Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Пегушина В.Г.,
судей: Малаевой В.Г., Диянова С.П.
по докладу судьи Малаевой В.Г.
при секретаре " Ф.И.О. "7
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению " Ф.И.О. "1, " Ф.И.О. "3, " Ф.И.О. "2, к администрации муниципального образования " ... ", городской Думе Краснодара, департаменту архитектуры и градостроительства муниципального образования " ... " о признании недействующим в части решения городской Думы Краснодара от " ... " " ... " п. 3 "Об утверждении проекта красных линий улиц Красной, Кубанской Набережной и Ставропольской в городе Краснодаре"
по апелляционной жалобе " Ф.И.О. "1, " Ф.И.О. "3, " Ф.И.О. "2 на решение Первомайского районного суд г. Краснодар от 17 июня 2015 г. с возражением на апелляционную жалобу представителя городской Думы Краснодара, действующего по доверенности " Ф.И.О. "8
Заслушав доклад судьи Краснодарского краевого суда " Ф.И.О. "12, объяснения " Ф.И.О. "1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя городской Думы Краснодара по доверенности " Ф.И.О. "8, представителя департамента архитектуры и градостроительства и Главы муниципального образования " ... " по доверенности " Ф.И.О. "9, возражавших относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
УСТАНОВИЛА:
" Ф.И.О. "1, " Ф.И.О. "3, " Ф.И.О. "2 (далее - заявители) обратились в Первомайский районный суд " ... " с заявлением о признании недействующим решения городской Думы Краснодара от " ... " " ... " п. 3 "Об утверждении проекта красных линий улиц Красной, Кубанской Набережной и Ставропольской в городе Краснодаре" в части утверждения проекта красной линии, проходящей вдоль " ... " от точки " " ... "" до точки пересечения с границей земельного участка с кадастровым номером " ... " по " ... " N " ... "
Решением Первомайского районного суда города Краснодара от 17 июня 2015 г. заявителям отказано в удовлетворении требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе заявители просят решение Первомайского районного суда города Краснодара от 17 июня 2015 г. отменить и принять новое решение, признав недействующим решение городской Думы " ... " от " ... " " ... " п. 3 "Об утверждении проекта красных линий улиц Красной, Кубанской Набережной и Ставропольской в городе Краснодаре" с учетом изменений, внесенных решениями городской Думы " ... " от " ... " " ... " п. 12, от " ... " " ... " п. 7, от " ... " " ... " п. 27, от " ... " " ... " п. 25, от " ... " " ... " п. 12, в части утверждения проекта красной линии, проходящей вдоль " ... " от точки " " ... "" до точки пересечения с границей земельного участка с кадастровым номером " ... " по " ... ". В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав " Ф.И.О. "1, представителя " Ф.И.О. "10, " Ф.И.О. "2 по доверенности " Ф.И.О. "1, представителя городской Думы Краснодара по доверенности " Ф.И.О. "8, представителя департамента архитектуры и градостроительства и Главы муниципального образования " ... " по доверенности " Ф.И.О. "9, судебная коллегия считает постановление суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявители являются собственниками квартир в доме " ... " по " ... " в " ... ".
Администрацией муниципального образования " ... " " ... " принято постановление " ... " "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории по " ... ", дом " ... " Центральном внутригородском округе " ... "".
Администрацией постановлено утвердить на землях населенных пунктов схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории площадью " ... " кв. м, расположенного в границах исторического поселения " ... ", в том числе земельного участка площадью " ... " кв. м, расположенного в охранной зоне инженерных коммуникаций для эксплуатации 9-этажного многоквартирного дома и иных входящих в состав такого дома объектов недвижимого имущества по " ... " внутригородском округе " ... ".
Заявители обратились в Октябрьский районный суд " ... " с заявлением об оспаривании указанного постановления.
Решением Октябрьского районного суда " ... " от " ... " признано недействительным постановление администрации муниципального образования " ... " " ... " " ... " "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории по " ... ", дом " ... " в Центральном внутригородском округе " ... "". На администрацию муниципального образования " ... " возложена обязанность устранить допущенные нарушения и в месячный срок со дня вступления решения в силу на основании постановления главы муниципального образования " ... " от " ... " " ... " "О формировании земельных участков под многоквартирными домами за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования " ... ")", сформировать земельный участок для эксплуатации многоквартирного дома " ... " по " ... " в " ... " с учетом фактического землепользования и в соответствии с требованиями земельного, градостроительного и жилищного законодательства.
