Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей областного суда: Ивановой В.П., Кутыревой О.М.,
при секретаре Оганян К.Г.,
рассмотрела в судебном заседании 05 августа 2015 года дело по апелляционной жалобе представителя Министерства труда и социального развития Омской области Христолюбовой Ю.В. на решение Первомайского районного суда г.Омска от 27 мая 2015 года, которым постановлено:
"Обязать Министерство труда и социального развития Омской области обеспечить Губину Н. А. техническими средствами реабилитации, предусмотренным индивидуальной программой реабилитации - надкроватный столик, функциональная медицинская кровать, складная ванна-простыня".
Заслушав доклад судьи областного суда Кутыревой О.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Болдырева Т.А. в интересах недееспособной матери Губиной Н.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству труда и социального развития Омской области (далее МТСР Омской области), указывая, что ее мать является инвалидом " ... " группы с " ... " бессрочно. Губина Н.А. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации нуждается в технических средствах реабилитации: надкроватном столике, функциональной медицинской кровати и складной ванне-простыне, которыми по вине ответчика она не обеспечена.
Просила обязать ответчика обеспечить Губину Н.А. названными средствами реабилитации.
В судебном заседании Болдырева Т.А., действующая в интересах Губиной Н.А., исковые требования поддержала.
Представитель ответчика МТСР Омской области Христолюбова Ю.В. исковые требования не признала, сославшись на то, что в начале июня технические средства реабилитации будут предоставлены, готовится конкурсная документация
Представитель третьего лица ГУ-ОРО ФСС РФ Караник Е.В. суду пояснила, что спорные средства реабилитации включены в региональный перечень и находятся в распоряжении МТСР Омской области.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе МТСР Омской области в лице Христолюбовой Ю.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что постановка на учет и обеспечение граждан техническими средствами реабилитации осуществляется непосредственно БУ Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения "Сударушка", без привлечения которого к участию в деле нельзя было рассматривать спор.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Министерства труда и социального развития Омской области Терехеву Н.Ю., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию, как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, где охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральный закон от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 10 настоящего Закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
В силу ст. 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида представляет собой разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В силу названной статьи индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. N 2347-р утвержден Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В соответствии со ст. 3 Закона Омской области от 26.07.2011г. N 1373-ОЗ "О социальной защите инвалидов в Омской области" в дополнение к федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, на территории Омской области устанавливается региональный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В ч. 2 названной статьи предусмотрено, что региональный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также порядок предоставления технических средств реабилитации и услуг, входящих в региональный перечень, утверждаются Правительством Омской области.
Постановлением Правительства Омской области от 25.04.2012г. N 95-п введен в действие Порядок предоставления инвалидам технических средств реабилитации, включенных в региональный перечень технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду, в который включены в том числе: надкроватный столик, функциональная медицинская кровать, складная ванна-простыня.
В силу п. 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, введенных в действие Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (п. 5 Правил).
Из материалов дела усматривается, что Губина Н.А. является инвалидом " ... " группы по общему заболеванию с " ... " бессрочно.
В соответствии с вышеприведенным законодательством и на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной Бюро N 24 - филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Омской области" Минтруда России " ... ", истица имеет право и нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации, среди прочих, - надкроватным столиком, функциональной медицинской кроватью, складной ванне-простыне.
Судом установлено и не отрицалось ответчиком, что Губина Н.А. обращалась с заявлением о предоставлении названных средств реабилитации, но на момент рассмотрения спора инвалид такими средствам не обеспечен.
Удовлетворяя требования Губиной Н.А. о возложении обязанности на МТСР Омской области обеспечить ее требуемыми техническими средствами реабилитации, суд верно применил нормы материального права и установил круг юридическим значимых обстоятельств, признав, что несоблюдение ответчиком требований федерального и регионального законодательства по предоставлению средств реабилитации нарушает права и свободы инвалида.
Судебная коллегия не может пересмотреть данные выводы суда по доводам жалобы МТСР Омской области, которые сводятся к тому, что соответствующую обязанность несет БУ Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения "Сударушка", уполномоченное на предоставление технических средств реабилитации инвалидам.
Как было указано ранее, надкроватный столик, функциональная медицинская кровать, складная ванна-простыня входят в региональный перечень технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду, который действует на территории Омской области.
Согласно п. 2 Порядка предоставления инвалидам технических средств реабилитации, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 25.04.2012г. N 95-п, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется Министерством труда и социального развития Омской области в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
В соответствии с п. 3 названного Порядка уполномоченное государственное учреждение Омской области, находящееся в ведении Министерства, осуществляет:
1) прием заявлений и документов для предоставления инвалидам технических средств реабилитации, а также при личном представлении инвалидом указанных документов изготовление их копий, которые заверяются подписью работника учреждения, принявшего документы, и печатью учреждения. Оригиналы документов незамедлительно возвращаются инвалиду;
2) постановку инвалидов на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации;
3) выдачу направлений на получение технического средства реабилитации, направлений на получение услуг по ремонту технического средства реабилитации к юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), отобранному в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (далее - организация);
4) закупку технических средств реабилитации, услуг по ремонту технических средств реабилитации в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В качестве такого учреждения по утверждениям МТСР Омской области выступает БУ Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения "Сударушка".
Вместе с тем создание и компетенция данного учреждения не освобождает МТСР Омской области от обязанности по обеспечению средствами реабилитации инвалидов и контролю за подведомственным учреждением, возложенной на него Правительством Омской области.
При таких обстоятельствах необходимости для привлечения учреждения в качестве третьего лица не имелось.
Процессуальных нарушений, которые привели к принятию неправильного решения по существу спора, как это вытекает из требований ч. 3 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судом не допущено. Решение со стороны учреждения социального обслуживания населения не обжалуется.
Доводы жалобы в любом случае не могут ограничивать права инвалида на своевременное обеспечение его средствами реабилитации необходимых для восстановления, компенсации нарушенных или утраченных функций организма, а также адаптации к нормальной жизнедеятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Поскольку юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения не установлено, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г.Омска от 27 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства труда и социального развития Омской области Христолюбовой Ю.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.