Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.,
судей Песецкой С.В., Кривцова А.С.,
по докладу судьи краевого суда Кривцова А.С.,
при секретаре Казакове Г.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Олифиренко Т.А. на решение Первомайского районного суда города Краснодара от 16 марта 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Олифиренко Т.А. обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по Краснодарскому краю, в котором просит признать за ней право на получение пенсии за выслугу лет и обязать назначить ей пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ N 4468-1 от 12.02.1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В обоснование своих требований истица указала, что с " ... " по " ... " она состояла на службе в УВД Ошской области Кыргызской Республики на различных должностях. В августе 2003 года она была переведена в систему МЧС Кыргызской Республики и с " ... " по " ... " работала в должности диспетчера Центрального пункта связи Отдела государственной противопожарной службы Ошской области города Ош Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики. Общий стаж работы составляет 30 лет, из них 23 года в системе МВД. В настоящее время она переехала в г. Сочи на постоянное место жительства. Обратившись в ГУ МВД России по Краснодарскому краю с заявлением о назначении выплаты пенсии по выслуге лет, " ... " она получила отказ со ссылкой на отсутствие у нее права на пенсионное обеспечение. Считая указанный отказ незаконным и нарушающим ее права, обратилась в суд с настоящим иском.
Решением Первомайского районного суда от 16 марта 2015 г. в удовлетворении исковых требований Олифиренко Т.А. было отказано.
В апелляционной жалобе истица просит указанное решение отменить как вынесенное с нарушением норм процессуального и материального права, принять по делу новое решение об удовлетворении ее исковых требований.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что с " ... " по " ... " Олифиренко Т.А. состояла на службе в Управлении внутренних дел Ошской области Республики Кыргызстан N " ... ", на различных должностях, что подтверждается справкой " ... " от " ... ".
На основании Указа президента Кыргызской Республики N " ... " от " ... " г., истица была переведена в систему МЧС Кыргызской Республики и работала в должности диспетчера Центрального пункта связи Отдела государственной противопожарной службы Ошской области города Ош Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской республики с " ... " по " ... " г.
Приказом Управления пожарной безопасности Ошской области Агентства пожарной безопасности при Министерстве чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики " ... " от " ... " Олифиренко Т.А. исключена из списка личного состава с " ... "
Пенсия за выслугу лет назначена Олифиренко Т.А по линии Агентства государственной противопожарной службы при МЧС Кыргызской Республики, в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О пенсионном обеспечении военнослужащих".
В настоящее время истица переехала в г. Сочи на постоянное место жительства.
Обратившись в ГУ МВД России по Краснодарскому краю с заявлением о назначении выплаты пенсии по выслуге лет, " ... " истица получила отказ со ссылкой на отсутствие у нее права на пенсионное обеспечение.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Олифиренко Т.А., суд первой инстанции согласился с позицией ответчика и сослался на то, что правовых оснований для осуществления пенсионного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава, проходивших перед увольнением службу в структурных подразделениях других министерств и ведомств Содружества Независимых Государств, не входящих в систему органов внутренних дел (в частности, Управления пожарной безопасности Агентства пожарной безопасности при МЧС Кыргызской Республики) при переезде их на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, Министерством внутренних дел России не имеется.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил их исчисления, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренными этими договорами (соглашениями).
В соответствии с пунктом "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают
Российская Федерация и Республика Кыргызстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей государства - участники Содружества Независимых Государств 24 декабря 1993 г. приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств".
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Соглашения от 24 декабря 1993 г. пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Статьей 2 Соглашения от 24 декабря 1993 г. предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной. Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с пунктом б части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей.
Пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Материалами дела, а именно расчетом выслуги лет, подтверждается наличие у Олифиренко Т.А. выслуги календарных - 28 лет 8 месяцев 5 дней и льготных - 11 лет 2 месяца 23,5 дней (всего 39 лет 10 месяцев 28,5 дней).
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Олифиренко Т.А. приобрела право на пенсию за выслугу лет на территории одного из государств - участников Соглашения и это право было реализовано, то есть пенсия ей назначена, при переезде на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации она имеет право на пенсионное обеспечение, которое должно осущетсвлятся Министерством внутренних дел Российской Федерации.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных Олифиренко Т.А. требований нельзя признать законным и обоснованным, ввиду чего решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первомайского районного суда города Краснодара от 16 марта 2015 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать за Олифиренко Т.А. право на получение пенсии за выслугу лет.
Обязать Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю назначить Олифиренко Т.А. пенсию по выслуге лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.