. Заслушав доклад судьи Татуриной С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рачипа С.В. обратился в суд с настоящим исковым заявлением, сославшись на то, что он является военным пенсионером, ветераном военной службы, с выслугой более 20 календарных лет.
15 марта 1997 г. он был уволен в запас по состоянию здоровья.
Постановлением Главы Администрации г. Таганрога НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 22 декабря 1994 г. он был поставлен на квартирный учет и внесен в льготный список военнослужащих нуждающихся в получении жилья в составе 4 человек. В очереди истец числился до 1999 г. Постановлением Администрации г. Таганрога НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 29 марта 1999 г. истец снят с очереди из-за несоответствия сведений в предоставленных документах - фактически он был уволен в 1997 г., но по документам считался уволенным с 1994 г.
Администрация г. Таганрога не известила его о принятом решении.
Впоследствии, уже с исправленными документами, он обратился в Администрацию г. Таганрога о восстановлении его в очереди с даты увольнения, то есть с 1997 года. Получил отказ, который им обжалован в судебном порядке. Решением суда от 26 июня 2014 г. ему отказано в удовлетворении исковых требований.
20 октября 2014 г. истец подал новое заявление в Администрацию г. Таганрога о принятии его на учет, просил признать его по вновь представленным документам, нуждающимся в получении жилого помещения и включить в льготную очередь на его получение как военнослужащего, проходившего военную службу в ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА
Постановлением Администрации г. Таганрога НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 11 декабря 2014 г. ему было отказано в принятии на учет в качестве уволенного с военной службы и нуждающегося в жилом помещении.
Истец считает, что указанное постановление нарушает его права и противоречит действующему законодательству.
На основании изложенного, Рачипа С.В. просил суд отменить Постановление Администрации г. Таганрога НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 11 декабря 2014 г., как несоответствующее действующему законодательству; обязать Администрацию г. Таганрога поставить Рачипа С.В. на квартирный учет в льготную очередь, как военнослужащего, уволенного с военной службы и нуждающегося в жилом помещении на основании поданного им заявления от 20 октября 2014 г. и сформированного учетного дела по его заявлению.
В судебном заседании истец Рачипа С.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель Администрации г. Таганрога по доверенности Гончарова Ю.Н. исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 26 февраля 2015 г. исковые требования Рачипа С.В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Рачипа С.В. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы указал, что обжалуемое решение, а также обжалуемое постановление противоречат требованиям ст.ст. 37, 59 Конституции Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих". Рачипа С.В. полагает, что им представлены документы, подтверждающие его право на постановку на квартирный учет в льготную очередь. Не согласен с выводом суда, что он не представил доказательств, свидетельствующих о том, что квартира, оформленная на имя его супруги, является ее личной собственностью. Считает, что суд не учел, что это бывшая супруга, она не является членом его семьи с учетом того, что брак между ними расторгнут. Утверждает, что суд противоречит сам себе, указав, что согласно договору купли-продажи от 31 июля 1997 г., выписки из лицевого счета жилого помещения от 01 января 2015 г. собственником жилого помещения является его супруга.
С учетом изложенного Рачипа С.В. настаивает, что он относится к числу лиц, нуждающихся в постановке на квартирный учет, однако, суд необоснованно, без учета сложившейся судебной практики, отказал в удовлетворении заявленных им исковых требований.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя Администрации г. Таганрога, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеется в материалах дела расписка.
Рассмотрев материалы дела, заслушав Рачипа С.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд руководствовался положениями ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих", Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 г. N 1054, Областным законом Ростовской области от 07 октября 2005 г. N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договору социального найма на территории Ростовской области", установив общую площадь квартиры АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, то обстоятельство, что указанная квартира зарегистрирована за супругой истца, количество лиц, зарегистрированных в указанной квартире, суд пришел к выводу о том, что на Рачипа С.В. приходится жилая площадь больше учетной нормы, и он не относится к лицам, нуждающимся в постановке на квартирный учет.
По мнению суда, то обстоятельство, что супруги находятся в разводе, не свидетельствует об отсутствии у него жилой площади и не может являться основанием для постановки истца на квартирный учет с учетом того, что жилое помещение приобретено супругами в период брака, истец имеет регистрацию в указанной квартире, а доказательств того, что жилое помещение не является совместно нажитым имуществом суду не представлено.
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что обжалуемое постановление соответствует требованиям действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, а требования истца не подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия находит такие выводы суда правильными и обоснованными
Из материалов дела следует, что истец после прохождения службы в ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА 15 марта 1997 года был уволен в запас по состоянию здоровья. На момент увольнения его выслуга составила более 20 календарных лет.
