Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Осадчей Е.А.,
судей областного суда: Ивановой В.П., Кутыревой О.М.,
с участием прокурора Биенко Н.В.,
при секретаре Оганян К.Г.,
рассмотрела в судебном заседании 12 августа 2015 года дело по апелляционной жалобе ГУ-Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Первомайского районного суда г.Омска от 04 июня 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Ленинского административного округа г. Омска удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Зайцева И. В. техническим средством реабилитации, предусмотренным индивидуальной программой реабилитации - эндопротезом тазобедренного сустава за счет средств федерального бюджета.
В остальной части иска прокурору Ленинского административного округа г. Омска отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Кутыревой О.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского АО г.Омска в интересах Зайцева И.В. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству труда и социального развития Омской области, КУ ОО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", Государственному учреждению - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ-ОРО ФСС РФ), Министерству здравоохранения Омской области указывая, что Зайцев И.В. является инвалидом " ... " группы. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации от " ... " N " ... " он нуждается в техническом средстве реабилитации - эндопротезе тазобедренного сустава. Распоряжением начальника филиала КУЗ Омской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Ленинского АО г. Омска" (далее МФЦ по ЛАО г.Омска) от " ... " Зайцев И.В. поставлен на учет по обеспечению техническим средством реабилитации, что доведено до Министерства труда и социального развития Омской области. При этом Министерством не заключен государственный контракт на обеспечение Зайцева И.В. необходимым техническим средством реабилитации, МФЦ по ЛАО г.Омска ему не выдано направление на получение либо изготовление технических средств реабилитации, чем нарушены требования действующего законодательства, что привело к ущемлению прав заявителя на социальную защиту. 07.08.2014г. между Министерством труда и социального развития Омской области и Государственным учреждением - Омское региональное отделение ФСС РФ заключено соглашение N 6.1 о передаче фонду сведений, необходимых для осуществления полномочий по предоставлению с 01.01.2015г. инвалидам технических средств реабилитации. Таким образом, с 01.01.2015г. полномочия по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов, проживающих на территории Омской области осуществляется ГУ-ОРО ФСС РФ. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 N 2762-р утвержден перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В состав указанного перечня входят эндопротизы. В соответствии с Указом Губернатора Омской области от 13.11.2007г. N 133 "Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения Омской области" Министерство здравоохранения Омской области является органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение государственной политики на территории Омской области в сфере охраны здоровья населения Омской области.
Просил признать незаконным бездействие Министерства труда и социального развития Омской области в части не обеспечения Зайцева И.В. в " ... " техническим средством реабилитации: эндопротезом тазобедренного сустава; обязать ГУ-ОРО ФСС РФ, Министерство здравоохранения Омской области обеспечить истца техническим средством реабилитации, предусмотренным индивидуальной программой реабилитации - эндопротезом тазобедренного сустава за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании старший помощник прокурора ЛАО г.Омска Арапова Е.А. исковые требования поддержала.
Истец Зайцев И.В. в судебном заседании участия не принимал.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Омской области Христолюбова Ю.В. исковые требования не признала. Пояснила, что Министерство со своей стороны принимало все меры по обеспечению истца техническим средством реабилитации, в связи с недостаточностью средств были направлены письма для получения дополнительного финансирования. Сведения по Зайцеву И.В. переданы в ГУ-ОРО ФСС РФ " ... "
Представитель ответчика ГУ-ОРО ФСС РФ Хараджа С.С. требования иска не признал. Суду пояснил, что фонд не является надлежащим ответчиком, поскольку средства на обеспечение граждан эндопротезами выделяются из регионального и из федерального бюджета и в данной ситуации - это не является техническим средством реабилитации, а входит в состав оказания высокотехнологичной помощи. Средства из федерального бюджета на это фонду не выделяются, необходимость предоставления определяется по указанию лечащего врача.
Представитель ГУ-ОРО ФСС РФ Нутес А.Г. выразил аналогчную позицию по делу, пояснив, что Зайцев И.В. должен состоять на учете в медицинском учреждении, которое ведет лист ожидания. Считает, что в данном случае Министерством здравоохранения Омской области должен быть разрешен этот вопрос.
Представитель Министерства здравоохранения Омской области Гаура С.Н. исковые требования не признала, указав, что непосредственно в оказании медицинской помощи Министерство не участвует. Обеспечение инвалидов техническими средствами не входит в полномочия Министерства. С 01.01.2015г. эндопротезирование осуществляется в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования и средств бюджетных ассигнований областного бюджета в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области. При наличии медицинских показаний к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи лечащий врач оформляет направление на госпитализацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Таким образом, какими-либо действиями (бездействием) Министерства права Зайцева И.В. не нарушены.
Представитель третьего лица Казенного учреждения Омской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" в судебном заседании участия не принимал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ-ОРО ФСС РФ просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что с 01.01.2015г. эндопротезы исключены из федерального перечня технических средств, предоставляемых инвалиду, и с данной даты эндопротезирование осуществляется в рамках оказания высокотехнологической медицинской помощи инвалидам медицинскими организациями за счет средств обязательного медицинского страхования и средств бюджетных ассигнований Омской области в соответствии Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области. Вопрос организации очередности при оказании названного вида помощи отнесен к компетенции Министерства здравоохранения Омской области. С 01.01.2015г. бюджет фонда не содержит расходы статей на эндопротезы.
