Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего судьи НЕСТЕРОВОЙ Е.А.,
судей: АВИЛОВОЙ Е.О., КОТЕЛЬНИКОВОЙ Л.П.,
при секретаре Торпуджиян А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Авиловой Е.О. гражданское дело по иску Стасенко ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА к ГУ УПФ РФ в г. Волгодонске, третье лицо МБОУ детский сад "Катюша" о назначении досрочной трудовой пенсии,
по апелляционной жалобе Стасенко ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА на решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 20 мая 2015г.,
УСТАНОВИЛА:
Стасенко Т.И. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Волгодонске, третье лицо МБОУ детский сад "Катюша" о назначении досрочной трудовой пенсии по пп.20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения.
В обоснование требований указала, что в октябре 2014г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.
Решением комиссии ответчика от 15.12.2014г. в назначении пенсии ей было отказано. Ответчик в специальный стаж работы не включил периоды:
- с 01.10.1993г. по 12.05.1994г.
- с 13.05.1994г. по 31.08.2006г. - в должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА в я/с "Катюша" МП "Детство", МОУ ясли-сад "Катюша", МОДУ ясли-сад "Катюша", МДОУ ясли-сад "Катюша", МДОУ центр развития ребенка - д/с 1 категории "Катюша".
Полагая такой отказ незаконным, истец просила суд обязать ГУ УПФР в г. Волгодонске включить в ее специальный стаж периоды работы с 01.10.1993г. по 12.05.1994г., с 13.05.1994г. по 31.08.2006г. в должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА в я/с "Катюша" МП "Детство", МОУ ясли-сад "Катюша", МОДУ ясли-сад "Катюша" и назначить выплату пенсии с октября 2014г.
Решением Волгодонского районного суда Ростовской области от 20 мая 2015г. иск Стасенко Т.И. оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Стасенко Т.И. ставит вопрос об отмене решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности.
Апеллянт не соглашается с выводами суда об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что ответчиком засчитан период с 01.12.1992г. по 30.09.1993г. в той же должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА в я/с "Катюша" в соответствии с Постановлением от 17.12.1959г. N1397. Истец полагает, что доводы ответчика о том, что данный акт утратил силу с 01.10.1993г., а потому отсутствуют основания для включения в специальный стаж периода после 01.10.1993 в той же должности, нарушает ее права, указывает, что продолжала выполнять те же обязанности.
Апеллянт в жалобе указывает на конституционный принцип правовой определенности, о том, что изменилось законодательство, она не знала, поэтому добросовестно полагала, что выполняемая ею работа дает ей право на досрочное назначение пенсии за весь период работы.
Дело в апелляционной инстанции рассмотрено с участием истца Стасенко Т.И., в отсутствие представителя ответчика ГУ УПФР г. Волгодонска, представителя третьего лица МБОУ детский сад "Катюша", извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом (л.д.51,52).
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит, установленных ст.330 ГПК РФ оснований к отмене в апелляционном порядке судебного решения.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 этого же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно действовавшему до 01.10.1993 регулированию (Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397) работа в должности медицинской сестры (в том числе старшей) дошкольного образовательного учреждения (детского сада) включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 был утвержден новый Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, который был введен в действие на территории Российской Федерации с 01.10.1993 и применялся при назначении пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В результате изменения законодательства трудовая деятельность в должности медицинской сестры, в том числе старшей, дошкольного образовательного учреждения (детского сада) не подлежала включению в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также не предусматривали возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры, в том числе старшей, в дошкольных образовательных учреждениях (детских садах).
После принятия Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 01.10.1993 не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности медицинских сестер, в том числе старших, дошкольных образовательных учреждений (детских садов) применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушают конституционные требования и согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление от 24.05.2001 N 8-П).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Стасенко Т.И. обратилась в ГУ УПФР в г. Волгодонске с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением пенсионного органа N891799-П/34 от 15.12.2014г. в удовлетворении указанного заявления было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно решению от 15.12.2014г. стаж Стасенко Т.И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составил 17 лет 01 месяц 00 дней, вместо требуемого специального стажа 30 лет.
В специальный стаж не были включены периоды работы Стасенко Т.И. в должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА: с 01.10.1993 по 12.05.1994г., с 13.05.1994г. по 31.08.2006г. в я/с "Катюша" МП "Детство", МОУ ясли-сад "Катюша", МОДУ ясли-сад "Катюша", МДОУ центр развития ребенка - д/с 1 категории "Катюша", т.к. данное учреждение не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
С 01.10.1993г. было введено в действие Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. N 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N 1397.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции об отказе во включении в специальный стаж Стасенко Т.И. периодов ее трудовой деятельности после 01.10.1993г. в должностях ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА в детском саду в спорные периоды является правомерным.
С выводами суда, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, считает их правильными, соответствующими представленным сторонами по делу доказательствам и требованиям закона.
В связи с отсутствием необходимого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", права на указанную пенсию у Стасенко Т.И. не имеется.
Доводы апеллянта о том, что после 01.10.1993г. она выполняла те же обязанности, об изменении законодательства ей не было известно, судебной коллегией не принимаются, поскольку, согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20.10.2005 N 392-О).
Довод истицы, со ссылками на ст. 55 Конституции Российской Федерации, о неправомерности решения ответчика, является несостоятельным, поскольку изменение оценки профессиональной деятельности лица применительно к льготному пенсионному обеспечению в связи с изменением законодательства не противоречит принципу правовой определенности и связанной с ней предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328,330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 20 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Стасенко Т.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.