Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Шукеновой М.А.,
судей областного суда: Иволгиной Н.В., Старостиной Г.Г.,
при секретаре: Матюхиной К.В.,
рассмотрела в судебном заседании 19 августа 2015 года дело по апелляционной жалобе представителя Рассохина А.М. - Шевченко А.А. на решение Октябрьского районного суда г. Омска от 15 июня 2015 года, которым постановлено:
"Требования Рассохина А. М. о признании бездействия Федерального казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, начальника территориального отделения в городе Омске Федерального казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации незаконным оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рассохин А.М. в лице представителя Шевченко А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ, ссылаясь на то, что он является военным пенсионером Министерства обороны РФ с " ... " года. Решением Октябрьского районного суда г.Омска от 20.10.2014, вступившим в законную силу 29.11.2014, действия начальника Омского отделения ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ по снятию его с учета нуждающихся в получении жилых помещений признаны неправомерными и на данное должностное лицо возложена обязанность по отмене решения от 18.09.2014 о снятии его с учета нуждающихся в получении жилых помещений. Однако до настоящего времени жилищная субсидия для приобретения или строительства жилого помещения ему не предоставлена.
В нарушение существующего Порядка предоставления субсидий для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим начальник Омского отделения ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ не направляет его документы для рассмотрения вопроса о принятии решения уполномоченному лицу, требуя от него предоставить дополнительные документы, то есть должностное лицо ограничивает его в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и ФЗ "О статусе военнослужащих".
Просил признать незаконными действия начальника Омского отделения ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ, выразившиеся в не направлении его документов уполномоченному лицу для принятия решения о предоставлении ему жилищной субсидии; (бездействие) начальника ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ, выразившиеся в непринятии решения о предоставлении ему жилищной субсидии; обязать указанных должностных лиц направить его документы в ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ, предоставить ему жилищную субсидию соответственно.
Рассохин А.М. в судебном заседании участия не принимал.
Заявленные им требования в судебном заседании поддержал его представитель Шевченко А.А.
Начальник Омского отделения ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ, представители Минобороны РФ, департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ, ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ в судебном заседании участия не принимали. В письменном отзыве представитель ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ заявленные требования не признал, указав, что Рассохин А.М. состоит в Едином реестре нуждающихся в обеспечении жилым помещением. Для подтверждения отсутствия оснований для снятия Рассохина А.М. с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением и принятия решения о предоставлении жилищной субсидии ему предъявлено требование о предоставлении им дополнительных документов, которое до настоящего времени не исполнено, в связи с чем у ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ не имеется сведений об отсутствии указанных оснований и принятия решения о предоставлении ему жилищной субсидии.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Рассохина А.М. - Шевченко А.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом не применен закон подлежащий применению в данном случае. Вывод суда о том, что отсутствие оснований для снятия с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях подтверждается путем предоставления выписки из лицевого счета квартиросъемщика или из домовой книги основан на неправильном толковании закона. Обязанность по предоставлению в ФГКУ доказательств отсутствия оснований для снятия с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях на Рассохина А.М. законом не возложена. Кроме того, выписку из лицевого счета квартиросъемщика Рассохин А.М. представлял в жилищный орган во время подачи им заявления на субсидию осенью 2014 года.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
По смыслу ст.59 и п. "т" ст.71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Пунктом 1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 512 утверждены Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих-граждан РФ, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, согласно которым признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, осуществляется по основаниям, предусмотренным ст.51 ЖК РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с подп. "г" п.3 Правил указанные военнослужащие к заявлению о признании нуждающимися в жилом помещении прилагают, в том числе, выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления.
Приказом Министра обороны РФ от 21.07.2014 N 510 утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, регулирующим вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилищной субсидии), в том числе, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации.
В п.4 Порядка установлено, что для получения жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии либо в уполномоченный орган Минобороны в сфере жилищного обеспечения военнослужащих, либо в специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации).
В заявлении о перечислении жилищной субсидии необходимо указать реквизиты банковского счета. Заявление подписывается всеми членами семьи, при этом за несовершеннолетних и (или) недееспособных членов семьи заявление подписывают их законные представители.