Данное решение, вступившее в законную силу " ... ", не исполнено.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования " ... " красная линия по четной стороне " ... " в районе запрашиваемого земельного участка от " ... " утверждена решением городской Думы Краснодара " ... " п. 3 от " ... "
Данное решение городской Думы " ... " в части утверждения проекта красной линии, проходящей вдоль " ... " от точки " " ... " до точки пересечения с границей земельного участка с кадастровым номером " ... " по " ... ", заявители считают незаконным и нарушающим их права на приобретение земельного участка необходимой площади под объектом недвижимого имущества в собственность.
Согласно статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Основаниями для признания нормативного правового акта недействующим в соответствии со ст.ст. 251, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются: нарушение прав и законных интересов заявителя, несоответствие нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Оспариваемое решение городской Думы Краснодара " ... " п. 3 от " ... " "Об утверждении проекта красных линий улиц Красной, Кубанской Набережной и Ставропольской в городе Краснодаре" принято городской Думой Краснодара на основании Концепции долгосрочного развития генерального плана " ... " до 2025 г., утверждённой " ... " решением " ... " п.9 "Об утверждении Концепции долгосрочного развития генерального плана " ... " до 2025 г." с целью определения границ реконструкции улиц для увеличения их пропускной способности для транспорта и пешеходов на долгосрочную перспективу, а также обеспечения комфортных условий проживания в прилегающих жилых кварталах и микрорайонах. Решение городской Думы Краснодара " ... " п. 3 от " ... " принято в пределах компетенции городской Думы Краснодара, опубликовано надлежащим образом, соответствует действующему законодательству Российской Федерации и не нарушает прав и свобод заявителя.
Согласно ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования не подлежат приватизации, вместе с тем ограничений по приватизации планируемых территорий общего пользования, которые также могут обозначать красные линии, не предусмотрено.
Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утверждённой постановлением Госстроя РФ от 06 апреля 1998 г. N 18-30, установлено, что проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территории поселения (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки) и является утверждаемой её частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц (пункт 4.1. Инструкции).
Указанное правило носит диспозитивный характер и подразумевает возможность иного порядка принятия, так пункт 4.3. Инструкции предусматривает возможность разработки красных линий в качестве самостоятельного проекта с указанием на необходимость последующей детальной разработки.
Статья 1 Градостроительного кодекса РФ, определяя понятие красные линии, также указывает на то, что они могут обозначать как существующие так и планируемые границы территорий общего пользования.
Согласно п.З.2.1. инструкции "О порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации", утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 29 октября 2002 г. N 150, проект планировки территории содержит как действующие, так и проектируемые красные линии.
Согласно статье 45 Градостроительного кодекса РФ и статье 51 Устава муниципального образования " ... " подготовка документации по планировке территории осуществляется администрацией муниципального образования " ... ". При этом, установленные статьёй 46 Градостроительного кодекса РФ и указанные заявителем процедуры: проведение публичных слушаний по проекту планировки, а также опубликование решения о подготовке документации по детальной планировке территории (утверждаемое главой муниципального образования " ... ") являются обязательными при осуществлении этой деятельности. Указанные процедуры проводятся в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Утвержденный Решением проект красных линий не означает автоматического причисления соответствующих земельных участков к территориям общего пользования. В этом случае проекты красных линий могут использоваться как основание для последующего принятия решений об изъятии или резервировании земельных участков для реализации муниципальных нужд в установленном законом порядке.
Проекты красных линий, являются одним из этапов в подготовке проекта детальной планировки и должны быть обозначены в нём вместе с действующими красными линиями. Впоследствии указанный проект детальной планировки в целом подлежит обсуждению на публичных слушаниях в порядке, установленном статьёй 46 Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, изложенные в заявлении требования не обоснованы ввиду того, что решение городской Думы Краснодара " ... " п. 3 от " ... " не нарушает прав заявителей.
В силу п. 3.3 Инструкция РДС 30-201-98 красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях, в связи с чем красные линии следует признать обязательным элементом градостроительной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно пункту 11 статьи 28 Градостроительного кодекса РФ от 07 мая 1998 г. N 73-ФЗ (в редакции от 10.01.2003) решения органов государственной власти и органов местного самоуправления о разработке градостроительной документации любого вида или о внесении в нее изменений, а также основные положения градостроительной документации любого вида подлежат опубликованию.