Постановлением Главы администрации г. Таганрога НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 22.12.1994 года на основании его заявления был поставлен на квартирный учет и внесен в льготный список военнослужащих нуждающихся в получении жилья в составе 4 человек. Постановлением администрации г. Таганрога НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 29 марта 1999 года он был снят с очереди из-за несоответствия сведений в предоставленных документах. Узнав об указанном обстоятельстве в 2013 году, Рачипа С.В. обратился в суд о восстановлении его в очереди на квартирный учет в льготном списке. Решением ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА от 26.06.2014 года, вступившим в законную силу в удовлетворении иска Рачипа С.В. было отказано.
20 октября 2014 года Рачипа С.В. обратился в Администрацию г. Таганрога с заявлением о принятии его на квартирный учет в льготную очередь военнослужащих уволенных в запас с выслугой более 20 календарных лет. Постановлением Администрации г. Таганрога НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 11.12.2014 года ему было отказано в принятии на учет в качестве уволенного с военной службы и нуждающегося в жилом помещении.
В соответствии с п. 6 ст. 15 Закона РФ N 4338-1 "О статусе военнослужащих" принятого 22.01.1993 г., граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
С 01 января 1998 г. Закон РФ N 4338-1 "О статусе военнослужащих" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, устанавливалось что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.
Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья был урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1054 от 06.09.1998 года.
Согласно Правилам (пункты 12, 13, 16), ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.
Органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Ходатайства с приложенными к ним документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца.
На основании ст. 100 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ в пункт 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2005 года, с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
В этой связи абзацем 2 пункта 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" было установлено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов РФ по месту постановки на учет.
Из анализа приведенных выше норм права, следует, что реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства носит не абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий.
С 01 января 2011 года абзац 2 п. 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в приведенной выше редакции утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ.
В соответствии с названным Законом статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Как следует из вышеизложенных обстоятельств настоящего дела, существа заявленного иска об обязании поставить истца на льготную очередь в связи с его новым обращением в Администрацию г. Таганрога, о постановке на квартирный учет, Рачипа С.В. не был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 1 января 2005 года в соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", следовательно, нормы права, на которые ссылается истец (Закон "О статусе военнослужащих" в редакции до принятия Федерального закона от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ) на спорные правоотношения не распространяются.
Улучшение жилищных условий военнослужащих в иных случаях, а также пользование жилыми помещениями должно производиться на общих основаниях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Как следует из п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма, определяющая уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается органом местного самоуправления.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, в силу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ.
Совокупность общей площади квартиры в г.Таганроге, принадлежащей супруге Рачипа С.В., позволяла прийти к выводу о том, что доля общей площади жилого помещения, приходящаяся на заявителя, превышала учетную норму установленную для данного населенного пункта.
При таких обстоятельствах правовые и фактические основания для признания незаконным оспариваемого постановления администрации, принятого в рамках полномочий и на основании представленных заявителем сведений отсутствуют, ввиду чего решение суда подлежит оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы о расторжении брака и разделе совместно нажитого имущества супругов в соответствии с соглашением от 28 февраля 2015 года не могут быть приняты во внимание по изложенным судом первой инстанции мотивам.
В силу пункта 2 статьи 34 СК Российской Федерации, общим имуществом супругов являются приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
В обоснование доводов истца о принадлежности приобретенной квартиры в период брака его супруге, Рачипа С.В. не предоставлял никаких документов, подтверждающих, что жилое помещение, приобретенное супругой в собственность в г.Таганроге, по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 36 СК Российской Федерации, являлось ее личной собственностью и не относилось к общему имуществу супругов.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что, указанное заявителем апелляционной жалобы, соглашение разделе совместно нажитого имущества супругов Рачипа, заключено ими 28 февраля 2015 года, то есть, законный режим собственности приобретенного в период брака имущества, супругами был изменен после вынесения оспариваемого решения, соответственно, не может свидетельствовать о незаконности принятого судом решения.
Согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Поскольку ухудшение жилищных условий произошло менее чем за пять лет до подачи заявления о постановке на учет, данное обстоятельство также является основанием для отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Ссылку в апелляционной жалобе о нарушении прав Рачипа С.В., судебная коллегия считает необоснованной, поскольку закрепленные в жилищном законодательстве условия предоставления жилых помещений по договору социального найма, направлены на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на осуществление закрепленного в статье 19 Конституции РФ принципа равенства, что само по себе не может расцениваться как действия, нарушающие конституционные права истца.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 26 февраля 2015 г., апелляционную жалобу Рачипа С.В. - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3.09.2015 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.