По правилам п.5 Порядка уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) направляет запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Данная процедура необходима для получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на жилые помещения на всей территории РФ.
Запрос необходимо направить в течение 10 рабочих дней со дня поступления информации о доведении лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечения Минобороны по субъектам РФ.
Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) не позднее чем через 10 рабочих дней со дня получения сведений из реестра. При этом должны отсутствовать основания для снятия названных категорий граждан с учета в качестве признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно пп. "г" п.26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения жилищной проблемы.
Данное положение Правил согласуется с п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, согласно которой граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Под решением жилищной проблемы по смыслу п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ следует понимать наличие у граждан жилых помещений по договорам социального найма либо в собственности, площадь которых превышает учетную норму.
Из материалов дела следует, что Рассохин А.М. является военным пенсионером Министерства обороны РФ с " ... " года.
В период прохождения военной службы Рассохину А.М. на основании ордера N N " ... " от " ... " на состав семьи из четырех человек (он, супруга " ... ", дети - " ... ") была предоставлена двухкомнатная квартира, жилой площадью " ... " кв.м, общей - " ... " кв.м, расположенная по адресу: " ... ".
Согласно договору безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 01.02.2008, указанная квартира была приватизирована семьей Рассохиных в общую долевую собственность по " ... " доли каждому (л.д. " ... ").
Решением жилищной комиссии Омского танкового инженерного института (протокол N N " ... " от 12.10.1998) Рассохин А.М. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с составом семьи из 4-х человек: Рассохин А.М., " ... "
" ... " на основании решения Ленинского районного суда г.Омска от " ... " брак между Рассохиным А.М. и " ... " прекращен.
Приказом начальника главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ N N " ... " от 02.02.2004 Рассохин А.М. уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с истечением срока контракта о прохождении военной службы, с оставлением в списках очередников на получение жилья. Календарная выслуга в ВС составила " ... " год.
Решением Омского отделения ФГКУ "Центррегионжилье" N N " ... " от 18.09.2014 Рассохин А.М. снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, предусматривающего снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Решением Октябрьского районного суда г.Омска от 20.10.2014 действия начальника Омского отделения ФГКУ "Центррегионжилье", связанные со снятием с учета нуждающихся в получении жилых помещений Рассохина А.М. признаны неправомерными; на указанное должностное лицо возложена обязанность отменить решение N N " ... " от 18.09.2014 о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений Рассохина А.М. (л.д. " ... ").
Решением начальника Омского отделения ФГКУ "Центррегионжилье" N N " ... " от 20.02.2015 решение N N " ... " от 18.09.2014 о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений Рассохина А.М. было отменено (л.д. " ... ").
В настоящее время Рассохин А.М. состоит в Едином реестре нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Для подтверждения отсутствия оснований для снятия Рассохина А.М. с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением и принятия решения о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения у Рассохина А.М. сначала в устной форме (что было установлено судом в ходе рассмотрения дела), а затем и в письменной форме была истребована копия лицевого счета квартиросъемщика с места регистрации по адресу: " ... ", и копия договора найма (л.д. " ... ").
На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции и вынесения оспариваемого решения указанные документы Рассохиным А.М. в Омское отделение ФГКУ "Центррегионжилье" представлены не были.
В соответствии с п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами ЖК РФ, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст.56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, в том числе, утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, в силу закона обязанность обеспечения жильем, в том числе, в виде получения жилищной субсидии возникает при совокупности ряда установленных законом условий.
В связи с изложенным, требование заинтересованного лица к Рассохину А.М. о предоставлении копии лицевого счета договора найма не противоречит положениям указанных нормативно-правовых актов.
Ссылки Рассохина А.М. в апелляционной жалобе на то, что выписку из лицевого счета квартиросъемщика он представлял в жилищный орган во время подачи им заявления на субсидию осенью 2014 года, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку с момента подачи указанной выписки осенью 2014 года у заявителя могли измениться учетные данные, в связи с чем он мог утратить право на получение субсидии.
В целом доводы апелляционной жалобы Рассохина А.М. не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку доказательств, а поэтому не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Нарушений норма материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Омска от 15 июня 2015 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Рассохина А.М. - Шевченко А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.