Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Пачиной Л.Н.,
судей: Босси Н.А., Рязанцевой Л.В.,
при секретаре: Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 августа 2015 года гражданское дело по иску Бударина М.А. к отделу Министерства Внутренних дел Российской Федерации по г. Котовску Тамбовской области, Управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области о перерасчете выслуги лет,
по апелляционной жалобе Бударина М.А. в лице его представителя Бредихиной Н.Н. на решение Котовского городского суда Тамбовской области от 02 июня 2015 года,
заслушав доклад судьи Босси Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бударин М.А. обратился в суд с иском к отделу Министерства внутренних дел России по г.Котовску Тамбовской области о перерасчете выслуги лет, указав, что с *** года по *** года проходил срочную военную службу. В период с *** года по *** года он принимал участие в контертеррористических операциях в составе объединенной группировки войск на территории Серево-Кавказского региона Российской Федерации, что подтверждается записью в военном билете, архивной Справкой Министерства Обороны РФ, справкой *** городского военного комиссариата. С *** года по *** он служил в ОМВД России по г *** в должности *** в звании ***. В приказе N *** от *** об увольнении истца указано, что его выслуга лет в льготном исчислении составила *** лет *** месяцев *** дней, выслуга лет учтена в календарном исчислении. Впоследствии, письмом от *** УМВД России по Тамбовской области, ему было сообщено, что его выслуга лет в льготном исчислении с учетом положений Приказа МВД РФ N 697 от 18.08.2014года, Постановления Правительства РФ N 424 от 31.05.2000г "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной системы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона", Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" составляет *** лет *** месяцев *** дня. При этом служба по призыву в период участия в контртеррористических операциях засчитана в календарном исчислении. С данным расчетом он не согласен, поскольку считает, что период его участия в контртеррористических операциях в количестве *** дней в соответствии с пунктом "е" части 3 Постановления Совета Министров-Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N
941 должен быть исчислен в льготном порядке: один день службы - за три дня. В связи с неправильным исчислением выслуги лет он лишен возможности на получение пенсии по выслуге лет в соответствии с действующим законодательством. Просил обязать ответчика произвести перерасчет выслуги лет, исходя из расчета один день службы за три дня за периоды участия в контртеррористических операциях.
Решением Котовского городского суда Тамбовской области от 02 июня 2015 года исковые требования Бударина М.А. оставлены без удовлетворения.
С названным решением суда не согласился Бударин М.А. и подал в лице представителя Бредихиной Н.Н. апелляционную жалобу, в которой просит решение Котовского городского суда Тамбовской области от 02 июня 2015 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований в полном объеме.
Считает решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным с существенным нарушением норм материального права.
Указывает, что на основании Определения Верховного Суда РФ N83-КГ14-14 от 23.03.2015 года, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом суд делает ссылку на то, что указанная правовая позиция изложена в названном Определении Верховного Суда РФ. Таким образом, суд в решении использует судебную практику, что прямо указывает на применение прецедентного права, что, по мнению автора жалобы, является недопустимым.
Так же судом не были применены нормы закона, подлежащие применению, а именно: остались без должного внимания и оценки доводы истца, основанные на том, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел определен постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям", где предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении (пункт 5).
Следовательно, всем военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях и к которым, по смыслу части 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1, относится период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, то есть фактического участия в контртеррористических операциях.
Периоды фактического участия в контртеррористических операциях во время прохождения службы по призыву включаются в выслугу лет льготном исчислении, что соответствует действовавшему до 9 апреля 2003 года приказу Министра внутренних дел Российской Федерации от 22 февраля 1993 года N73, устанавливающему льготы и компенсации как военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, так и военнослужащим сверхсрочной службы и сотрудникам органов внутренних дел, согласно которому военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывался в выслугу лет (трудовой стаж) один месяц службы за три месяца, а также действующему приказу Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 года N 9, где в приложении 2 определено, что военнослужащим, указанным в подпункте "б" пункта 1 приказа, засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца, о чем издаются приказы соответствующих командиров (начальников).
Период службы по призыву засчитывается военнослужащим в льготном исчислении, для чего в военных билетах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, производятся записи с указанием, в каком регионе военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта), и периодов выполнения этих задач.
Факт прохождения службы, а именно непосредственного участия в контртеррористических операциях подтвержден приказами командиров воинских частей.
В возражениях на апелляционную жалобу Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Котовску просит решение Котовского городского суда Тамбовской области от 02 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бударина М.А.- без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел регламентируется Законом РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей".
В соответствии со ст.1 данного Закона его действие не распространяется на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу).
Порядок льготного исчисления продолжительности военной службы (службы в органах внутренних дел) и основания его применения установлены в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", которым не предусмотрена возможность льготного исчисления периода прохождения службы по призыву в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Поскольку как было установлено, судом истец в период с *** года по *** года проходил срочную военную службу, во время прохождения которой с *** года по *** года принимал участие в контертеррористических операциях в составе объединенной группировки войск на территории Серево-Кавказского региона Российской Федерации, оснований для включения спорного периода в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении не имеется.
Положения статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее - Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1), на которые ссылается в обоснование доводов жалобы представитель истца, не влекут отмену решения суда, поскольку данный Закон вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует и не предусматривает возможность льготного исчисления выслуги для лиц, проходивших военную службу по призыву для целей, установленных Законом РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Котовского городского суда Тамбовской области от 02 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Бударина М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.