Такие же положения содержатся в пункте 4 статьи 14 Закона Краснодарского края от 22 ноября 1995 г. N 18-КЗ "О местном самоуправлении в Краснодарском крае" (в редакции Закона Краснодарского края от 01 ноября 2001 г. N 413-КЗ), в пункте 3 статьи 59 Устава муниципального образования город Краснодар (принят решением городской Думы Краснодара от 19 июля 2003 г. N 37 п. 1), действовавших на момент принятия решения от 27 ноября 2003 г.
Пунктом 4 статьи 59 Устава муниципального образования город Краснодар (принят решением городской Думы Краснодара от 19 июля 2003 г. N 37 п. 1) определено, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается решением городской Думы Краснодара и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Как следует из Порядка опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, утвержденного решением городской Думы Краснодара от " ... " " ... " п. 3, решения городской Думы Краснодара относятся к муниципальным правовым актам (пункт 1.2), официальным опубликованием муниципальных правовых актов признается первая публикация их полного текста в газете "Краснодарские известия" или газете "Краснодар", при официальном опубликовании муниципального правового акта указывается, что данное опубликование является официальным (пункт 2. 3).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом. Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта, необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием.
Из материалов дела следует, что текст Решения городской Думы Краснодара опубликован в газете "Краснодарские известия" от " ... " " ... " в момент действия Градостроительного кодекса Российской Федерации от 08 апреля 1998 г. N 73-ФЗ. Приложения к данному Решению опубликованы не были. В публикации указано, что с данной информацией граждане могут ознакомиться в МУП "Институт "Горкадастрпроект". Решение городской Думы Краснодара от " ... " принято в период действия Градостроительного кодекса РФ 1998 года, который не предусматривал публикации градостроительной документации (включающей описания, карты, схемы) в полном объеме, а обязывал публиковать лишь решения о ее разработке и изменении, а также основные положения названной документации (пункт 12 статьи 28).
Как следует из материалов дела, на основании заявления собственников помещений и в соответствии с постановлением администрации муниципального образования " ... " от " ... " " ... " "О формировании земельных участков под многоквартирными домами за счёт средств местного бюджета" департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования " ... " проведены работы по формированию земельного участка под многоквартирным домом по адресу: " ... ", дом " ... "
Граница земельного участка под многоквартирным домом по " ... " была определена в соответствии с пунктом 2.3.1 постановления администрации муниципального образования " ... " от " ... " " ... " "О формировании земельных участков под многоквартирными домом и за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования " ... ")", согласно которому границы земельных участков, на которых расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого объекта недвижимого имущества, устанавливаются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного, градостроительного и жилищного законодательства, а также с применением расчета площади земельного участка. Местоположение границ земельных участков определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии). В границы земельных участков включаются элементы озеленения, благоустройства, детские, бельевые и спорт площадки.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером " ... " площадью " ... " кв. м и разрешенным использованием "для эксплуатации 9-этажного многоквартирного дома и иных входящих в состав такого дома объектов недвижимого имущества".
Граница земельного участка согласована с уполномоченным представителем собственников помещений в многоквартирном доме - " Ф.И.О. "11, избранной таковым (уполномоченным лицом) на представление интересов собственников помещений многоквартирного дома и иных входящих в состав дома объектов недвижимого имущества, распложенного по адресу: " ... ", дом N " ... ".
Таким образом, участок под многоквартирным домом по " ... " сформирован в соответствии с требованиями действующего земельного и градостроительного законодательства.
Судом первой инстанции установлено также, что решение Октябрьского районного суда " ... " от " ... ", которым администрация обязана сформировать земельный участок для эксплуатации многоквартирного дома, расположенного по адресу: " ... ", с учетом фактического землепользования не исполняется, заявители не обращались за получением исполнительного листа.
В соответствии со статьей 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение городской думы Краснодара от " ... " " ... " п. 3 "Об утверждении проекта красных линий улиц Красной, Кубанской Набережной и Ставропольской в городе Краснодаре" в части утверждения проекта красной линии, проходящей вдоль " ... " от точки " " ... " до точки пересечения с границей земельного участка с кадастровым номером " ... " по " ... " " ... " не противоречит нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не нарушает права и законные интересы заявителей.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 июня 2015 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу " Ф.И.О. "1, " Ф.И.О. "3, " Ф.И.О. "2 без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.