Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Т.И.,
судей областного суда Сокова А.В., Алейниковой С.А.,
при секретаре Евдокимовой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 августа 2015 года по докладу судьи облсуда Алейниковой С.А. дело по апелляционной жалобе представителя ЧНВ - ШВВ на решение Жуковского районного суда Брянской области от 18 мая 2015 года по иску ЧНВ к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Жуковском муниципальном районе Брянской области о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении материнским капиталом,
УСТАНОВИЛА:
ЧНВ обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что на основании Федерального закона N256-ФЗ от 29 декабря 2006 года "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" получила государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серия МК-4 N 0010791 от 25 апреля 2012 года.
4 февраля 2015 года она совместно с супругом ЧАВ и несовершеннолетними детьми ЧДА и ЧЕА по договору купли-продажи приобрели в общую долевую собственность жилой дом, общей площадью 45,7 кв.м, и земельный участок, площадью 1 106 кв.м, расположенные по адресу: "адрес", стоимостью 900 000 рублей, которые оплачиваются частично за счет средств материнского капитала и наличных средств, имеющихся у семьи.
25 февраля 2015 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Жуковском муниципальном районе Брянской области с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала в размере 453 026 рублей в форме оплаты приобретенного вышеуказанного жилого помещения.
Уведомлением N 78889/15 от 18 марта 2015 года ей было отказано в удовлетворении заявления и направлении средств на улучшение жилищных условий на оплату приобретаемого жилого помещения, с чем она не согласна.
В связи с чем, просила указанное решение признать незаконным и обязать УПФР в Жуковском муниципальном районе Брянской области принять решение о проведении оплаты средствами материнского капитала приобретаемого жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", согласно договора купли-продажи жилого дома от 4 февраля 2015 года.
В судебном заседании ЧНВ и ее представитель ШВВ исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Жуковском муниципальном районе Брянской области ЖЛА иск не признала, пояснила, что указанное в заявлении направление использования средств материнского капитала не соответствует действующему законодательству, поскольку улучшений жилищных условий ЧНВ фактически не произошло.
Решением суда от 18 мая 2015 года в удовлетворении исковых требований ЧНВ отказано.
В апелляционной жалобе представитель ЧНВ ШВВ просил отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
В доводах жалобы указывает, что перечень оснований отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала, предусмотренный статьей 8 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", является исчерпывающим и в силу действующего законодательства расширенному толкованию не подлежит. Суд первой инстанции в решении не привел правовых оснований отказа в распоряжении средствами материнского капитала.
В письменных возражениях начальник УПФ РФ (ГУ) в Жуковском муниципальном районе Брянской области КВВ просил в удовлетворении апелляционной жалобы истца отказать, указав на необоснованность её доводов.
Заслушав доклад судьи облсуда Алейниковой С.А., объяснения, ЧНВ, её представителя ШВВ, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя УПФ РФ (ГУ) в Жуковском муниципальном районе Брянской области БАИ, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
В соответствии со статьей 9 Закона денежные средства материнского (семейного) капитала переводятся из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ и направляются на цели, предусмотренные вышеназванным законом.
Статьей 147 Бюджетного кодекса РФ и статьей 18 Закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" N167-ФЗ от 15 декабря 2001 года расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации. Нецелевое расходование денежных средств не допускается. Органы ПФР осуществляют контроль за целевым использованием средств.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского семейного капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной части трудовой пенсии матери.
Статьей 8 Закона предусмотрено, что заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.
В удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае:
1) прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;
2) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении;
3) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом;
4) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении;
5) ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке);
6) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка).
В случае отказа в удовлетворении заявления о распоряжении в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение.
Таким образом, из приведенных выше положений закона следует, что перечень оснований для отказа в распоряжении средствами материнского капитала является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что ЧНВ является матерью несовершеннолетних детей - ЧДА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ЧЕА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
26 апреля 2012 года ей выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
По договору купли-продажи от 9 апреля 2013 года она приобрела в индивидуальную собственность жилой дом, общей площадью 45,7 кв.м, и земельный участок, площадью 1 106 кв.м, расположенные по адресу: "адрес".
19 ноября 2014 года по договору купли-продажи указанные жилой дом и земельный участок ЧНВ продала ХЛВ за 1 000 000 рублей.
4 февраля 2015 года она совместно с супругом ЧАВ и несовершеннолетними детьми ЧДА и ЧЕА по договору купли-продажи приобрели в общую долевую собственность вышеуказанное недвижимое имущество за 900 000 рублей, часть суммы из которой оплачивается за счет средств материнского капитала путем перечисления на счет продавцу, оставшаяся - из наличных средств, имеющихся у семьи.
Право общей долевой собственности на указанное имущество зарегистрировано в Управлении Росреестра по Брянской области за ЧАВ, ЧНВ, ЧДА, ЧЕА по ? доли за каждым.
На момент приобретения недвижимости ЧНВ и её дети были зарегистрированы по указанному адресу.
25 февраля 2015 года ЧНВ обратилась в УПФР в Жуковском
муниципальном районе Брянской области с заявлением о распоряжении материнским капиталом в размере 453 026 рублей в форме оплаты приобретенного вышеуказанного жилого помещения, в чем ей было отказано.
Согласно уведомлению N78889/15 от 18 марта 2015 года отказано по причине того, что она продала и вновь приобрела в собственность жилой "адрес", расположенный по адресу: "адрес", т.е. восстановила ранее существующее положение.
Из сообщения прокуратуры Жуковского района Брянской области о результатах проведенной проверки следует, что нарушений действующего законодательства в части отчуждения и приобретения недвижимого имущества, прокуратурой не выявлено.
Оценив собранные по делу доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд пришел к выводу о том, что пенсионный орган, принимая решение об отказе в удовлетворении заявления истца о распоряжении средствами материнского капитала, действовал в соответствии с действующим законодательством в пределах своей компетенции.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, недвижимое имущество ранее принадлежавшее ЧНВ продано ею родной сестре ХЛВ, которая через три месяца продала его обратно семье ЧНВ
На момент приобретения недвижимости ЧНВ и её дети были зарегистрированы по вышеуказанному адресу.
Доказательства того, что ЧНВ после первой сделки выселилась из спорного помещения, снялась с членами семьи с регистрационного учета, а ХЛВ вселилась и зарегистрировалась в нем как постоянно проживающая, отсутствуют.
Таким образом, указанное в заявлении истца основание для распоряжении средствами (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотрено Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", поскольку истец, приобретая проданное ранее жилое помещение через незначительный промежуток времени, фактически восстановила ранее существовавшее положение, а не улучшила жилищных условий семьи.
Принимая во внимание, что правовые основания для направления средств материнского капитала для приобретения спорного жилого помещения отсутствуют, пенсионный орган в силу пункта 3 части 2 статьи 8 ФЗ обоснованно отказал истцу в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, они признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного решения.
Таким образом, решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, на основании полного исследования всех юридически значимых обстоятельств, при надлежащей оценке представленных сторонами доказательств.
Оснований для отмены обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьей 328-329 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Жуковского районного суда Брянской области от 18 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Т.И. Зубкова
Судьи областного суда А.В. Соков
С.А. Алейникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.