В отзыве на жалобу представитель Министерства здравоохранения Омской области Гаура С.Н. соглашается с решением суда, находя доводы подателя жалобы основанными на неверном толковании норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей ГУ-ОРО ФСС РФ Хараджи С.С. и Нутес А.Г., поддержавших доводы жалобы, представителей Министерства здравоохранения Омской области Гаура С.Н., Министерства труда и социального развития Омской области Терехову Н.Ю., согласившихся с решением, заключение прокурора Биенко Н.В., полагавшую, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Статья 8 Федерального закона от 21.11.2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закрепляет, что социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В статье 11.1 Закона определено, что к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.Государством в силу статьи 10 Закона инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, который утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации N 2347-р от 30 декабря 2005 года утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации (далее ТСР) и услуг, предоставляемых инвалиду.
Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 (п. 2, 4), установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи заявления.
Согласно пункту 4 Правил, заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Материалами дела установлено, что Зайцев " ... ", " ... " г.р., является инвалидом " ... " группы, что подтверждается справкой серии " ... " N " ... ", выданной " ... " Бюро N 17 - филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Омской области" (л.д. 13).
" ... " Зайцеву И.В. разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида N " ... ", в соответствии с которой ему рекомендованы технические средства реабилитации, в том числе, эндопротез тазобедренного сустава (л.д. 1-12).
" ... " Зайцев И.В. в лице представителя Зайцевой Л.Н. обратился к руководителю КУОО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" с заявлением о предоставлении технических средств реабилитации, в том числе: эндопротезом тазобедренного сустава (л.д. 9).
Распоряжением начальника филиала КУЗ Омской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Ленинского АО г. Омска" от " ... " N " ... " Зайцев И.В. с указанной даты поставлен на учет по обеспечению техническим средством реабилитации - эндопротезом тазобедренного сустава.
Из письма заместителя управляющего ГУ-Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ от " ... " следует, что в соответствии с Соглашением N 6.1 от 07.08.2014, заключенным между ГУ - Омским региональным отделением Фонда социального страхования РФ и Министерством труда и социального развития Омской области, предусмотрена передача сведений об обеспечении инвалидов ТСР на оптических электронных носителях.
" ... " сведения в отношении Зайцева И.В. переданы филиалом ЛАО КУ МФЦ ГУ-Омскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ.
До настоящего времени Зайцев И.В. эндопротезом тазобедренного сустава не обеспечен. Данный факт подтверждается письменным заявлением Зайцева И.В. на имя прокурора ЛАО г. Омска, сообщением Министерства труда и социального развития Омской области, а также не оспаривался представителями ответчиков в судебном заседании.
В обоснование возражений по заявленным требованиям представитель Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ссылается на то, что с 01.01.2015 эндопротезы исключены из федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности. Оснований не согласиться с такими выводами судебная коллегия не имеет исходя из следующего.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.12.2013 N 2452-р утверждено Соглашение между Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов.
06.06.2014 Губернатором Омской области в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направлено уведомление об отказе от осуществления Правительством Омской области с 01.01.2015 полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов.
26.09.2014 Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в Правительство Омской области направлено письмо по результатам рассмотрения вышеуказанного уведомления, в соответствии с которым Правительству Омской области предложено обеспечить передачу документов и сведений, необходимых для организации территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по Омской области работы по обеспечению инвалидов, проживающих в Омской области, техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий начиная с 01.01.2015.
07.08.2014 между Министерством труда и социального развития Омской области и Государственным учреждением - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ-ОРО ФСС РФ) заключено соглашение N 6.1 о передаче ГУ ОРО ФСС РФ сведений, необходимых для осуществления полномочий по предоставлению с 01.01.2015 инвалидам технических средств реабилитации.
Таким образом, с 01.01.2015 полномочия по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов, проживающих на территории Омской области осуществляется ГУ ОРО ФСС РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 10.09.2014г. N 1776-р внесены в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, изменения, которыми эндопротезы исключены из данного перечня.
Вместе с тем, согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.11.2014г. N 17-4/10/2-8639, обеспечение энедопротезами за счет средств социального страхования после 01.01.2015г. осуществляется гражданам из числа инвалидов, право которых на получение эндопротезов как технических средств реабилитации, рекомендованных в индивидуальной программой реабилитации, наступило до 01.01.2015г.
С учетом приведенного, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что обязанность по обеспечению Зайцева И.В. (как лицу, поставленному на учет до " ... ") техническим средством реабилитации, предусмотренным индивидуальной программой реабилитации - эндопротезом тазобедренного сустава должна быть возложена на Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Принимая решение, суд первой инстанции объективно исследовал материалы дела, полно и правильно установил юридически значимые для рассмотрения дела обстоятельства. Собранным по делу доказательствам судом дана надлежащая оценка. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Юридически значимые обстоятельства судом установлены, нормы материального и процессуального права применены правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г.Омска от 04 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-ОРО ФСС РФ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.